образовательная ассоциация Агора
Источник фото: eddesignmagazine.com
В этой статье поговорим о том, как образование строится вокруг индивидуального интереса ученика. Увидим, как это можно не только воплотить в рамках одной экспериментальной группы, но и масштабировать на многие школы для учащихся разных возрастов.

Образовательная ассоциация Agora в Нидерландах

Начиналось все так: в 2013 году четверо джентльменов — Сьеф Драммен, Ян Фасен, Берт Мартенс и Берт Стеркен — сели вместе, чтобы изменить образование, в результате чего появилась Agora. Сама концепция была придумана всего за несколько дней, затем для более детальной практической разработки были задействованы другие учителя, исследователи и ученые.

«Не будем спрашивать у учителей, спросим у учеников,

какой должна быть школа"



Сьеф Драммен, основатель Agora

И получилось. В августе 2014 году на базе финансируемой государством традиционной средней школы в городе Рурмонд в Нидерландах была открыта первая Agora, набор состоял из 34 учеников.
Подход и концепция
В основе подхода к обучению в системе Agora лежит любопытство ребенка и его естественный интерес к изучению устройства мира. Школа предоставляет возможность заниматься тем, что увлекает юного человека. Задача учителей — тренеров или коучей, как их называют в Agora, — поддерживать и направлять интерес детей.

Каждый ученик, основываясь на внутренней мотивации, выбирает себе задачу, которая ему интересна. Задача или вызов — это учебный вопрос. Ребенок самостоятельно решает, что он или она хочет знать, изучать, исследовать или создавать. Выбор темы ничем и никем не ограничивается.

Вызовы — это личные вопросы, проблемы, вещи, которые ученик хочет узнать, исследовать или создать. Чтобы начать испытание, нужно предварительно подготовиться.

Ученик и его тренер решают, каким будет конечный результат задания, и отвечают на такие вопросы:

  • Чему ребенок хочет научиться в ходе этого испытания?
  • С кем собирается сотрудничать, чтобы добиться отличного результата?
  • Сколько времени займет испытание?

После подготовки ученик представляет план. В ходе презентации он объясняет, кто может помочь ему на различных этапах решения предстоящих задач, где и как он ожидает получить информацию и знания.

На этапе выполнения ученик отслеживает свой прогресс: записывает, как, где и какую информацию он нашел. Если ученик что-то делает, он может добавить в свои записи изображения или видео, чтобы показать и объяснить процесс изучения. Ученик также может описать трудности и проблемы, с которыми столкнулся, объяснить, как он их преодолевает. И конечно, ребенок записывает, чего планирует достичь на следующий день.

В конце задания учащийся представляет свой конечный продукт. Есть много способов сделать это. Он может снять видео, показать скульптуру или картину, чтобы продемонстрировать то, что узнал. Или, например, пригласить прийти в конюшню, потому что хочет на практике показать, что он теперь знает о лошадях. На такую презентацию приглашены родители, другие ученики и тренер.

После презентации решения задачи у школьника и его тренера состоится обзорный разговор, где ребенок размышляет о том, как прошло испытание, какие навыки он улучшил и как можно использовать их во время следующего испытания.
Источник фото: eddesignmagazine.com
Школьники могут решать задачи как индивидуально, так и в группе с другими детьми. Возраст и уровень подготовки ребят в одной группе может быть разным. В школах Agora обучаются дети с 12 до 18 лет.

Тренер направляет и поддерживает работу над выбранной темой, задавая правильные вопросы. Например, может подчеркнуть и сложные стороны задачи, о которых ребенок, возможно, еще не подумал.

Заканчивая работу над задачей, ребенок с каждым разом все лучше понимает процесс решения и открывает в его ходе новые возможности для дальнейшего изучения мира. Он размышляет над каждым учебным вопросом и исследованием, что позволяет более тщательно планировать изучение следующей темы.

В Agora ребенок начинает что-то не потому, что это нужно, а потому, что он вдохновлен и сам хочет чему-то научиться.
Стандартная учебная программа уступила место «пяти мирам» Agora. Коучи помогают ученикам рассмотреть явление или предмет, которые интересуют ребенка, с пяти разных точек зрения, используя «миры»:

  • научный,
  • социальный,
  • этический,
  • художественный,
  • духовный.

Например, ученик хочет все узнать о переработке мусора. Одни знания и опыт он получит, рассматривая этот предмет с научной точки зрения, и совсем другие, когда изучает его с точки зрения социального мира.
Источник фото: Peter Merry
Не тесты и экзамены, а обратная связь
В Agora нет тестов и ежегодных экзаменов, как нет уроков и домашних заданий. Ученики поступают в любую школу ассоциации без вступительных испытаний и учатся там бесплатно.

В течение дня коучи дают ребятам индивидуальную обратную связь, что является формирующим оцениванием и в процессе чего определяется, что ребенок знает, а что — еще нет.

Детей в Agora фактически проверяют непрерывно, не сравнивая их между собой. В школе всегда помнят — каждый ребенок уникален. После каждого задания тренер с учеником вспоминают и обсуждают то, что было изучено. И ребенок записывает это в свое портфолио.

При желании ученики всегда могут пройти диагностические тесты. Но на последнем году обучения ребятам все-таки необходимо сдать государственные экзамены, которые нужны, чтобы дети могли обучаться дальше в других образовательных учреждениях, уже вне системы Agora.
Источник фото: eddesignmagazine.com
Расписание
Школы Agora открыты круглосуточно 50 недель в году. Организованное время обучения для учащихся — с 8:30 до 17:30. Каждая школа ассоциации сама определяет время начала обучения, иногда индивидуально для отдельных учеников.

Учащимся не задают домашние задания. После обучения у них остается время для друзей, семьи, хобби, спорта, музыки и т. д. Однако дети могут работать над задачей и вне стен школы — их в этом никто не ограничивает.

День начинается с получасового общения учеников и тренерской группы. До обеденного перерыва дети заняты своими учебными вопросами — самостоятельно или вместе с другими. Есть обязательные занятия спортом, два раза в неделю, также они могут посещать всевозможные мастер-классы по своему выбору.

После перерыва — обязательный получасовой отдых. В это время никакие цифровые ресурсы не используются и стоит тишина. Ребенок может сам решить, как это сделать: вздремнуть, помедитировать, почитать или просто помолчать. Большинство предпочитает читать.

В Agora каждому ученику выдают ноутбук: ребятам разрешено пользоваться смартфонами и интернетом в любое время. Важно, чтобы ребенок мог объяснить, зачем он в этот момент использует гаджет.
Учителя и родители
Учителя в Agora обладают высокой степенью автономии и ответственности в своей повседневной работе. Они заботятся о своем уровне профессионализма, регулярно общаясь и обмениваясь опытом с учителями других школ ассоциации. Преподаватели выбирают новых коллег совместно с учениками.

Родители, когда регистрируют своего ребенка в школе Agora, соглашаются, что будут играть активную роль в образовании детей и жизни школы.

Это может быть что угодно, например помощь на одном из рабочих мест: кухня, столярная мастерская и т. д. Взрослый может отвезти школьников туда, где они хотят побывать. Многие родители или их родственники предлагают стажировки, проводят семинары или «сеансы вдохновения», посвященные их личным хобби, интересам и увлечениям. Взрослые разделяют эти занятия с учениками. Это полезно, потому что педагоги не могут быть экспертами во всем.
Источник фото: The Times
В заключение
Современный мир требует, чтобы люди были гибкими, творческими, изобретательными, чтобы они могли делать собственный выбор, имели большую способность к адаптации. В Agora стремятся к тому, чтобы дети после окончания обучения уверенно приняли неопределенное будущее завтрашнего дня.

На текущий момент в образовательную ассоциацию Agora входит уже около 30 школ из Нидерландов, Бельгии и Польши. В каждой из них в концепции Agora обучаются от 20 до более чем 300 учеников.
Что взять с собой
Пример системы и подхода к обучению в школах Agora — яркое свидетельство того, что создание условий для мотивации ребенка к изучению чего-либо может привести к более значимым результатам, чем просто «запихивание» в него максимального количества знаний.

Такой подход позволяет детям не только получать знания, но и развивать свои навыки, учиться самостоятельно мыслить и принимать решения. В результате дети становятся более уверенными в себе, самостоятельными и способными к адаптации в изменяющемся мире.

Важно отметить, что такая концепция требует от учителей высокого профессионализма и умения находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Однако результаты, которые она приносит, оправдывают все усилия. Дети, обучающиеся в школах Agora, демонстрируют высокий уровень мотивации, интереса к учебе и уверенности в своих силах.

Благодарим за помощь в подготовке текста Наталью Доматырко.

На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту