ИКРА

Фото предоставлено PR-службой ИКРЫ

Это школа, которая начинала с подготовки специалистов в digital-рекламе, а сейчас запускает инновации в крупных компаниях и системно обучает креативу. Предупреждение: если у вас особая чувствительность к присутствию англицизмов и профессионального жаргона в тексте, читайте этот выпуск с осторожностью. Мы правда старались снизить их количество, но получилось, как получилось.


Если вы не догадались по первому абзацу, то раскрываем карты: речь пойдет о Школе инноваций и креативного мышления ИКРА.



История создания


Мало, кто помнит, что 10 лет назад название школы расшифровывалось, как интерактивные коммуникации в рекламе, в команде работало 5 человек и офис школы располагался в подвале здания на улице Краснопролетарской.


В этом же здании (только повыше) располагался офис рекламного агентства Red Keds, соучредители которого придумали ИКРУ, чтобы обучать digital-специалистов, а самых талантливых брать к себе на работу. Постепенно учеников становилось больше, команда росла, и в 2015 году Вася Лебедев (директор и один из основателей ИКРЫ) решил оставить рекламу и целиком посвятить себя образованию:

«В какой-то момент я понял, что настоящие львы не каннские. Настоящие львы — человеческие. Статуэтки валяются и пылятся, а люди возвращаются, развиваются, снова и снова приходят. Через образование я передаю знание, любовь, делюсь силами. Через образование я понимаю, что делаю действительно значимые вещи».

Как предпринимателю Васе было интересно масштабировать бизнес. А чтобы продукт был отчуждаемым и мог гарантировать одинаковое качество с разными преподавателями, надо было задуматься над формой. Он начал глубоко изучать образовательные технологии, форматы и методики. Так появился первый образовательный фреймворк ИКРЫ — Конструктор опыта, который позволял с помощью образовательных методик выстраивать занятия с учётом энергии группы. С одной стороны, это положило начало тому, что программы стали более структурированными, с другой — дало мощный толчок к развитию методических скиллов команды, сделав ИКРУ кузницей методических кадров.

С тех пор у ИКРЫ было много виражей и изменений, в результате чего получилась ИКРА сегодняшняя, в деятельности которой можно выделить пять основных направлений:
  • Школа креативного мышления — все программы, связанные с системным развитием креативности.
  • Основной курс — офлайн-курс, который готовит менеджеров по инновациям.
  • Деловые игры — 30 деловых игр по развитию soft skills.
  • CRAFT-центр — центр сертификации по CRAFT, собственной креативной методологии ИКРЫ.
  • Корпоративные инновации — направление, в рамках которого разрабатываются и под ключ запускаются корпоративные инновации, придумываются коммуникационные и брендинговые идеи для продуктов и сервисов разных компаний.

Что значит системно обучать креативности и зачем это нужно?

Системное креативное мышление — это умение придумывать идеи на потоке, пользуясь разными ментальными схемами и алгоритмами. В том, что это приносит выгоду, Вася убедился ещё будучи на позиции креативного директора в рекламном агентстве, когда нужно было обучать молодых креаторов и каждый день приносить сотни идеи для тендеров.

Позже стало понятно, что навык системного креативного мышления нужен не только в рекламе — в современном мире это залог выживаемости любой корпорации. Конкуренция, скорость изменений растет и, чтобы удержаться на рынке, нужно постоянно придумывать новые продукты и решения.

Ментальные схемы и алгоритмы по придумыванию идей — это креативные методологии, которым, собственно, и обучает ИКРА. В арсенале школы — ТРИЗ, латеральное мышление, дизайн-мышление, TOC (Теория ограничения систем), JBD (Jobs-to-be-Done) и собственная методология CRAFT. Каждая из них обладает своими сильными, слабыми сторонами и сферой применения. В идеале важно знать эти особенности и уметь применять методологии под конкретную задачу.

Обучение креативности не происходит в вакууме. Идеи нужно не только придумывать, но и доносить, аргументировать и быть в ладах с критикой своих и оценкой чужих идей. Поэтому программы по креативности включают в себя развитие критического мышления, навыка коммуникации и эмоционального интеллекта.

Фото предоставлено PR-службой ИКРЫ

В какой форме проходит обучение?

ИКРА практикует большое количество форматов проведения своих программ: сратсессии, воркауты, сессии сотворчества, кампусы, акселераторы и т.д., которые при этом обладают следующими характеристиками:
  • большинство программ проходит офлайн;
  • практически всегда участники программ работают в парах или малых группах;
  • образовательное событие проектируется как ивент (мероприятие), то есть очень большое внимание уделяется драматургии происходящего;
  • большое внимание уделяется созданию атмосферы, в которой не страшно совершить ошибку, поэтому используется много разных методик на знакомство и раскрепощение участников.

Формат занятий — это то, за что школу любят и критикуют. С одной стороны, любой воркшоп ИКРЫ — это много эмоций, драйва и вдохновения. С другой стороны, порой участники замечают, что в формате такого эдьютейнмента это происходит в ущерб глубине. И, с точки зрения образовательных результатов, сложно зайти дальше этапа знания, потому что на проработку навыка просто не хватает времени. Поэтому один из важных методических вызовов ИКРЫ — научиться создавать такие мероприятия и документы, которые помогут участникам воркшопа применить полученные знания.


Как проектируются программы ИКРЫ?

Методическая работа в школе выстроена в четырех кругах: методическая лаборатория, отдел стратегии, продуктовая команда и кураторская команда. В таком кросс-функциональном формате создается большинство продуктов.

Команда кураторов — это специалисты из различных областей, которые прошли обучение в школе преподавателей ИКРЫ и выступают в качестве ведущих и соавторов программ. Отдел стратегии занимается анализом трендов, исследованием рынка и тестированием гипотез под заказ клиента. Продуктовая команда помогает развиваться текущим и новый продуктам ИКРЫ.
Методическая лаборатория состоит из тимлида, методистов, а также игротехников, которые помогают через игровые модели доставлять нужный студентам опыт.



Мы попросили руководителя методической лаборатории ИКРЫ Лизу Кузьмину на примере одного проекта рассказать, как происходит проектирование программы.



«Весь процесс состоит из классических стадий: Исследование — Разработка — Проведение — Оценка.

Исследование. Мы всегда проводим исследование рынка, заказчика, конечного участника обучения. Это может быть интервью с клиентом во время дебрифинга, кабинетное исследование или глубинное интервью, тесты и опросы будущих участников обучения. Этим процессом может заниматься куратор, исследователь отдела стратегии или методист. Часто именно этот этап определяет успех будущей программы, так как заказчик зачастую приходит с готовым решением, а мы стараемся докопаться до сути его проблем и принести действительно работающую идею.
Например, на прошлой неделе я собирала опрос по теме «автономность в инновационном процессе», чтобы проанализировать способность будущих участников действовать независимо и предлагать новые идеи. Если окажется, что они менее автономны или среда вокруг них не предполагает возможности автономии, то к обучению по креативным методологиям добавится часть про развитие самостоятельности.

Разработка. Как только мы понимаем, что и для кого мы делаем, какие потребности аудитории хотим закрыть, то приступаем к проектированию программы. На этом этапе работают методист и куратор. Методист в связке с куратором проектирует опыт и образовательную среду, а куратор в связке с методистом наполняет программу контентом и готовится к проведению. Мы используем разные подходы к проектированию образовательного опыта. Мне бы хотелось отдельно упомянуть CRAFT/ED. Как говорится, practise what you preach («практикуй то, что проповедуешь»)! Берем компас фреймов, ролевое моделирование и карту учебных историй. Применяем последовательно. На десерт можно воспользоваться обменом капиталов (подробней о фреймах дальше).

Проведение. На этом этапе работает куратор и проектный менеджер. Если на обучении будет много человек, то к ним присоединятся фасилитаторы, которые помогут организовать работу команд, смогут ответить на вопросы участников. Иногда на проведении присутствует методист, чтобы посмотреть, как в итоге проходит то, что он спроектировал. Это важно не только для того, чтобы видеть результат труда и не выгорать, но и чтобы не отрываться «от земли». То, что может казаться классной новой идеей во время подготовки, в реальности может быть тяжело и непонятно участникам.

Оценка. После программы мы проводим оценочные мероприятия, чтобы понять, как все прошло. Для этого есть рефлексия с командой, листы (или даже боты) обратной связи, интервью с участниками после обучения. Оценка — это важный, но довольно трудный этап работы. Мы много раз пробовали перепридумать его, использовали креативные методики для этого; пробовали создать опросник измерения social impact от каждой программы; создавали несколько последовательных опросников на основе модели Киркпатрика. Я думаю, что сейчас это одна из наших зон роста и интереса — получать информативную обратную связь и оценку результатов работы)».


CRAFT/ED

Это набор инструментов, позволяющих находить новые формы обучения в образовательных программах. В качестве примера расскажем о нескольких самых простых фреймворках.

Компас фреймов. Инструмент, который помогает найти ситуации, в которых желаемый образовательный результат уже достигнут, и использовать их форму для проектирования образовательного опыта.
Например, цель программы — донести ценность ориентации на местности и изучения географии. В каких ситуациях эта польза очевидна и это знание помогает выжить? Поход в долине реки Амазонка, крушение лайнера или зомби-апокалипсис. В итоге может получиться zombie-based learning.

Карта учебной истории. Она помогает продумывать образовательный опыт любой длины, каскадируя придуманную историю (например с зомби) на опыт учащегося, контент и материалы, которые ему понадобятся.
CRAFT/ED, как и любая методология, не универсален. Наиболее успешно его можно применять, когда ваша программа уже готова и работает, но хочется её усилить или «прокачать».

Команда ИКРЫ.
Фото предоставлено PR-службой ИКРЫ

Команда и бизнес


Сейчас в штате ИКРЫ 40 человек. Из них непосредственно созданием образовательных программ занимаются пять методистов и два игропрактика. Команда кураторов состоит из 80 человек.


За 12 лет ИКРА перепробовала очень много форм бизнеса: были и филиалы по городам, и B2C-длинные программы, и кампусы, и онлайн-продукты, и онлайн-программы, и просто образовательные продукты (например, «Конструктор опыта» и «Школьный конструктор опыта»). Сейчас основные вызовы, которые предстоит решить команде выглядят так:


  1. Масштабирование. На данный момент ИКРА есть только в Москве и Санкт-Петербурге, а амбиции — проводить свои программы по всей стране. В начале 2010-х ребята открывали разные филиалы, но при этом так и не смогли добиться привлечения аудитории к своим темам и нормальной выручки. Выглядит пока так, что ключевые клиенты ИКРЫ — это только крупные компании, находящиеся в Москве.
  2. Позиционирование. Несмотря на то, что рекламными курсами ИКРА практически не занимается, её по-прежнему воспринимают именно как школу рекламы и креатива. Поэтому одним из ключевых вызовов является репозиционирование из «креатива» в инновации. Это не получается так быстро как хотелось бы.
  3. Популяризация CRAFT. Команде хотелось бы, чтобы CRAFT стал такой же популярной методологией как, например, дизайн-мышление. Но пока это сделать непросто, потому что изначально CRAFT сформулирован сложно. Сейчас коллеги ведут большую работу по упрощению терминологии и инструментария, чтобы суметь донести ценность до широкой аудитории.


Почему это важно?


Много, кто сейчас говорит о важности soft skills, но мало кто пробует строить бизнес только на этой теме. В этом смысле ИКРА всегда была в авангарде, поэтому очень интересно узнавать про ноу-хау, которые ей удалось изобрести по дороге и наблюдать за трансформацией бизнеса и продуктов, которая не прекращается всю историю проекта.


Хочется верить, что мы заразили вас духом инноваторов, который пропагандирует ИКРА и вы сможете более смело взглянуть на ваши программы и продукты, не боясь в них что-то поменять так, как никто до вас еще не пробовал.

Благодарим за помощь в подготовке текста Олю Зотову, а также членов команды ИКРЫ: Васю Лебедева (генеральный директор), Лизу Кузьмину (главный методист), Свету Старицкую (pr-директор), Дусю Лебедеву (контент-групхэд).



На главную альманаха →

полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту