Репутация школы никогда не была выдающейся, но в 2015 году дела стали совсем плохи. Государственная организация Ofsted провела проверку школы, в результате которой было выявлено, что академическая успеваемость учеников ниже нормы. Тогда старый директор был уволен и на его место пришёл Пол Джексон (Paul Jackson), благодаря которому в Manorfield Primary School начались серьёзные перемены. За семь с половиной лет работы Пола школа стала одной из самых успевающих в стране.
«Мой самый важный поступок в качестве руководителя этой и моей предыдущей школы заключался в том, чтобы сформулировать наше видение, миссию и то, как мы претворяем их в действия в интересах детей».
Пол Джексон, директор школы
По словам Пола, очень часто миссии школ содержат заявления, которые сформулированы слишком обтекаемо или банально. Поэтому миссия остаётся лишь пустыми словами, которые не могут выразить, что особенного есть в школе и что именно она будет делать для реализации своих обещаний.
«Первым шагом в Manorfield стало усовершенствование учебной программы и подхода к обучению, после чего встал вопрос, есть ли у нас персонал, готовый внедрять новый подход. И уже после этого мы стали думать о том, где достать финансирование на наши усовершенствования».
Пол Джексон, директор школы
К слову, с бо́льшей частью старой команды Полу пришлось расстаться. Приведём формулировку миссии школы целиком.
Видение и миссия Manorfield Primary School
Цель нашей школы — помогать нашим ученикам достигать высоких академических результатов, быть в центре сообщества, в котором дети эффективно учатся и где каждый человек ценится как личность.
Мы хотим, чтобы все дети в начальной школе Манорфилда получали удовольствие от учёбы и были успешными как в учёбе, так и во всех своих начинаниях.
Благодаря творческой учебной программе и новаторскому подходу к обучению, мы предложим богатый спектр качественного опыта обучения, открывая умы и давая детям и их семьям возможности и выбор, которые позволят им создавать и следовать своим мечтам.
Чтобы достичь высоких академических результатов, нам необходимо совершенствовать процесс преподавания. Для этого нам следует научиться вписывать образовательную программу в реальный контекст и учитывать в ней творческое развитие учеников. Это важно для того, чтобы ученики развивались комплексно и становились не только хорошо образованными, но и независимыми личностями, уверенными в себе. Чтобы они умели выражать своё мнение, проявляли желание учиться и преобразовывать мир вокруг.
Мы создадим школьное сообщество, стремящееся создавать лучший мир для всех, которое умеет замечать и ценить окружающее нас разнообразие.
P4C
Говоря о нестандартном подходе к преподаванию, не можем не рассказать про P4C (philosophy for children). Это подход к преподаванию и обучению, который предполагает исследование глобальных концепций, существующих в любых сферах обучения и жизни. P4C использует диалог и метод вопрошания, чтобы помочь учащимся думать, говорить, слушать, учиться и сосуществовать с другими людьми более комфортно.
Философия для детей не изучает философские концепции, а вместо этого использует философский подход, когда учащиеся в процессе обсуждения сталкиваются с такими понятиями, как равенство, самобытность, истина — и изучают их, опираясь на мнения других, чтобы углубить собственное понимание. Преподаватель фасилитирует дискуссию, акцентируя внимание не только на самом объекте исследования, но и на процессе получения этого знания и навыках, которые помогают ученикам искать ответы на свои вопросы.
Вот как Катя Мелихова, создательница творческого лагеря «Кавардак», описала одно из занятий в школе, которую она посетила в 2019 году:
«Нам показали занятия по философии для детей-семилеток. Дети учатся задавать риторические вопросы, работать в группе и в парах. Внутрь занятий зашито развитие четырёх типов мышления, все они начинаются на букву C (creative, collaborative, caring, critical). Дети ОЧЕНЬ много работают в мини-группах и парах, много двигаются, говорят, размышляют, имеют право изменить своё мнение и пересмотреть ответ, передают слово друг другу, голосуют за наиболее интересную тему для обсуждения, выбирают человека, который будет выступать от их группы, в общем, развивают те самые навыки XXI века. Вопрос, над которым работали группы, звучит так: „Рождаются ли дети творческими?“ И этот вопрос придумали сами дети. Я глубоко впечатлена тем, что и как делают педагоги этой школы».
Комьюнити
Отдельно стоит сказать про то, что особую важность в школе уделяют взаимодействию с комьюнити. Помимо того, что школа проводит занятия для родителей, многие из которых не умеют писать и читать по-английски, во время ковида она развернула активную деятельность по раздаче бесплатной еды особо нуждающимся семьям.
Дело в том, что в Великобритании дети от 4 до 7 лет питаются в государственных школах бесплатно, и когда наступил ковид, многие столкнулись с тем, что они не могут прокормить свои семьи без этой поддержки. Поэтому деятельность школы была так важна.
«Наша еженедельная „продуктовая лавка“ помогла нам выстроить более доверительные отношения с семьями. В процессе того, как мы доставляли еду, мы узнавали о многих других потребностях людей и смогли связать их с социальными службами, что дало возможность решить немало проблем».
Справедливости ради стоит сказать, что не все взаимоотношения с местным сообществом проходят гладко. Так, в 2021 году прошла серия пикетов родителей с требованием отменить уроки по сексуальной грамотности у учеников. В частности, родители требовали изъять из программы рассказ о LGBTQ±отношениях и изучение половых органов. Волна протестов по поводу преподавания полового воспитания началась в 2019 году, когда было объявлено, что эти уроки будут обязательными с 12 лет в Великобритании с сентября 2020 года.
Что забрать с собой