Ayb School (Школа «Айб»)

Фото: aybschool.am

Если коротко, то школу «Айб» задумали 8 выпускников МФТИ. Изначально они учредили фонд «Айб» (первая буква армянского алфавита), который поддержал ряд образовательных инициатив страны, но позже пришли к идее создания своей школы.


«Все началось с обсуждений о том, как нам помочь школам в Армении, но потом стало понятно, что надо создавать свою школу — экспериментальную площадку, — потому что наша помощь на словах никому не нужна, нужно делать дело и показывать пример».

Исполнительный директор школы «Айб» Арам Пахчанян

Каждый вложил по 100 000 $, что стало финансовым ядром, необходимым для поиска других попечителей. К окончанию строительства школы, у нее было уже более 100 доноров и 4 000 000 $. Тем не менее, как рассказывают основатели, строительство происходило в условиях жесткой экономии, к задачам проектирования надо было подходить изобретательно, чтобы уложиться в бюджет и при этом подключить специалистов из MIT и Гарварда.


Один из восьми инициаторов школы отец Месроп Арамян полностью посвятил себя ее созданию, а впоследствии стал руководителем Национальной программы отличия в образовании (о ней ниже). В 2011 году школу открыли для первых учеников.




О школе

Если UWC Dilijan College создан для того, чтобы лучшим детям Армении и других стран открыть дороги в лучшие вузы и вообще страны мира, то «Айб» направлена наоборот «вовнутрь» — ее цель собрать и апробировать на себе лучшие международные педагогические практики, чтобы

развить национальную армянскую систему образования. И этой миссией пронизано все, что придумывается и делается в школе.


В остальном на старте у школы сознательно не было готовой образовательной модели. Единственный принцип, который основатели для себя выбрали — это строить и развивать школу как сообщество сотрудников, детей, учителей и родителей, сильное сообщество, которое обеспечит для всех участников единство ценностной системы и общее направления движения. То есть, концепция развития строится в моменте людьми и через формирование среды, а не учебного плана.


«Мы вообще считаем, что в образовании все эти „концепции“ — это пустые бумажки. Поручите какому-нибудь родителю написать концепцию воспитания своего ребенка и заставьте его потому ее соблюдать, и вы поймете, что я имею в виду».

Исполнительный директор школы «Айб» Арам Пахчанян

Тем не менее, постепенно на основе экспериментов в школе, фонд «Айб» сформировал новую для Армении образовательную программу, которая получила красивое название Араратский бакалавриат. Именно по этой программе работает школа «Айб», и именно такой диплом получают ее выпускники. И вот основные принципы Араратского бакалавриата:


  • Целостность — программа направлена на всестороннее развитие ученика, а не только его академические успехи в определенном профиле. Это первый кит системы.
  • Ценности — с точки зрения дидактического дизайна, можно сказать, что Араратский бакалавриат — это ценностно-ориентированное образование, цель которого заключается в воспитании ответственных и осознанных людей. Академические успехи здесь оказываются следствием, а не конечной целью. Потому что ответственный человек всегда по жизни будет делать свое дело хорошо. Это второй кит.
  • Сообщество — люди являются главной ценностью этой системы, и она же воспроизводит новые поколения членов сообщества, которые учатся друг у друга, вырабатывают новые правила в соответствии с актуальными запросами мира. Это третий кит.
  • Следующие 5 принципов программы стоит описать в комплексе. Это углубленность, креативность, среда, искусство трудиться и признательность. Вот как им следуют на деле: учебный план предполагает возможность выбора учеником старше 12 лет определенных предметов для более глубокого изучения, в старшей школе ребята делают групповые проекты на стыке разных дисциплин на качественном рыночном уровне. Для этого большая часть средств школы отдается на формирование ресурсной базы и вообще среды для продуктивной работы в школе: от удобных коворкинговых зон до шикарного фаблаба, созданного совместно с MIT. Вообще в школе за 9 лет сформировалась среда эдакого лабораторного хаба креативных индустрий и инжиниринга.

Фото: aybschool.am

Но, пожалуй, самая важная отличительная черта модели «Айб» заключается в следующем: никто из основателей школы и авторов программы Араратского бакалавриата не утверждает, что программа на протяжении многих лет сохранится в неизменном виде. Важнейшая черта подхода «Айб» заключается в его подвижности — программа постоянно пере/дорабатывается на основе экспериментальных данных, ценностей сообщества и запросов мира, а не авторской концепции кого-то из основателей.

Школой руководит Попечительский совет, председатель совета — Рубен Арутюнян, основатель сети магазинов Henderson. У школы нет акционеров и владельцев, юридически — это одна из программ фонда «Айб». Обучение в школе платное, но 70% учеников старшей школы получают стипендию, которая частично или полностью покрывает эту стоимость. Все остальные поступления от учеников и доноров ровно в ноль уходят на расходы школы.


Национальная программа отличия в образовании

Так как цель существования фонда «Айб» — максимально содействовать улучшению уровня образования в стране, фонд согласился на реализацию Национальной программы отличия в образовании в сотрудничестве с государством. Суть программы в том, что школа «Айб» стала экспериментальным полигоном, а лучшие практики, отработанные и проверенные на школе, масштабируются дальше на все школы Армении. В основу Национальной программы отличия лег тот самый Араратский бакалавриат, разработанный фондом «Айб».

К сожалению, сработали все риски, которые присутствуют при работе с государственными системами — окончательный формат реализации программы был скорее навязан фонду и значительно отличался от изначальной идеи. Более того, он вызывал вопросы в обществе, фонд оказались между двух огней: обязательствами по программе и недовольством оппозиции. А в 2018 году в стране произошла «Бархатная революция».

«После смены власти в стране программа была остановлена на самом пике успеха, когда за минимальные средства были полностью разработаны в сотрудничестве с Камбриджским университетом, апробированы и готовы к внедрению в школы страны современные учебные программы».

Исполнительный директор школы «Айб» Арам Пахчанян

Более того, к тому моменту совместно с Институтом образования UCL уже был создан центр развития учителей, где 107 учителей по всей стране уже прошли обучение, а еще был создан и до сих пор функционирует современный экзаменационный центр по программе Араратского бакалавриата, экзамены которого признаются во многих странах мира. В общем, был риск потерять результаты всей этой титанической работы. Но постепенно руководство школы наладило диалог с новым Министерством образования и сегодня уже отрабатывает для государственных школ методики работы онлайн в эпоху карантина.

Фото: aybschool.am

Почему это важно?
В 2014 году в России начался бум частных школ «новой волны». Основная дискуссия вокруг них строится на том, что они пока еще слишком молодые и не выпустили ни одного 11 класса, чтобы как-то серьезно говорить об успехах их моделей.
Школа Айб работает 9 лет и уже прошла период самоуверенного стартапа, переосмыслила многие свои изначальные посылы и активно общается с выпускниками, так что уже можно делать какие-то выводы из этого опыта. К слову, в школе работает менторская программа, в рамках которой спонсоры школы становятся менторами ее выпускников. С прошлого года менторами стали уже и выпускники школы, закончившие ее 5 лет назад.

«Все наши выпускники — успешные люди, они счастливы, жизнерадостны, стремятся делать хорошие дела».

Исполнительный директор школы Айб Арам Пахчанян

Конечно же, оценить эффект от ценностного подхода к обучению в школе мы сможем только в долгосрочной перспективе, когда сообщество ее выпускников будет уже настолько влиятельным, что сможет влиять на mind setting своих сограждан. Но сегодня мы уже можем увидеть доказательства эффективности проектирования школы на основе данных и запросов — она гибка. Айб, оставляя в фокусе внимания сообщество, человеческие ценности и разностороннее развитие, все остальное постоянно перестраивает. Благодаря этому фонд и школа продолжают существовать в новых политических, а теперь еще и в новых эпидемиологических условиях.

Внезапный уход в онлайн в школе прошел быстро и безболезненно: «уроки проходят ничуть не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем в обычной ситуации, дети мотивированы и самостоятельны, учителя на удивление творчески подошли к переменам и даже рады им», — замечает директор школы. Всю эту ситуацию Айб использует как возможность для проверки гипотез и уже планирует в новом учебном году практиковать совершенно иные подходы к совместной деятельности учеников в школе. Это будет «Айб» версии 2.0.

При подготовке текста мы использовали материалы от исполнительного директора школы Арама Пахчаняна, а также результаты личной поездки в «Айб».


На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту