Каскад
В сегодняшнем выпуске вы узнаете о независимой школе для подростков «Каскад. Проект как метод» главная цель которой — помочь им подготовиться к взрослой жизни, научив авторскому взгляду на действительность.


История

Проект был задуман весной 2018 года, когда Лида Лобанова и Саша Хейфец работали в Политехническом музее и активно размышляли над тем, куда двигаться дальше. Одним из факторов, повлиявших на формирование идеи, стало исследование Room to rise, в котором на примере четырёх американских музеев было показано, насколько программы для подростков могут действительно влиять на их карьерную траекторию и судьбу в целом.

«Мы пытались понять, что нам по-настоящему важным казалось сейчас делать. И тогда, 5 лет назад, мы пришли к мысли о том, что самая интересная аудитория для нас — это подростки. Они редко ходят в музеи, какие-то особые программы для них есть только в крупных столичных институциях. И мы задумали сочинить такую программу, которую можно было бы открыть в каждом районном центре, которая могла бы привлечь широкую аудиторию подростков и была бы достаточно устойчивой». Л. Лобанова, основательница проекта «Каскад».
Саша Хейфец и Лида Лобанова со студентками курса, фото из архива школы «Каскад. Проект как метод»
В итоге Лида и Саша договорились делать проектную школу «Каскад. Проект как метод», в которой подростки через знакомство с современным искусством учились бы:

  • лучше понимать себя;
  • выражать свои чувства при помощи творчества так, чтобы их могли воспринять и другие;
  • научиться относиться к ситуации неопределённости с любопытством;
  • доводить свои идеи до стадии воплощения.

Чтобы реализовать задуманное, девушки пригласили Дашу Илишкину, которая помогла сформулировать методологию школы, в основу которой было положено проектное обучение, обучение на опыте и рефлексивное обучение. О том, как оно работает «под капотом», — в следующем разделе.


Как устроена программа обучения?

Программа школы проходит офлайн, длится 9 месяцев и состоит из двух модулей. На образовательный модуль отводится 4 месяца, на выставочный — также 4 месяца. Последний месяц — вернисаж и работа на площадке: подготовка и проведение экскурсий, доработка мелких деталей.

Занятия проходят раз в неделю и длятся 90 минут. На протяжении всей программы подростки работают в выбранной мастерской в сопровождении куратора и в итоге создают свой проект. В каждой мастерской также есть тьюторы, которые следят за атмосферой и динамикой группы и берут на себя педагогическую часть в первом модуле.

Кураторы и тьюторы помогают подросткам фокусироваться на проекте. Художник-куратор отвечает за смыслообразование проекта, а тьютор — за настроение внутри группы.
Занятие мастерской «Тело и звук», фото из архива школы «Каскад. Проект как метод»
Первый модуль программы — образовательный
Его главные цели:

  • помочь студентам понять, из чего состоит арт-проект;
  • овладеть основными инструментами для его реализации (в основном речь идёт об исследовательских инструментах: поиск и формулирование проблемы, проведение интервью, работа с архивами и др.);
  • создать прототип проекта.

«В этом модуле мы учим подростков смотреть на мир как исследователи: искать то, что тебя задевает, и изучать это. В модуле есть блок занятий, посвящённый поиску собственного интереса: ученики ведут дневники наблюдения, которые позволяют выбрать тему, которая откликается, чтобы на её основе сделать проект».
Л. Лобанова, основательница проекта «Каскад»

Перед стартом модуля проходит ярмарка направлений, где подростки общаются с кураторами, смотрят примеры работ прошлого года и выбирают, какие мастерские они хотели бы посещать. Некоторые мастерские существуют с основания программы, например, «Скульптура и графика» (куратор Ирина Петракова). В то же время каждый год тестируются и создаются новые направления: например, в этом году прошла мастерская «Тело и звук» (кураторы Катя Калюжная и Максим Сергеев). Список мастерских на ближайший год формируется в августе и публикуется на сайте.

Занятия в образовательном модуле выстраиваются по этапам эффективного обучения Д. Меррила:

  1. Активация имеющихся знаний.
  2. Демонстрация умений и знаний, которыми слушатели овладеют в конце обучения.
  3. Применение нового знания слушателями.
  4. Интеграция полученного знания в мир слушателя.
Пример сценария занятия, из архива школы «Каскад. Проект как метод»
«Акцент в занятиях ставится на поиске собственного отношения к изучаемому, а не правильного решения. Даже если участников знакомят с определённым методом или знаниями, то только для того, чтобы этот опыт стал основой для дальнейшей рефлексии».
Д. Илишкина, методистка

Рефлексия в программе обеспечивается за счёт:

  • Совместного обсуждения полученных впечатлений и опыта.
  • Группового обсуждения рефлексивных дневников. Такие дневники участники ведут на протяжении всей программы в произвольном формате. Это могут быть мудборды или артбуки. Они помогают формулировать высказывание, которое хочется донести до аудитории, увидеть и отследить своё развитие в программе.
  • Презентации проектов учащихся на общих воркшопах, где участники каждой мастерской рассказывают о своих проектах и получают обратную связь от других участников и кураторов.
Стена на выставке с выдержками из артбуков студентов, фото из архива школы «Каскад. Проект как метод»
«Несмотря на то, что на всех днях открытых дверей и на всех выставках мы говорим, что мы не художественная школа и не будем учить рисовать, учить технике, всё равно некоторые этого ждут. И когда с ними начинают говорить о содержании и заставляют делать майндмэпы и разные исследования, они теряются и уходят. И хотя мы всегда прикладываем усилия, чтобы ребята остались, решивших уйти отпускаем довольно спокойно».
Саша Хейфец, основательница проекта «Каскад»


Во втором модуле студенты приступают к созданию проекта для выставки.

Модуль выстраивается в логике проектного обучения. Рефлексия остаётся, но сужается до проектов участников. Чтобы помочь студентам переключиться с образовательного модуля на выставочный и яснее понять, что от них требуется, проводится лекция, посвящённая процессу создания выставки.

На встрече после лекции участники подробнее разбирают, какие задачи им нужно сделать, чтобы создать свой проект и чтобы организаторы успели подготовить саму выставку.

Весь процесс создания выставки сопровождается тьюторами, которые:

  • помогают скорректировать задачи и время выполнения;
  • назначают дополнительные индивидуальные встречи с участниками, которые отстают от сформированного индивидуального плана.


Особенности коммуникации на программе

Программа «Каскада» интересна не только образовательной моделью, но и тем, как в ней продумано общение с подростками.

«Нам очень важно, чтобы ребёнок сам хотел прийти к нам. Поэтому мы коммуницируем с подростками напрямую. Мы специально спроектировали обязательную часть — „Погружение“, которую каждый потенциальный участник должен пройти, чтобы принять решение, готов он учиться или нет».
Л. Лобанова, основательница проекта «Каскад»

Договор

После этого на воркшопе по самоопределению подросток выбирает понравившуюся мастерскую и проходит собеседование с куратором. Важная часть этого собеседования — подписание договора между подростком и «Каскадом». Такой формат, в котором у каждой из сторон есть свои обязательства, помогает с самого начала выстраивать отношения на равных. И да, если подросток не согласен с какими-то пунктами договора, есть возможность сказать об этом и совместно принять решение, как с этим быть.

Отношение к идеям подростков

Большинству подростков, особенно в начале, может быть очень трудно высказывать свои идеи. Куратору и тьютору, особенно на первых этапах, очень важно относиться с уважением к идеям подростков и поддерживать ребят в том, что они высказывают свои идеи.

Часто работа с арт-проектами может затронуть очень болезненную для подростка тему. Первая задача, которая стоит перед командой, — это обеспечить психологическую безопасность: не уйти в детальный разбор потенциально опасной для подростка темы и при этом не блокировать обсуждение, то есть отнестись с принятием к переживаниям подростка, даже если они кажутся незначительными.

Ответственность

Стоит отметить, что итоговая ответственность за то, чтобы проект случился, лежит на подростке.

«Вначале мы пробовали делать так, чтобы каждый задуманный проект воплотился в реальность. Но постепенно мы перестали это делать. Сейчас в программе есть этап, который мы называем рубежом — когда подростки презентуют концепцию и демонстрируют кураторам и друг другу, как должен будет выглядеть проект. И это тот момент, когда каждый может оценить свои силы и сказать, что в выставке он участвовать не будет. Мы верим, что это должно быть решением подростка на любом этапе реализации проекта».
Л. Лобанова, основательница проекта «Каскад»
Участники выставки 2022 в ЦТИ Фабрика, фото из архива школы «Каскад. Проект как метод»
Самая волнительная часть курса

После того как прошла защита, наступает этап монтажа, когда участникам предстоит воплотить в реальность то, что они задумали. И конечно, это самая волнительная часть программы: подросток оказывается в огромном пустом выставочном пространстве в окружении ещё двухсот таких же участников — и перед ним стоит задача сделать то, что он никогда до этого не делал (ведь он первый раз реализует именно этот проект).

В этот момент приходится сталкиваться с реальностью, в которой получается не так быстро, как ты задумал, со своими страхами, что ничего не получится, и жутким волнением, что всё было зря.

«Конечно, для ребят это большой стресс. В этом году была история: участница плела большое гнездо из ткани и не рассчитала время — и даже за 5 минут до открытия ещё продолжала его доделывать. Но каким бы сложным ни был монтаж, наступает момент, когда толпа друзей стоит у входа, когда проходят первые экскурсии. И это абсолютное счастье. То чувство, которое заставляет продолжать развиваться в искусстве и после окончания курса».
Саша Хейфец, основательница проекта «Каскад»

Что дальше?

После завершения программы общение с участниками продолжается в разных форматах. Есть возможность вступить в мастерскую «Поэзия? Круто!», которая длится весь год. Другой вариант — пойти на вторую ступень «Каскада», где выпускники под руководством Лиды и Саши делают групповую выставку.

Отдельная гордость «Каскада» — мастерская мультимедийной журналистики, которую запустил их выпускник Амир Гайнутдинов. Четыре года он был участником программ, а на пятый, будучи уже студентом факультета журналистики, стал куратором собственного направления.
Выставка 2021 года «Слишком много свободы» и монтаж выставки, фото из архива школы «Каскад. Проект как метод»


«Каскад дал мне возможность высказываться, принимать участие в интересных проектах и помогать реализовывать идеи — не только свои, но и других ребят. В свой первый год в „Каскаде“ я был студентом Аси Тереховой, в следующем мне предложили сокураторство в этом же направлении, а уже через год предложили курировать группу журналистики. Я бы не сказал, что делаю свою мастерскую, я просто вёл группу журналистики, в которой находился уже два года, мне хотелось остаться с „Каскадом“ и помочь ему развиваться».
Амир Гайнутдинов


Что забрать с собой?

  • Начинать проектную деятельность стоит с того, чтобы научиться исследовательскому взгляду на мир.
  • Работать с подростками можно на равных, прозрачно деля с ними ответственность на каждом этапе совместной работы.
  • Чувство счастья от сделанного проекта — лучший мотиватор.


Благодарим за помощь в подготовке текста Олю Зотову.


На главную альманаха →

полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту