альтернативная школа ALPHA
Источник фото: DAILY MAIL
В этой статье мы продолжим говорить о школах, воплощающих в жизнь подход в образовании, который строится вокруг интересов ученика. В этот раз — школа в Канаде.

Школа ALPHA — старейшая начальная альтернативная государственная школа в Торонто, работающая с 1972 года. Название ALPHA — это акроним от словосочетания «A Lot of People Hoping for an Alternative» (в русском переводе — «Многие люди надеются на альтернативу»).

Конкуренция в программе будет деакцентирована. Нигде не будет поддерживаться конкуренция, которая приводит к возникновению чувства собственного достоинства, основанного на сравнительном успехе или неудаче.


Сайт школы

Одна из основ учебного процесса в ALPHA — отсутствие домашних заданий, оценок и тестов. Хотя школа претерпела некоторые серьезные изменения за прошедшее время, она осталась непоколебимой в своем отказе принимать участие в образовательной культуре, основанной на суждениях детей.
Как это начиналось
В 1965 году министр образования Онтарио призвал к проведению широкомасштабных реформ в сфере образования, в 1968 году по итогам исследования и других мероприятий был представлен отчет Холла — Денниса. Его полное наименование: «Жить и учиться. Отчет провинциального комитета о целях и задачах образования в школах Онтарио».

Этот отчет тогда стал базой для реформ, и, в частности, послужил толчком к созданию государственной начальной школы ALPHA. Его основные принципы легли в основу философии и миссии школы, которая работает и по сей день.
Философия и руководящие принципы

В основе философии ALPHA лежит признание того, что все дети уникальны и развиваются по-разному и с разной скоростью.


Сайт школы

Здесь ценится детское любопытство, которое считается движущей силой в процессе обучения. В ALPHA уверены, что естественное стремление детей к знаниям и участию в жизни общества заслуживает всяческой поддержки.

Обучение воспринимается учениками как
неотъемлемая часть жизни. Каждый день в школе насыщен различными видами деятельности — играми, планированием, проектированием, заботой о здоровье и окружающей среде, путешествиями и даже мечтаниями. Любая активность помогает узнавать новое и учит разбираться в простых и сложных вещах, будь то изучение азов грамматики или понимание сложных научных концепций, таких как гравитация.

В ALPHA понимают, что каждый ребенок учится в своем собственном темпе и по-своему. Образовательная среда здесь полна принятия и поддержки, она позволяет каждому ученику погружаться в процесс индивидуально и в сотрудничестве с другими детьми. Диалог и взаимодействие рассматриваются как важные компоненты обучения, что отражает идеи известных педагогов, таких как Паулу Фрейре.

В школе все — ученики, учителя, родители и волонтеры — вносят свой уникальный вклад. Учителя делятся своими знаниями и поддерживают как тех, кто ищет наставничества, так и тех, кто предпочитает самостоятельное обучение. Родители и волонтеры тоже вовлечены и активно участвуют в жизни школы. Они помогают создавать и поддерживать индивидуальные и командные программы.

ALPHA отличается от большинства начальных школ в первую очередь
своим подходом к обучению, а не содержанием учебной программы. Учителя постоянно исследуют и внедряют инновационные и прогрессивные педагогические методы. Учебная программа в ALPHA — это динамичный процесс, направленный на выявление наиболее ценных знаний и опыта для каждого ученика в конкретной ситуации.

Некоторые думают, что демократия означает возможность делать все, что хочешь. Они не понимают, что демократия — это жить в сообществе.



Деб О’Рурк, координатор и историк школы ALPHA

Школа функционирует на принципах демократии и консенсуса. Это означает, что все решения принимаются после обсуждений, в ходе которых учитываются мнения всех участников. Консенсус достигается не путем компромиссов, а путем тщательного обдумывания предложений, чтобы все могли принять решение. Важно, чтобы каждый голос был услышан и чтобы все чувствовали себя частью обсуждения.

В повседневной жизни в ALPHA ученики и взрослые
учатся различать свободу и вседозволенность. Взаимное уважение и самоуважение являются ключевыми ценностями, которые пронизывают всю деятельность школы. Каждый день предоставляет множество возможностей для обсуждения вопросов, обмена мнениями и празднования побед, что делает обучение живым и значимым для всех участников.
Источник фото: соцсети школы
Метафора колеса со спицами
В своем интервью выпускница ALPHA Ариэль Филдинг беседовала с сотрудниками школы. Приведем в пересказе метафору из этого разговора, которая описывает, почему ALPHA продолжает держаться своих принципов и как ей это удается.

ALPHA как колесо со спицами. Спицы — это люди в школе и то, что они делают в ней. Внутри колеса в ступице находится философия, устав, который был записан.

Случалось так, что некоторые спицы гнулись, как, например, в велосипедном колесе. Но даже если таких спиц оказывалось много и колесо теряло форму, то всегда оставался центр — устав, который удерживал всю конструкцию.

Иногда школа действительно переживала тяжелые времена, и казалось, что все закончится. Но коллектив ALPHA всегда справлялся с конфликтами благодаря философии и уставу. Когда пришлось бороться с требованием предоставлять табели успеваемости, учителя и родители обратились к уставу, в котором говорится: «Мы не будем судить наших детей».

Таким образом, школа уже много лет продолжает отстаивать свой подход к обучению детей.
Пример альтернативы в ALPHA
Приведем пример из школьного опыта. Опять обратимся к интервью, которое упоминалось выше.

В этом году мы придумали что-то новое, то, что называем «альтернативный спортзал». Мы поняли, что есть много детей, которые сидят и ничего не делают во время спортивных занятий, но им ничего не предлагалось взамен. Тогда мы добавили альтернативный спортзал. Он сосредоточен на танцах, фитнесе и изучении правил спорта. Это был большой успех. Дети, которые раньше не любили спорт, сейчас изучают сальсу.

Это потрясающе: свинг, фокстрот и ча-ча-ча. Одна из мам, которая учит их танцам, говорит: «Свинг отлично сочетается с Green Day. Фокстрот идеально сочетается с Coldplay». Она приносит современную музыку, и дети создают свой плейлист.
Выпускники ALPHA
У нас есть прекрасная возможность показать вам небольшую галерею выпускников школы. Какими они были во время учебы и кем стали, когда выросли. Источник: DAILY MAIL
Джейми Леонард изучал журналистику и работает в службе поддержки информационных технологий, но в свободное время ездит на мотоциклах и пишет о них. Он сказал, что ALPHA сделала его бесстрашным, пошутив: «Я даже заказываю суп дня, не спрашивая, какой он. Вот такого бунтаря-нонконформиста сделала из меня ALPHA. И еще я часто хожу в непарных носках».
Фланнери Филдинг работает медсестрой-практиком для пациентов паллиативной помощи, но в свободное время занимается своими творческими интересами — искусством, пением и игрой на укулеле. Она сказала, что у нее и ее школьных друзей было чувство страха от того, как они будут справляться в «реальном мире» после ALPHA, но ее страсть к учебе вернулась, когда она решила стать медсестрой. «Для меня это было откровением, когда я села писать статьи о холере и талидомиде (для OAC Biology и OAC Chemistry соответственно) и обнаружила, что я полностью очарована и вдохновлена», — сказала она.
Кетер Грэм обучалась работе в правоохранительных органах и получила еще одну степень по выпечке и кондитерскому делу. Она работает в полиции после работы кондитером и говорит: «Я считаю, что даже сейчас, будучи взрослой, мне приходится напоминать людям, что детей нужно слушать, и что начальники или другие авторитетные лица — тоже люди, и с ними можно разговаривать, а также бросать им вызов, когда это необходимо».
В заключение: ALPHA II
Основываясь на опыте начальной школы ALPHA, родители ее выпускников создали школу ALPHA II для учеников 7−12-х классов.

ALPHA II построена на основе модели freeschool/unschool: учащиеся сами определяют, как они будут учиться, консультируясь с наставниками и другими взрослыми, создавая при этом портфолио значимых работ. Здесь отсутствуют жесткие требования «сверху вниз», что позволяет организовать процесс обучения исходя из интересов самих учеников. Они могут работать как индивидуально, так и в группах, в любое удобное для них время и в любом месте. Любой желающий может взять на себя роль преподавателя. И конечно, традиционные тесты и оценки здесь не предусмотрены.
Источник фото: соцсети школы
Что взять с собой
Школа ALPHA в очередной раз показывает, что подход к образованию, сосредоточенный
на интересах и потребностях учеников, работает — и помогает им всесторонне развиваться. Среда, где ученики чувствуют поддержку и принятие, способствует более глубокому изучению предметов.

Вовлечение родителей и волонтеров в учебный процесс обогащает образовательную среду и делает обучение более разнообразным. Гибкий подход, адаптированный к нуждам учеников, оказывается более эффективным, чем традиционные методы.

Наконец, школа ALPHA демонстрирует, что следование своим философским основам и уставу помогает сохранять и укреплять образовательные принципы даже в условиях изменений.


Благодарим за помощь в подготовке текста Наталью Доматырко.

На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту