Creative Arts Charter School (CACS)

Сегодня мы с вами рассмотрим одну из старейших чартерных школ Калифорнии — Creative Arts Charter School (CACS) в Сан-Франциско. И вообще немного поговорим о системе чартерных школ США на примере CACS.



Creative Arts Charter School


Школа открылась в 1994 году по инициативе группы родителей и учителей, разделяющих ценности творческого образования и конструктивистской педагогики. Первые три года здесь были только детский сад и начальная школа (в американской системе это уровень K-3), но постепенно школа выросла до К-8 (от детского сада до 8 класса) и продолжает жить в рамках этой программы до сегодняшнего дня. Как правило, в США старшие школы, где учатся ребята с 9 по 12 классы, отделены от средних.


Детей зачисляют через лотерею или на основании того, что старшие братья/сестры уже в ней учатся, — это наиболее распространенная практика отбора для чартерных школ. Школа управляется родительским советом, состоящим из 12 родителей учеников. Они нанимают директора школы на срочный контракт и могут его расторгнуть или продлить. Дальнейшее операционное управление, в основном, находится в руках директора.



Образовательная модель


Авторы программы CACS основывались на парадигме конструктивистской дидактики, то есть, придерживались идеи того, что ведущую роль в познании играет не взрослый (учитель), а скорее среда и «правила игры», предлагаемые ребенку в школе. И первоочередной задачей в таком подходе становится помощь школьнику в освоении навыка самообучения через исследование и практику. Это приучает выпускников школы к ценности life-long learning. А выполняется такая задача понятнее всего через проектный подход.


Creative Arts Charter School — это вообще хрестоматийный пример проектно-ориентированного подхода в обучении. С самого начала существования школы основатели взяли эту модель за основу проектирования программ и оттачивают ее вот уже 26 лет на практике.


Программа поделена на тематические модули (в соответствии со стандартом К-8 штата Калифорния). Каждый модуль (например, история США, ботаника и т. д.) ученики осваивают через творческий/исследовательский проект. В этом процессе есть три обязательные компоненты:


  • Они начинают с опроса экспертов по теме. Это учит их составлять гайд беседы, формулировать для себя запрос на необходимую информацию и оценивать, в какой мере удалось ее получить от эксперта.
  • Они соотносят теоретическую информацию из учебников и данные, полученные от экспертов. Так они учатся анализу, реферированию.
  • Они делятся полученными знаниями. В это понятие учителя вкладывают и умение переложить теоретическую информацию в прикладной проект, и умение рассказать об этом проекте или презентовать его другим.

Директор школы Фернандо Агилар поделился с нами некоторыми показательными примерами учебных проектов. В 6 классе дети (им по 11 лет) проходят анатомию. В качестве проекта по анатомии их разбили на подгруппы и дали задание каждой подгруппе разработать протез для такой же девочки 11 лет, потерявшей ногу. Девочка была абсолютно реальная, встретилась с ними и поставила им ТЗ из трех условий: 1) протез должен подходить для бега, 2) с протезом можно плавать, 3) он должен «расти» вместе с ней. В качестве экспертов выступили сотрудники медицинского вуза, которые тестировали наработки ребят. По ходу проекта каждая команда глубоко копнула и в тему строения человека, особенностей его роста, и в материаловедение (нужен был прочный, легкий, водостойкий материал). По итогам разработали несколько моделей, доработали их в одну лучшую. Девочка действительно носит этот протез, он отвечает ее запросам.



Другая история скорее характеризует потенциально возникающие проблемы проектного обучения. В 3 классе ученики проходят историю Сан-Франциско, а в качестве задания ставят коллективный танец по истории города и исполняют его на отчетном концерте. В одном из потоков дети не обошли стороной и богатую историю хиппи-движения в Сан-Франциско. Родители выступили против неподходящего для 3-классников контента, который сами же дети и поставили, и хотели запретить эту часть выступления. Но директор отстоял право детей на самовыражение, и постановка прошла без цензуры.

В этом видео вы можете послушать, что сами учителя говорят о проектно-ориентированном подходе в школе.

Обучение искусствам


Конечно же, главное содержательное, а не методическое отличие школы от стандартных государственных школ США заключается в большом внимании к творческим предметам. Помимо того, что искусства интегрированы в каждый академический предмет (как в примере с танцем про историю города), школьники еще и обязательно посещают уроки по изобразительному искусству, музыке, танцу и театру как отдельные предметы.


До 5 класса включительно занятия по каждому предмету из блока искусств проходят раз в неделю. В итоге дети 4 раза в неделю учатся выражать себя в движении и голосе, пробуют разные материалы для создания объектов искусства, осваивают музыкальные инструменты через Орф-педагогику. С 6 по 8 классы ученики выбирают один предмет, который посещают 3 раза в неделю (к уже перечисленным на выбор добавляется фотография) и концентрируются на нем. Но при этом могут каждый семестр менять направление специализации.


В таком подходе, как вы понимаете, нет цели воспитать техничного пианиста или высококлассную балерину, — тут это и не получится. Искусство воспринимается школой скорее как средство, через которое человек эффективнее или полнее взаимодействует с миром, учится и генерирует новое. Фернандо так формулирует образ выпускника школы: «Это будущие специалисты для креативных индустрий». Они скорее смогут открыть свое рекламное агентство или создать классную компьютерную игру, потому что умеют самостоятельно вникать в новую область, управлять проектом и при этом что-то понимают в творческой деятельности. А это, пожалуй, как раз то, что нужно в XXI веке.


Тем не менее, довольно заметный процент выпускников школы продолжает учебу в уже специализированных старших школах искусств, где становятся пианистами, балеринами и скульпторами. Школа не возглавляет рейтинги, однако вот уже 26 лет успешно проходит подтверждение чартерного статуса в государственных органах, стабильно повышает показатели и отбирает желающих поступить в нее.



Чартерные школы США


Немного о самой системе. Идею чартерных школ в 1970-х сформулировал американский специалист по образованию Рэй Бадд. Он предложил учителям в некоторых школах передать права на формирование образовательных программ и экспериментирование с новыми педагогическими подходами. Такая группа учителей подписывала бы с муниципалитетом «чартер» (договор) на передачу школы в управление преподавательскому составу, но с обязательствами по достижению определенных результатов.


Идею поддержали, и в 1991 году приняли закон о чартерных школах, а через год заработала первая чартерная школа в США. Особенность в том, что такая школа принадлежит государственному органу (городу, муниципалитету), получает государственное субсидирование, но при этом процесс ее работы не регламентируется гос. органом — регламентируется только результат. Как это выглядит? Совет школы или ее представитель отправляет в ведомство чартерное предложение (charter proposal), где описывает, почему, на его взгляд, школе стоит развиваться вот так и каких результатов она тогда достигнет. Вот как, например, выглядел charter proposal CACS в 2013 году.


Чартерной школой управляет или некоммерческая организация (как было в случае с Ross Global Academy Charter School из нашего 4-го письма), или коммерческая организация, или совет родителей / учителей. Чартерная школа не имеет права отбирать детей по каким-либо признакам при поступлении (равный доступ к образовательным ресурсам) и не имеет права назначать плату за обучение, т.к. она остается государственной школой. Именно поэтому им приходится устраивать лотерею.

На сегодня в чартерных школах обучается около 6% всех школьников США, в Калифорнии их больше всего. Каждый год их популярность растет, за последние 10 лет число учеников чартерных школ увеличилось более чем вдвое. Тем не менее, у системы есть и свои противники. Причина в том, что такие школы каждые 5 лет должны доказывать свою состоятельность, запрашивая charter proposal, и зачастую они не достиигают запланированных показателей, не получают финансирование и закрываются. По статистике только половина чартерных школ просуществовали больше 15 лет, а 20% не живут и 5 лет. Это погружает учеников и их семьи в рискованную ситуацию попадания в неудачный образовательный эксперимент.

Этим летом в штате Калифорния приняли закон, который ограничивает свободу и автономию чартерных школ. Посмотрим, как это отразится на их работе.



Почему это важно?

Очень важно попытаться проанализировать, как форма организации образовательной единицы может влиять на содержание и качество ее работы. Чартерные школы — это попытка практически по ТРИЗ решить задачку выбора между частными и государственными школами, потому что обе формы имеют свои понятные недостатки. Лучше ли для школы, когда контроль за процессом осуществляет сторонняя некоммерческая организация, родительский комитет или учителя? Лучше ли для общества в долгосрочной перспективе, когда у всех детей, вне зависимости от дохода их семей, есть возможность учиться в экспериментальной, но, возможно, неустойчивой школе?

Что же касается именно CACS, то не так много мы знаем примеров устойчивых образовательных проектов, где по-честному реализуется модель проектного обучения как основополагающая модель всей программы. Поэтому очень интересно на себе прочувствовать, действительно ли в CACS проектный подход работает на развитие ученика, а не становится мероприятием для проформы, как это очень часто случается. К сожалению, наверняка такой вывод можно сделать, только оказавшись внутри. Тем не менее, многолетний опыт школы, ее публичные отчеты и примеры вселяют надежду.
А подход к обучению через искусства и проекты вместе нам кажется одним из наиболее перспективных сегодня (как представителям семейства Universal University), потому что мы верим в то, что креативные индустрии — это новая нефть.

При подготовке текста мы использовали материалы личной беседы с директором CACS Фернандо Агиларом, а также материалы открытых источников от школы.


На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту