London Interdisciplinary School (LIS)

Каким должно быть образование, чтобы соответствовать запросу меняющегося мира? Каждый из вас задается этим вопросом по крайней мере раз в месяц, неделю, день (нужное подчеркнуть). В этом материале вы узнаете о новом университете в Великобритании, который придумал нестандартный ответ на этот вопрос.



История создания


London Interdisciplinary School (LIS) был основан в 2017 году Крисом Перссоном, Карлом Гомбричем и Эдвардом Файдо, каждый из которых по-своему занимательная персона. Карл Гомбрич интердисцеплинарный педагог и оперный певец. Окончил бакалавриат по индуизму, получил две магистерские степени: Теоретическая и Математическая физика и Философия. В 2010 создал и запустил один из первых междисциплинарных бакалавриатов в Великобритании.

Крис Перссон — серийный предприниматель, который сделал свой первый бизнес в 15 лет, открыв булочную в Швеции. После этого он продавал велосипеды, оборудование для фур, владел баром в Лондоне, основал компании Vielife и Bookatable, которые успешно продал.

И, наконец, Эдвард Файдо — сооснователь школы 21 (не путайте с известной нам французской Школой 21) в Лондоне, консультант McKinsey & Company.


Как всё устроено

По мнению основателей университета, проблема современных институтов в том, что они готовят узких специалистов, которые после выпуска не востребованы на рынке труда. Тогда как современному миру будущего нужны люди, способные выходить за рамки дисциплин и системно решать комплексные проблемы. Как и многие герои нашей рассылки, Перссон, Гомбрич и Файдо решили бросить вызов сложившейся системе и построить свой проект с новым подходом к высшему образованию. Давайте вместе посмотрим, что находится под капотом «университета будущего».


«Мы не знаем, каким будет рынок труда в 2050, но мы точно знаем, что ему понадобятся специалисты, умеющие решать сложные проблемы по-новому». Э. Файдо.

Скелетом программы являются комплексные проблемы, вокруг которых выстроено получение знаний и навыков. Все проблемы условно можно разделить на три типа: социальные, этические и технологические. Пример таких проблем: использование пальмового масло в цепочках поставок, эпидемия ограблений с применением ножей в Лондоне, рост детского ожирения и другие.

Каждая проблема рассматривается с четырех дисциплинарных точек зрения:
  • Физические науки / математика.
  • Науки о жизни / науки об окружающей среде.
  • Социальные науки.
  • Гуманитарные науки / искусство.

«Единственное, что объединяет LIS и традиционные вузы — это трёхлетний срок обучения и оплата в размере 9 000 фунтов в год». Э. Файдо.

Определившись с задачей, студент формирует расписание из предложенного набора дисциплин. Тут хочется немного остановиться и рассказать про особенность упаковки знаний внутри каждой дисциплины:
  • во-первых, каждая дисциплина рассматривается именно в преломлении изучаемой проблемы;
  • во-вторых, изучение дисциплин происходит путём освоения «суперконцепций» (threshold concepts). Другими словами, ключевых концепций, которые являются базой для понимания этой и остальных дисциплин. Пример такой суперконцепции — принцип эволюции, который был описан в биологии, но нашёл своё отражение в большом количестве других областей: теория игр, история, экология, новые медиа и др. Такой подход позволяет, с одной стороны, преодолевать границы предметных областей, с другой — более компактно упаковывать материал внутри изучаемого курса.


Процесс обучения


После того, как список предметов для каждого студента определен, формируются рабочие группы по 4−6 человек. С каждой новой задачей команда меняется: так происходит шесть раз за два года. Такой упор на групповую работу — ещё одна особенность LIS, которые проповедуют необходимость этого навыка в современном мире. Только в последний год обучения студент выбирает индивидуальную задачу и проектирует её решение самостоятельно под кураторством преподавателя.

Как видно на картинке ниже, изучение дисциплин занимает порядка 40% времени, остальные 60% посвящены работе с методами исследований. По мнению создателей программы, умение проводить исследования — ключевой навык их выпускников, так как это позволяет, с одной стороны, производить свое знание, с другой — критически подходить к знаниям, полученным извне.

Фото: LIS

Отдельно, пожалуй, стоит сказать про форматы проведения занятий. Всего их восемь:

  1. Тьюториалы (Tutorials) — менее формальный, чем лекции формат, который проводится один на один с преподавателем или в маленькой группе. Чаще всего это очень интерактивное занятие с высокими академическими требованиями.
  2. Семинары (Seminars) — объединяют небольшие группы студентов для оттачивания навыков по определенной теме. Во время семинаров студенты могут изучать тематические исследования, статьи в журналах и другую соответствующую литературу или выполнять групповые задания, упражнения.
  3. Лекции (Lectures) — формат, в котором преподаватель знакомит студентов (обычно в больших группах) с основными теориями или дискуссиями по определенной теме. Например, лектор может изложить новую суперконцепцию или ментальную модель, готовую для дальнейшего обсуждения в учебных пособиях и семинарах.
  4. Перевернутые лекции (Flipped lectures) — изучение новой темы, на которую студенты приходят заранее познакомившись с новым материалом.
  5. Дискуссии (Panel Discussions) — выступление с докладами преподавателей или студентов с последующим обсуждением.
  6. Мастер-классы (Masterclasses) — практическая работа с внешними экспертами. Один из вариантов проведения заключается в том, что студенты готовят часть работы дома и на мастер-классе получают экспертный фидбэк.
  7. Воркшопы (Workshops) — практическая работа в группах, в процессе которой должен получиться какой-то готовый артефакт: презентация, отчёт или, например, видео. Идеальный, по мнению авторов курса, формат для применения новых знаний и совершения ошибок в безопасной обстановке с возможностью получить обратную связь.
  8. Зачеты (Сrits) — презентация работ студентов с последующим публичным разбором с помощью преподавателей и других студентов.
Программа обучения выстроена с постепенным нарастанием свободы студентов. То есть в самом начале она достаточно жёстко структурирована, тогда как в конце — студент практически полностью формирует свою траекторию и формат обучения. Такой подход позволяет снизить нагрузку на старте и передавать полную ответственность за изучение и решение комплексных проблем студенту, когда у него уже будут необходимые навыки для этого.

«Нужно что-то сродни мудрости и понимаю того, что действительно происходит в мире, чтобы решать глобальные задачи. Это достаточно сложно сделать, когда тебе 18 или 19 и ты только в начале пути».
К. Гомбрич.


Оценивание

Что касается проверки полученных знаний, экзамены в традиционном смысле отсутствуют в LIS. Вместо них студенты записывают подкасты, снимают видео и делают другие проекты, которые максимально приближены к тому, что от них будут ждать на работе. Дизайн оценочной системы призван снизить стресс от проверки и помочь подготовиться к реалиям работы.

Отличается и формат вступительных испытаний. В LIS принимают в два этапа, где второй этап – очное собеседование. Тогда как большинство остальных вузов своё решение основывают только на результатах экзаменов.

По мнению руководства, оценки за экзамены могут стать барьером для поступления очень талантливых студентов. Поэтому для более взвешенного решения необходимо учитывать опыт, мотивацию и бэкграунд каждого студента. Чтобы избежать предвзятости, собеседование проводится группой экспертов.



Аттестация и отбор преподавателей

Программа курса проектировалась более двух лет и первые студенты должны были начать учиться уже в 2020, но старт был отложен на год. Основная причина отсрочки — затянувшая государственная аттестация программы. Завершив аттестацию, вуз получил право выдавать собственную степень, а значит — возможность гибко менять структуру и содержание программы. К слову, LIS стал первым с 1965 года вузом в Великобритании, который добился этого права.

«Мы невероятно гордимся тем, что мы первые за полвека открыли двери, обладая возможностью выдавать собственную степень. С самого начала мы знали, что действительно инновационное образование мы сможем делать, только если получим полный контроль над дизайном программы». Э. Файдо.

Быть у истоков столь многообещающего проекта — очень заманчиво, поэтому LIS было из кого выбирать своих преподавателей. На первые десять вакансий пришло более трехсот откликов. И это с учётом того, что от соискателей требовался значительный междисциплинарный опыт и умение преподавать. Последнее требование интересно тем, что в классических вузах преподавание — это, скорее, нагрузка к основной (т.е. исследовательской) деятельности. В LIS считают, что это приводит к низкому качеству преподавания. Поэтому своих профессоров они отбирали с помощью очного тура, на котором необходимо было продемонстрировать преподавательские скилы.

«Каждый год мы принимаем 400 000 человек, отправляем их в университеты Великобритании и говорим, что им нужно провести три года в университете, где их обучают люди, которые мотивированы заниматься чем-то другим. Это своего рода безумие». Э. Файдо.


Уф! Почти всё

Осталась пара фактов и мыслей напоследок. Во-первых, картина будет неполной, если не сказать про деньги. Итак, LIS — наполовину спонсируется государством, другая половина бюджета формируется из оплаты студентов и заработком корпоративных программ. Эта деятельность не сильно афишируется в СМИ, но, как стало понятно из интервью Эдварда Файдо The Learnit Podcast, именно она сейчас приносит больше всего доходов.

Во-вторых, стоит сказать, что не все так уж приветствуют появление LIS. Скептики упрекают программу в поверхности и предсказывают потолок развития выпускников программы на позиции мидл-менеджеров. Мнение LIS на этот счёт таково:

«Да, наша программа не для всех и точно не заменит всё существующее образование, но она призвана закрыть потребность именно в таких специалистах и попробовать реализовать глубинные перемены в образовании, которые никогда не смогут позволить себе традиционные вузы».



Почему это важно?

Кажется, сейчас такой момент в образовательной индустрии, когда каждый готов покритиковать старую систему, при этом мало кто может действительно сделать что-то новое. Поэтому интересно наблюдать и собирать в копилку те проекты, которые всё-таки рискнули сделать шаг в неизвестность, чтобы смотреть за их успехом и по возможности забирать себе работающие идеи.



На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту