Сегодня вы узнаете о пока еще молодом, но очень храбром университете в Великобритании, который решил перевернуть с ног на голову образование инженеров.
Место событий — город Херфорд. Ровесник Оксфорда и Кэмбриджа, с маленькими улочками, средневековыми зданиями и стареющим населением, средний возраст которого чуть больше сорока лет. Местные власти давно были заняты размышлениями о том, как вернуть в город жизнь: нужна была идея, которая решит проблемы города и при этом привлечет государственное финансирование.
История создания
Идея возникла с подачи местного депутата Джесса Нормана, который задумал создать в городе инновационное образовательное учреждение, где формат и содержание обучения определяются будущими работодателями студентов (эту идею он позаимствовал у вузов США, Бразилии и Сингапура). Его инициативу поддержал канцлер казначейства Великобритании Джон Осборн. Он же привлек к работе над задумкой ректоров Уорикского и Бристольского университетов, а также бывшего проректора Оксфордского университета сэра Джона Худа.
В итоге получился грандиозный проект NMITE — New Model Institute for Technology and Engineering: университет, который обещает перепридумать формат обучения инженеров и к 2032 году закрыть нехватку кадров не только в Херфорде, но и во всей Великобритании, выпустив на рынок более 5000 специалистов.
На реализацию проекта было получено 25 миллиона фунтов государственного финансирования, из которых 7,5 миллионов было потрачено на создание и валидацию учебной программы.
Первый директор университета Януш Козински из Канады выбрал в качестве ориентира американский Olin College, программа которого основана на проектном подходе и пообещал, что в университете не будет лекций, экзаменов и учебников (подробнее о проекте Olin College мы расскажем в одной из ближайших рассылок).
Сменившая его на посту Елена Родригез-Фалькон из Мексики продолжила развитие идей Януша. Именно она сделала программу такой, какой ее встретят студенты первой когорты, которая стартует в сентябре 2021 года.
Как все устроено
Начнем с того, что студенты будут учиться в формате, максимально приближенном к реальному графику работы. У них не будет длинных каникул и сессий, благодаря чему программа бакалавриата будет длиться два года вместо трех, а программа магистратуры три года вместо четырех.
Занятия будут идти с понедельника по пятницу с 9 до 17. Выходные свободны от учебы, так как домашняя работа на курсе не предусмотрена.
Учебный процесс разбит на спринты по 3,5 недели. Каждый спринт — это небольшое испытание (challenge), которое студенты должны успешно решить, посещая различные образовательные активности: семинары, тюториалы и problem-solving сессии. В программе и правда нет общих лекций, о чем говорит даже тот факт, что в кампусе отсутствуют помещения, в которых они могли бы проводиться. Все занятия проходят в мини-группах.
«Проходя через челленджи снова и снова, у студентов вырабатывается эффективный паттерн решения поставленных задач, что делает их весьма конкурентноспособными на рынке труда» — говорит глава академического качества университета Беверли Гиббс.
И на мнение Беверли можно положиться, так как за ее плечами не только академический опыт, но и двадцать лет работы инженером в различных производствах. Похожий карьерный профиль ожидается от всех преподавателей университета — чтобы умение преподавать сочеталось с практическим опытом в индустрии.
В программе предусмотрены регулярные встречи с приглашенными спикерами. Это могут быть работодатели и представители других специальностей (от бухгалтеров до философов). Их задача — участвовать в групповой работе со студентами, а еще задавать неудобные вопросы и делиться своим опытом, заземляя учебные проекты на реальный контекст.
Еще одна любопытная составляющая программы — занятия, на которых студенты знакомятся с техническими инструментами, осваивают навыки общения с узкими специалистами и учатся организовывать работу проектной команды. В терминологии университета они называются так «тулбоксы» (toolbox). Они встроены в программу таким образом, чтобы полученные в них знания могли быть сразу применены в проектной работе. Более подробное содержание тулбоксов ниже:
Экзаменов в привычном смысле в NMITE нет. Вместо них студенты защищают проекты. Всего в программе два вида проектов: в первых заказчиком выступает местное сообщество (community-based challenge), во вторых — производственные компании (industrial projects). И в том, и в другом случае решается реальная задача, над которой работает команда студентов. В первом случае задача выбирается местным комьюнити Херфорда, во втором — это задача конкретного производства.
«Чтобы такая модель обучения работала, необходима активная работа с партнерами, которые могли бы регулярно пополнять банк с заданиями для студентов. Мы поговорили с 200 разными компаниями, и все кроме одной откликнулись на наше предложение с энтузиазмом», — говорит Родригез-Фалькон.
Финалом обучения станет большой индивидуальный проект, над которым каждый будет работать в течение 4х спринтов. Тематика проектов сфокусирована вокруг здоровья, образования, безопасности и инфраструктуры. Такой проект должен помочь использовать все знания и навыки, которые студент получил за время обучения.
Примеры тем выпускных проектов:
Чтобы стать студентом NMITE, необязательно иметь высшие баллы по математике и физике, как это требуют другие инженерные вузы. При отборе упор делается на высокую работоспособность и умение нестандартно мыслить. Как сказано на сайте вуза «performing well does not always mean getting perfect grades, either» («хорошие оценки не всегда означают то, что человек хорош в своем деле»).
При этом это вовсе не означает, что поступить в институт легко. Отборочный процесс состоит из трех частей:
* Этап 1: анкета с рассказом о себе и своем бэкграунде, академических успехах.
* Этап 2: мотивационное письмо, видео и эссе, с ответом на 3 вопроса.
* Этап 3: очный тур, в котором поступающие должны показать свои навыки коммуникации и коллаборации. Организаторы заявляют о том, что их задача «сформировать сплоченную и работоспособную когорту студентов, которая при этом будет разнообразная по культурному составу. В конце концов, мы стремимся создать выдающееся сообщество, а не просто группу выдающихся личностей!»
Почему это важно?
Концепции и обещания всегда звучат красиво, но самое интересное начинается тогда, когда они сталкиваются с реальностью. Очень любопытно будут ли выпускники NMITE конкурентноспособными? Удастся ли сохранить качество обучения при масштабировании? Удастся ли решить проблемы города? Время покажет.
Благодарим за помощь в подготовке Олю Зотову.