«Несмотря на то, что на всех днях открытых дверей и на всех выставках мы говорим, что мы не художественная школа и не будем учить рисовать, учить технике, всё равно некоторые этого ждут. И когда с ними начинают говорить о содержании и заставляют делать майндмэпы и разные исследования, они теряются и уходят. И хотя мы всегда прикладываем усилия, чтобы ребята остались, решивших уйти отпускаем довольно спокойно».Саша Хейфец, основательница проекта «Каскад»Во втором модуле студенты приступают к созданию проекта для выставки.Модуль выстраивается в логике проектного обучения. Рефлексия остаётся, но сужается до проектов участников. Чтобы помочь студентам переключиться с образовательного модуля на выставочный и яснее понять, что от них требуется, проводится лекция, посвящённая процессу создания выставки.
На встрече после лекции участники подробнее разбирают, какие задачи им нужно сделать, чтобы создать свой проект и чтобы организаторы успели подготовить саму выставку.
Весь процесс создания выставки сопровождается тьюторами, которые:
- помогают скорректировать задачи и время выполнения;
- назначают дополнительные индивидуальные встречи с участниками, которые отстают от сформированного индивидуального плана.
Особенности коммуникации на программеПрограмма «Каскада» интересна не только образовательной моделью, но и тем, как в ней продумано общение с подростками.
«Нам очень важно, чтобы ребёнок сам хотел прийти к нам. Поэтому мы коммуницируем с подростками напрямую. Мы специально спроектировали обязательную часть — „Погружение“, которую каждый потенциальный участник должен пройти, чтобы принять решение, готов он учиться или нет».Л. Лобанова, основательница проекта «Каскад»ДоговорПосле этого на воркшопе по самоопределению подросток выбирает понравившуюся мастерскую и проходит собеседование с куратором. Важная часть этого собеседования — подписание
договора между подростком и «Каскадом». Такой формат, в котором у каждой из сторон есть свои обязательства, помогает с самого начала выстраивать отношения на равных. И да, если подросток не согласен с какими-то пунктами договора, есть возможность сказать об этом и совместно принять решение, как с этим быть.
Отношение к идеям подростковБольшинству подростков, особенно в начале, может быть очень трудно высказывать свои идеи. Куратору и тьютору, особенно на первых этапах, очень важно относиться с уважением к идеям подростков и поддерживать ребят в том, что они высказывают свои идеи.
Часто работа с арт-проектами может затронуть очень болезненную для подростка тему. Первая задача, которая стоит перед командой, — это обеспечить психологическую безопасность: не уйти в детальный разбор потенциально опасной для подростка темы и при этом не блокировать обсуждение, то есть отнестись с принятием к переживаниям подростка, даже если они кажутся незначительными.
ОтветственностьСтоит отметить, что итоговая ответственность за то, чтобы проект случился, лежит на подростке.
«Вначале мы пробовали делать так, чтобы каждый задуманный проект воплотился в реальность. Но постепенно мы перестали это делать. Сейчас в программе есть этап, который мы называем рубежом — когда подростки презентуют концепцию и демонстрируют кураторам и друг другу, как должен будет выглядеть проект. И это тот момент, когда каждый может оценить свои силы и сказать, что в выставке он участвовать не будет. Мы верим, что это должно быть решением подростка на любом этапе реализации проекта».Л. Лобанова, основательница проекта «Каскад»