В какой форме проходит обучение?ИКРА практикует большое количество форматов проведения своих программ: сратсессии, воркауты, сессии сотворчества, кампусы, акселераторы и т.д., которые при этом обладают следующими характеристиками:- большинство программ проходит офлайн;
- практически всегда участники программ работают в парах или малых группах;
- образовательное событие проектируется как ивент (мероприятие), то есть очень большое внимание уделяется драматургии происходящего;
- большое внимание уделяется созданию атмосферы, в которой не страшно совершить ошибку, поэтому используется много разных методик на знакомство и раскрепощение участников.
Формат занятий — это то, за что школу любят и критикуют. С одной стороны, любой воркшоп ИКРЫ — это много эмоций, драйва и вдохновения. С другой стороны, порой участники замечают, что в формате такого эдьютейнмента это происходит в ущерб глубине. И, с точки зрения образовательных результатов, сложно зайти дальше этапа знания, потому что на проработку навыка просто не хватает времени. Поэтому один из важных методических вызовов ИКРЫ — научиться создавать такие мероприятия и документы, которые помогут участникам воркшопа применить полученные знания.Как проектируются программы ИКРЫ?Методическая работа в школе выстроена в четырех кругах: методическая лаборатория, отдел стратегии, продуктовая команда и кураторская команда. В таком кросс-функциональном формате создается большинство продуктов.Команда кураторов — это специалисты из различных областей, которые прошли обучение в школе преподавателей ИКРЫ и выступают в качестве ведущих и соавторов программ. Отдел стратегии занимается анализом трендов, исследованием рынка и тестированием гипотез под заказ клиента. Продуктовая команда помогает развиваться текущим и новый продуктам ИКРЫ.Методическая лаборатория состоит из тимлида, методистов, а также игротехников, которые помогают через игровые модели доставлять нужный студентам опыт.Мы попросили руководителя методической лаборатории ИКРЫ Лизу Кузьмину на примере одного проекта рассказать, как происходит проектирование программы.«Весь процесс состоит из классических стадий: Исследование — Разработка — Проведение — Оценка.
Исследование. Мы всегда проводим исследование рынка, заказчика, конечного участника обучения. Это может быть интервью с клиентом во время дебрифинга, кабинетное исследование или глубинное интервью, тесты и опросы будущих участников обучения. Этим процессом может заниматься куратор, исследователь отдела стратегии или методист. Часто именно этот этап определяет успех будущей программы, так как заказчик зачастую приходит с готовым решением, а мы стараемся докопаться до сути его проблем и принести действительно работающую идею.
Например, на прошлой неделе я собирала опрос по теме «автономность в инновационном процессе», чтобы проанализировать способность будущих участников действовать независимо и предлагать новые идеи. Если окажется, что они менее автономны или среда вокруг них не предполагает возможности автономии, то к обучению по креативным методологиям добавится часть про развитие самостоятельности.
Разработка. Как только мы понимаем, что и для кого мы делаем, какие потребности аудитории хотим закрыть, то приступаем к проектированию программы. На этом этапе работают методист и куратор. Методист в связке с куратором проектирует опыт и образовательную среду, а куратор в связке с методистом наполняет программу контентом и готовится к проведению. Мы используем разные подходы к проектированию образовательного опыта. Мне бы хотелось отдельно упомянуть CRAFT/ED. Как говорится, practise what you preach («практикуй то, что проповедуешь»)! Берем компас фреймов, ролевое моделирование и карту учебных историй. Применяем последовательно. На десерт можно воспользоваться обменом капиталов (подробней о фреймах дальше).
Проведение. На этом этапе работает куратор и проектный менеджер. Если на обучении будет много человек, то к ним присоединятся фасилитаторы, которые помогут организовать работу команд, смогут ответить на вопросы участников. Иногда на проведении присутствует методист, чтобы посмотреть, как в итоге проходит то, что он спроектировал. Это важно не только для того, чтобы видеть результат труда и не выгорать, но и чтобы не отрываться «от земли». То, что может казаться классной новой идеей во время подготовки, в реальности может быть тяжело и непонятно участникам.
Оценка. После программы мы проводим оценочные мероприятия, чтобы понять, как все прошло. Для этого есть рефлексия с командой, листы (или даже боты) обратной связи, интервью с участниками после обучения. Оценка — это важный, но довольно трудный этап работы. Мы много раз пробовали перепридумать его, использовали креативные методики для этого; пробовали создать опросник измерения social impact от каждой программы; создавали несколько последовательных опросников на основе модели Киркпатрика. Я думаю, что сейчас это одна из наших зон роста и интереса — получать информативную обратную связь и оценку результатов работы)».
CRAFT/EDЭто набор инструментов, позволяющих находить новые формы обучения в образовательных программах. В качестве примера расскажем о нескольких самых простых фреймворках.
Компас фреймов. Инструмент, который помогает найти ситуации, в которых желаемый образовательный результат уже достигнут, и использовать их форму для проектирования образовательного опыта.
Например, цель программы — донести ценность ориентации на местности и изучения географии. В каких ситуациях эта польза очевидна и это знание помогает выжить? Поход в долине реки Амазонка, крушение лайнера или зомби-апокалипсис. В итоге может получиться
zombie-based learning.
Карта учебной истории. Она помогает продумывать образовательный опыт любой длины, каскадируя придуманную историю (например с зомби) на опыт учащегося, контент и материалы, которые ему понадобятся.
CRAFT/ED, как и любая методология, не универсален. Наиболее успешно его можно применять, когда ваша программа уже готова и работает, но хочется её усилить или «прокачать».