Отдельно, пожалуй, стоит сказать про
форматы проведения занятий. Всего их восемь:
- Тьюториалы (Tutorials) — менее формальный, чем лекции формат, который проводится один на один с преподавателем или в маленькой группе. Чаще всего это очень интерактивное занятие с высокими академическими требованиями.
- Семинары (Seminars) — объединяют небольшие группы студентов для оттачивания навыков по определенной теме. Во время семинаров студенты могут изучать тематические исследования, статьи в журналах и другую соответствующую литературу или выполнять групповые задания, упражнения.
- Лекции (Lectures) — формат, в котором преподаватель знакомит студентов (обычно в больших группах) с основными теориями или дискуссиями по определенной теме. Например, лектор может изложить новую суперконцепцию или ментальную модель, готовую для дальнейшего обсуждения в учебных пособиях и семинарах.
- Перевернутые лекции (Flipped lectures) — изучение новой темы, на которую студенты приходят заранее познакомившись с новым материалом.
- Дискуссии (Panel Discussions) — выступление с докладами преподавателей или студентов с последующим обсуждением.
- Мастер-классы (Masterclasses) — практическая работа с внешними экспертами. Один из вариантов проведения заключается в том, что студенты готовят часть работы дома и на мастер-классе получают экспертный фидбэк.
- Воркшопы (Workshops) — практическая работа в группах, в процессе которой должен получиться какой-то готовый артефакт: презентация, отчёт или, например, видео. Идеальный, по мнению авторов курса, формат для применения новых знаний и совершения ошибок в безопасной обстановке с возможностью получить обратную связь.
- Зачеты (Сrits) — презентация работ студентов с последующим публичным разбором с помощью преподавателей и других студентов.
Программа обучения выстроена с постепенным нарастанием свободы студентов. То есть в самом начале она достаточно жёстко структурирована, тогда как в конце — студент практически полностью формирует свою траекторию и формат обучения. Такой подход позволяет снизить нагрузку на старте и передавать полную ответственность за изучение и решение комплексных проблем студенту, когда у него уже будут необходимые навыки для этого.
«Нужно что-то сродни мудрости и понимаю того, что действительно происходит в мире, чтобы решать глобальные задачи. Это достаточно сложно сделать, когда тебе 18 или 19 и ты только в начале пути».К. Гомбрич.ОцениваниеЧто касается проверки полученных знаний, экзамены в традиционном смысле отсутствуют в LIS. Вместо них студенты записывают подкасты, снимают видео и делают другие проекты, которые максимально приближены к тому, что от них будут ждать на работе. Дизайн оценочной системы призван снизить стресс от проверки и помочь подготовиться к реалиям работы.
Отличается и формат вступительных испытаний. В LIS принимают в два этапа, где второй этап – очное собеседование. Тогда как большинство остальных вузов своё решение основывают только на результатах экзаменов.
По мнению руководства, оценки за экзамены могут стать барьером для поступления очень талантливых студентов. Поэтому для более взвешенного решения необходимо учитывать опыт, мотивацию и бэкграунд каждого студента. Чтобы избежать предвзятости, собеседование проводится группой экспертов.
Аттестация и отбор преподавателейПрограмма курса проектировалась более двух лет и первые студенты должны были начать учиться уже в 2020, но старт был отложен на год. Основная причина отсрочки — затянувшая государственная аттестация программы. Завершив аттестацию, вуз получил право выдавать собственную степень, а значит — возможность гибко менять структуру и содержание программы. К слову, LIS стал
первым с 1965 года вузом в Великобритании, который добился этого права.
«Мы невероятно гордимся тем, что мы первые за полвека открыли двери, обладая возможностью выдавать собственную степень. С самого начала мы знали, что действительно инновационное образование мы сможем делать, только если получим полный контроль над дизайном программы». Э. Файдо.Быть у истоков столь многообещающего проекта — очень заманчиво, поэтому LIS было из кого выбирать своих преподавателей. На первые десять вакансий пришло более трехсот откликов. И это с учётом того, что от соискателей требовался значительный междисциплинарный опыт и умение преподавать. Последнее требование интересно тем, что в классических вузах преподавание — это, скорее, нагрузка к основной (т.е. исследовательской) деятельности. В LIS считают, что это приводит к низкому качеству преподавания. Поэтому своих профессоров они отбирали с помощью очного тура, на котором необходимо было продемонстрировать преподавательские скилы.
«Каждый год мы принимаем 400 000 человек, отправляем их в университеты Великобритании и говорим, что им нужно провести три года в университете, где их обучают люди, которые мотивированы заниматься чем-то другим. Это своего рода безумие». Э. Файдо.Уф! Почти всёОсталась пара фактов и мыслей напоследок. Во-первых, картина будет неполной, если не сказать про деньги. Итак, LIS — наполовину спонсируется государством, другая половина бюджета формируется из оплаты студентов и заработком корпоративных программ. Эта деятельность не сильно афишируется в СМИ, но, как стало понятно из интервью Эдварда Файдо
The Learnit Podcast, именно она сейчас приносит больше всего доходов.
Во-вторых, стоит сказать, что не все так уж приветствуют появление LIS. Скептики упрекают программу в поверхности и предсказывают потолок развития выпускников программы на позиции мидл-менеджеров. Мнение LIS на этот счёт таково:
«Да, наша программа не для всех и точно не заменит всё существующее образование, но она призвана закрыть потребность именно в таких специалистах и попробовать реализовать глубинные перемены в образовании, которые никогда не смогут позволить себе традиционные вузы».Почему это важно?Кажется, сейчас такой момент в образовательной индустрии, когда каждый готов покритиковать старую систему, при этом мало кто может действительно сделать что-то новое. Поэтому интересно наблюдать и собирать в копилку те проекты, которые всё-таки рискнули сделать шаг в неизвестность, чтобы смотреть за их успехом и по возможности забирать себе работающие идеи.
На главную альманаха →