Доказательное образование Evidence-based Education

Фото: nyberg.school

Evidence-based Education (EBE) предполагает, что решения, принимаемые в образовательной среде, должны иметь под собой доказательную базу. Доказательная база может быть самой разной: научные исследования, статистические данные, тематические кейсы, экспертные интервью. Формировать образовательный проект любого масштаба только на основе интуиции или устоявшихся принципов работы уже не актуально — необходимо обращаться к рациональным доводам, исследованиям и практическому опыту.


Доказательный подход в образовании становится все более популярным и распространенным методом работы для тех, кто преподает, проектирует программы или управляет образовательным проектом. Идея того, что можно что-то доказать и на этой основе построить образовательную политику, кажется очень привлекательной. Но так ли легко применять доказательный подход на практике? И насколько на самом деле на него опираются те, кто об этом заявляет? Или ситуация такая же, как с искусственным интеллектом? Мы рассмотрели три кейса и попробовали выяснить, как доказательный метод реализуется на практике.




Кейс #1. Лицей им. Софьи Николаевны Нюберг


Лицей им. С.Н. Нюберг открылся в этом году и пока занимается образованием детей только начальных классов. Это школа полного дня, программа насыщена не только академическими занятиями, но и внеклассными развивающими активностями. Детей учат математике, русскому и английскому языкам, литературному чтению. Также в расписании есть прогулки (родители говорят, что действительно много гуляют), спортивные мероприятия, походы в музеи, театры, учебные проекты. Есть даже предмет «Интерес», где решают исследовательские вопросы детей и помогают в поиске их собственного пути.


Ценности лицея:

  • бережное отношение к ребенку,
  • человечность по отношению к миру,
  • развитие гибкой образовательной системы с учетом особенностей и интересов каждого,
  • поощрение в проявлении любопытства, важно учить детей размышлять с позиции исследователя, чтобы ребенок задавал вопросы и не боялся совершать ошибки,
  • развитие критического мышления и упор на изучение математики.

Анастасия Серазетдинова, директор Лицея:

«Математика — это как раз та наука, которая помогает человеку отделять зерна, быть собранным, сомневаться, ошибаться, мыслить нестандартно, соревноваться (с собой в том числе) — это я как филолог говорю». В Лицее считают, что мир не делится на гуманитариев и математиков, просто первых не научили получать удовольствия от чисел.


Сейчас команда школы проектирует программу средних классов. Точно останутся математика и погружение в мир искусства, но тут дети будут все больше учиться выбирать и нести ответственность за свой выбор, просить помощи, заботиться о себе и своих ресурсах, отдыхать. Цель: создать здоровую атмосферу внутри школы, где ребенок не только учится человечно и уважительно относиться к миру, но и получает знания, необходимые в жизни.


Доказательный подход в Лицее

Программа построена на основе ФГОС и принципах доказательной педагогики. Базово преподаватели используют существующие, а не собственные авторские программы. Например, за основу курса по математике взяли программу Натальи Сопруновой, по русскому языку — Генриетты Граник и Ольги Гвинджилии, по литературному чтению — программа Наталии Чураковой и некоторые авторские методики, по английскому языку кембриджские учебники.
Почему так? Потому что учителя не изобретают велосипед, а основываются на тех программах и методиках, которые доказали свою эффективность. А уже на эту базу можно надстраивать собственные разработки, заранее понимая, как мы будем оценивать их эффективность и принимать решение о их жизнеспособности.

«Доказательное образование экономит время в пути и делает путь эффективным».

Анастасия Серазетдинова


По словам директора, хорошо, когда учитель начинает с цели и рефлексии по поводу своего предмета: зачем нужно занятие для ребенка, почему конкретно этот предмет, как он улучшит жизнь ребенка и расширит его мир (наталкивает на мысль, что в варианте реализации EBE Лицеем доказательное образование невозможно вне студентоцентричной парадигмы, не правда ли?). На практике важны индивидуальный подход к ребенку, ожидание обратной связи, знание того, как измерить, что идет по плану, а что требует корректировки. При этом в Лицее оценивают не результат, а процесс обучения, система оценивания прозрачная для трех сторон: преподавателя, родителей и ребенка. Такой подход приближает нас к образу эффективного образования.

«Практики доказательного образования (формирующее оценивание, индивидуализация, принципы обратной связи, осознанное целеполагание) помогают учителю выстраивать логику своих действий. Сначала я думаю «зачем», а потом «как», — добавляет Анастасия. Конечно же за новым кейсом более всего интересно наблюдать в динамике и с уже имеющимися данными, так что постараемся через год оценить, насколько сработала и трансформировалась стратегия Лицея.


А что тогда «не доказательный подход»?

В традиционных школах (в нашем привычном понимании этого конструкта с трехбалльной оценочной системой, фронтальной передачей теоретической информации, авторитарным учителем и т. п.) скорее всего не опираются на последние исследования в образовании, а просто воспроизводят привычные нам всем практики. Например, после исследований П. Блэка и Д. Уильяма, Дж. Хэтти и других все больше и больше специалистов сферы образования переходят на формирующее оценивание, вовлечение учеников через их обратную связь учителю, самооценивание и т. д.

Но большинство школ пока что работают в привычной нам парадигме сравнительной оценки результата («тебе 4, а ему 5») и не вовлекающей обратной связи («это тебе в будущем пригодится») — такие фразы не развивают ребенка, а ставят его перед неким фактом, не каждый преподаватель готов обсудить с учеником программу своего предмета. А ученик в таком варианте обучения не присваивает себе это знание и, соответственно, не делит с учителем ответственность за свое образование.

Фото: sowork.com

Кейс #2. Онлайн платформа для обучения Sophya.ai


Sophya — это онлайн платформа для максимально персонализированного обучения в высшем образовании, которую создали в Гарвардской медицинской школе. Особенность решения в том, что Sophya может работать одновременно и с пользовательским, и с издательским контентом (обычно платформы заточены только под один из вариантов) и интегрирует машинное обучение, технологии компьютерного зрения и нейролингвистического программирования для сборки индивидуальной схемы стиля обучения каждого пользователя — по этой схеме и выдает дальше контент данному пользователю. Как говорят основатели, «это Spotify для обучения» — качественная попытка реализовать в EdTech концепцию хьютагогики.



Sophya опирается на доказательный метод в образовании?

Очевидно, что любой настоящий AI-проект, использующий machine learning, опирается на аналитику достаточно больших данных, а значит не может не относиться к доказательному образованию.
Более того, сооснователи платформы имеют самый научный бэкграунд из всех возможных: Эмма Джайлз (PhD по вычислительной нейробиологии) и Вишал Пунвани (доктор медицины, врач в Harvard Medical) по совместительству являются еще и преподавателями Khan Academy. Так что можно предположить, что доказательный подход они используют на уровне рефлексов.
Тем не менее, в проекте зачастую используются и довольно сомнительные идеи, как, например, та же опора на нейролингвистическое программирование, несостоятельность которого доказана во множестве исследований. Создатели платформы на страницах в соцсетях активно публикуют статьи об образовании и различных связанных проблемах: закрытие государственных школ, неравный доступ к образованию и т.д. Sophya здесь позиционируется как способ решения социальных проблем, подтвержденных исследованиями. Но правильно ли относить это к доказательному подходу? Или это скорее маркетинг?

На платформе есть своя онлайн-среда, выглядящая как игра типа Minecraft и Sims, но в которой можно проводить конференции с действующими героями (аватарами реальных участников), общаться друг с другом. Пандемия внесла свои коррективы — в последние месяцы платформа все больше позиционируется как интерактивная онлайн-площадка для конференций или виртуальный офис, а образовательная функция полностью ушла в тень.


Кейс #3. Research School Network и Evidence Based Education

В Великобритании существует сеть школ и исследовательских центров при школах, которая насчитывает около 24 партнеров. Все школы и центры на своих сайтах заявляют о приверженности принципам доказательного подхода в образовании. На сайтах центров можно найти тренинги и онлайн программы для учителей по EBE. Однако узнать подробнее о доказательном методе можно только у их главного исследовательского партнера, который так и называется — Evidence Based Education.

Команда Evidence Based Education, существующая с конца 90-х годов, построила программу помощи учителям, делая акцент именно на доказанных в исследованиях фактах, которые они используют в своей работе. По словам сотрудников организации, это помогает школам достигать долгосрочного положительного результата.

Evidence Based Education так формулируют свои ценности и задачи:
  • Улучшить образовательные результаты.
  • Снизить нагрузку на учителя.
  • Обеспечить доступность и ценность образовательного продукта.
  • Руководствоваться EBE-аргументами, а значит, быть ответственными в своих решениях.
  • Сохранять любознательность на пути к решению педагогических задач.
  • Искать непрерывного развития.
  • Проектировать от пользователя.
  • Фокусироваться на внедрении в практику.
Как эта сеть реализует доказательный метод?

В итоге получилась трехкомпонентная сеть, в которую входят школы, исследовательские центры при них и центральная организация Evidence Based Education. Школы получают научную поддержку и меняют свои образовательные программы, у них появляются центры, которые снабжают их фактическими данными из мира образования и помогают внедрять исследования в школы. Организация Evidence Based Education проводит тренинги и курсы, помогает встать школам и центрам на исследовательский путь и одновременно с этим получает обратную связь, реальный школьный практический опыт и материал для будущих исследований.

На сайте можно изучить множество успешных кейсов, которые подтверждают, что Evidence Based Education помогли учителям данной школы научиться применять принципы доказательного обучения в своей работе. Но что это дало ученикам, самим учителям, вообще школе — остается за кадром, будто внедрение EBE в работу учителя является конечным благом и kpi работы организации.

Зато вы можете скачать на сайте EBE интересный и полезный Учительский тулкит.


Почему это важно?

О доказательном подходе в образовании много говорят, но не всегда понятно, что именно под ним подразумевают и как реализовать этот метод на практике.

С одной стороны, кажется, что это никакой не подход, а скорее культура мышления и принятия решений, которая более нам знакома по другим сферам жизни (медицина или бизнес, например). Просто постепенно и в образование приходит понимание того, что раз уж мы начали сильно меняться, то вероятность ошибки в этом процессе можно здорово сократить, опираясь на надежный научный принцип фальсифицируемости. Здесь нам в дополнительную помощь все большее распространение продуктовой парадигмы управления образованием, которое обязательно опирается на данные — просто редко называет это доказательным подходом (скорее просто адекватным подходом).

С другой стороны, те аспекты дидактики, которые на практике часто приписывают в качестве атрибутов доказательному обучению (формирующее оценивание, персонализация образовательных траекторий, горизонтальная педагогика и пр.) могут в перспективе вытеснить саму суть принципа научной обоснованности и превратить EBE в течение преданных последователей школы с красивым названием и светлыми целями, не особо уже связанную с изначальным посылом. Ну или просто в маркетинговое словосочетание, под которое будет легче продать курс.

Мы как школа надеемся, конечно, на первое, и верим в том, что доказательный подход в образовании станет признанной нормой для всего профессионального сообщества. И традиционно будем рады, если вы поделитесь с нами вашими мыслями!

При подготовке текста мы использовали материалы с официальных сайтов организации Evidence Based Education, ее партнерских школ и центров, платформы Sophya и Harvard Innovation Labs. Отдельная благодарность Софье Филиной, Анастасии Серазетдиновой и Александру Фенину!



На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту