Microverse

Фото: microverse.org

В это материале вы узнаете о проекте, который без создания контента и без преподавателей трудоустраивает 95% своих выпускников. Речь пойдёт о буткемпе под названием Microverse.


Для начала разберёмся, что такое «буткемп» (для тех, кто в курсе: листайте на два абзаца ниже). Слово «буткемп» (от англ. bootcamp) изначально использовали американские военные — так назывались тренинги по интенсивной подготовке новобранцев. Сейчас понятие перекочевало в более мирную сферу: в не менее интенсивном формате теперь обучают программистов.




Какие бывают буткемпы


  • Офлайн и онлайн. До пандемии бо́льшая часть была офлайн, но сейчас, как и все, буткемпы переселяются в онлайн.
  • С предзаписанными видео или в формате лайв-вебинаров.
  • В небольших группах и единым потоком.
  • Могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких месяцев.
  • По стоимости могут отличаться от нескольких сотен долларов до 20000 $.

В общем, буткемпами могут называться самые разные программы. Главное, что их объединяет — интенсивный формат обучения, максимальная приближённость к реалиям рынка, обещание трудоустройства после выпуска.



Microverse можно назвать «панком» среди остальных буткемпов


Судите сами:

  • в Microverse нет преподавателей, менторов, трекеров и других привычных ролей;
  • они не создают контент;
  • Microverse входит в топ буткемпов Америки по версии teachfloor;
  • они получили 12,5 млн долларов инвестиций в этом году;
  • и вдобавок 95% студентов трудоустраиваются.


Давайте разберёмся, как такое вообще возможно


По мнению основателя Microverse, Ариэля Камуса, человечество сможет справиться со всеми своими проблемами только в случае, если перестанет так небрежно растрачивать человеческий ресурс. Речь идёт о развивающихся странах, где больше всего людей и сложнее получить качественное образование. Microverse — попытка побороться с этим неравенством и дать возможность получить востребованную на международном рынке специальность выходцам из стран третьего мира.

Спустя три года после основания в Microverse успели поучиться представители 188 стран, 75% из которых — выходцы из Африки и Латинской Америки.


Программа Microverse длится семь месяцев, ещё три месяца обычно уходит на то, чтобы найти работу. Всё это время студент ничего не платит за учёбу. Стартап заключает со студентами специальное «Соглашение о распределении доходов» (от англ. Income Share Agreement). В соответствии с ним, обучавшийся по программе студент должен выплатить проекту 15 тыс. долларов, ежемесячно отчисляя 15% от своей зарплаты. Важно, что возвращать деньги студент будет только в случае, если устроится по специальности. Договор студента с Microverse является бессрочным, поэтому отчисления будут производиться, даже если студент найдёт такую работу через несколько лет.



Вы сказали, что совсем нет учителей, это как?


Важное отличие Microverse от других буткемпов и образовательных проектов — у них нет преподавателей, менторов, тьюторов и других специалистов, которые помогают студенту учиться и получают за это деньги.

Хак (комп. жарг. — остроумное решение для обхода какой-либо проблемы) системы заключается в том, что всё, что обычно делают люди в этих ролях, выполняют старшие студенты.


По мнению Ариэля Камуса, учитель выполняет три глобальных задачи:

  1. Передача знаний.
  2. Проверка и оценка знаний.
  3. Указание на то, что вам нужна помощь, и объяснение, как эту помощь получить.

Разберём, как каждая из этих задач решается в формате обучения peer-to-peer.

Задачу по передаче знаний решают тексты, видео и упражнения, которые студенты изучают самостоятельно. Все материалы — небольшие части контента, которые собраны в дашборде и чётко привязаны к конкретному дню прохождения.

Фото: Microverse.

Личный кабинет студента

Интересный факт: весь контент курса берётся из открытых источников.Педагогическая задача команды Microverse (как они сами её формулируют) заключается в том, чтобы выбрать его и упаковать для студента в понятную последовательность для изучения.

Проверку и оценку знаний выполняют студенты, но не все и не бесплатно. Ревьюерами кода становятся примерно 10% студентов, которые прошли конкурс и специальное обучение. Команда Microverse готовит чек-листы по проверке работ и устраивает взаимные проверки ревьюеров, чтобы получать постоянный отчёт по качеству.

И самое любопытное, как решён вопрос с поддержкой и помощью в обучении студентов друг другу.

Выделяются следующие роли:

Партнёр по обучению и кодингу (Learning & Coding Partners)
Каждую неделю студентов объединяют в пары с другими учащимися, находящимися на том же уровне. Есть два типа совместной работы: с партнёром по обучению и с партнёром по кодингу. Партнёр по обучению проходит ту же программу: вдвоём больше шансов разобраться со сложностями. С партнёром по кодингу студент вместе делает проект. В расписании студентов заложены обязательные слоты для общения с партнёрами, на которое студент должен потратить не меньше 10 минут в день. В процессе обучения партнёры меняются много раз.

Команда (Standup Team)
Это группа из 4–6 человек, по сути — просто одноклассники, которые проходят один и тот же путь вместе. Встречи команды происходят дважды в день. О содержании встреч расскажем дальше.
Интересно, что в процессе первого модуля люди часто перемешиваются, чтобы узнать как можно больше людей в потоке. Окончив модуль, команда более или менее складывается: между участниками возникают прочные, доверительные отношения.

Ментор
Это старший студент, который уже прошёл дальше по программе. Его задача сводится к тому, чтобы помочь адаптироваться к программе и сделать первые пять недель менее стрессовыми. Он созванивается с подопечным каждую неделю, поддерживает, делится опытом. По сути — это аналог ментора на работе для нового сотрудника.

Ариэль Камус говорит, что им не приходится заниматься тем, чтобы искать «подходящую пару» из студента и наставника. Всё решает, с одной стороны, жёсткий отбор, с другой — очень тщательный брифинг на старте. На нём доносится ценность и необходимость обучения других для прохождения курса. Если студент готов учиться сам, но не принимает участия в обучении других (например, у него кончились деньги и он хочет окончить учёбу быстрее), то его попросят прервать курс до тех пор, пока у него не получится организовать условия для полноценной работы с другими студентами.

Нельзя не признать, что задумка построить обучение с максимальной опорой на студентов — красивая. Во-первых, такой формат позволяет сделать обучение максимально приближенным к работе, где нужно будет продолжать учиться, а вместо учителей будут коллеги. Во-вторых (что скрывать!), даёт возможность удерживать маржинальность на уровне 70–75%, тогда как у конкурентов она не превышает 25%.


Как выглядит процесс обучения


Фото: Microverse.

Личный кабинет студента

1. Командная встреча

Каждый день начинается с 30-минутной встречи команды. На ней обсуждается фидбэк по проверке или выполняются упражнения, направленные на развитие командных скилов.

2. Программный блок № 1

Затем стартует программный блок, который включает разные активности: просмотр видео, чтение текстов, выполнение упражнений или работу над проектом. Предполагается, что эту часть студент делает совместно с партнёром по обучению или кодингу.

Проектная работа иногда выполняется индивидуально, иногда в парах, в некоторых случаях — в команде из четырёх и более человек. Чтобы выполнить задания к дедлайнам, нужно быть вовлечённым не менее восьми часов в день.

3. Обед

4. Программный блок № 2

В зависимости от недели студент продолжает парное программирование либо индивидуальное обучение.

5. Вечерняя встреча команды (Standup team meeting)

Регулярная встреча, на которой подводятся итоги дня. Участники рассказывают, что получилось, что нет, обсуждают, как можно улучшить результат на следующий день.


Чтобы пойти на выходной, нужно, чтобы все задания этой недели были выполнены (то есть по ним получено положительное ревью). Нужно сдать недельный квиз — ответить верно не менее чем на 70% вопросов — и заполнить форму с ретроспективой, в которой подводятся итоги: выполнены ли поставленные цели на эту неделю и если нет, то почему.



Отбор в программу Microverse


Остался последний важный факт, без которого заявленный уровень трудоустройства Microverse (95%) звучал бы как чудо. Факт заключается в том, что на программу принимается менее 1% из ****тех, кто подаёт заявку. В абсолютных показателях — это 60 человек из 10 000 заявок (поступающих ежемесячно).


Процесс отбора состоит из трёх этапов:

  1. Пройти предложенный Microverse курс по подготовке. Этот этап не обязательный.
  2. Челлендж по программированию (2–4 часа). Решение простых алгоритмических задач, которое должно продемонстрировать, что соискатель может мыслить как разработчик.
  3. Триал (3 дня). Работа в команде из четырёх человек, с которыми нужно создать совместный проект. Показывает, что соискатель может успешно сотрудничать с другими.

Кроме этого, обязательные требования — высокий уровень английского, хороший интернет и компьютер.



Что забрать с собой?


  1. Прежде чем создавать свою фабрику по производству контента, стоит подумать, а точно ли она нужна. Может быть, хватит того, что уже есть в открытых источниках?
  2. Чтобы сделать обучающую среду максимально похожей на рабочую, можно убрать преподавателей.
  3. Жёсткий отбор на программу — один из важнейших факторов доходимости студентов. Однако позволить себе отсеивать 99% заявок могут только компании, ориентирующиеся на развивающиеся страны.

Как обычно благодарим Олю Зотову за помощь при подготовке этого материала.



На главную альманаха →

полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту