Критическая педагогика Фрейре

Фото: Behance. Паулу Фрейре

Предлагаем вам вместе с нами подумать над вопросами: каким должно быть образование, которое научит справляться с хаосом и сложностью происходящего? Как уже со школьных лет готовить учеников критически осмысливать реальность? В качестве проводника для наших размышлений мы выбрали Паулу Фрейре, который большую часть своей жизни посвятил поиску ответов на эти вопросы.




Знакомство


Прежде чем переходить к идеям Фрейре, давайте познакомимся с ним самим. Он родился в 1921 году в Бразилии. В школьные годы учёба давалась ему с трудом. Когда Паулу было 13 лет, умер его отец, мать растила четверых детей в одиночку. Фрейре вспоминает, что большую часть своего времени он играл в футбол, а на уроках было сложно сосредоточиться из-за постоянного чувства голода.


Когда Паулу перешёл в старшую школу, в его жизни произошёл важный поворот. Он впервые осознал, что его единственная возможность вырваться из бедности — это образование. Он сосредотачивается на учёбе. Ему удаётся окончить школу с хорошими оценками и даже поступить в университет, где он начинает изучать юриспруденцию. Параллельно с основными занятиями он посещает курсы по философии и психологии языка.


Уже к концу обучения он понял, что юридическая стезя его не вдохновляет, и начал свой путь в образовании. Сначала устроился учителем португальского в школу, потом в отдел образования и культуры соцслужбы. В процессе работы у него начала формироваться собственная философия обучения, которую он впервые описал в докторской диссертации. Он мечтал обучать людей так, чтобы они стали политически и социально сознательными и свободными.


Будучи директором отдела образования, он нашёл возможность проверить свои идеи на практике. Фрейре начал открывать так называемые «культурные кружки», в которых беднейшие слои населения за 45 дней обучались грамоте и счёту. При этом занятия проводились не в виде лекций, а в формате диалога. Фрейре считал, что такие занятия не только обучат базовой грамотности, но и дадут навыки сознательного принятия решений. В том числе касающиеся голосования на президентских выборах: тогда на это имели право только грамотные граждане Бразилии.


К сожалению, зародившаяся система кружков была отменена, когда в результате переворота в стране установилась военная диктатура. После смены власти Фрейре как сторонника коммунизма посадили в тюрьму на два месяца, а затем он уехал из страны. Следующие 15 лет он жил и работал в Боливии, Чили, Швейцарии и США. В своей вынужденной эмиграции он и написал книгу «Педагогика угнетённых», которая стала третьей в мире по цитируемости в социальных науках в целом. В Бразилию Фрейре вернулся лишь в 1980 году, где продолжил работать над программой по ликвидации неграмотности среди взрослых работников.

Фото: Aventuras Na Historia. Фрейре в государственной школе в городе Ангикос, Бразилия

К идеям

Паулу Фрейре, как последователь марксистской теории, считал, что в современном мире существует проблема угнетения. Люди стремятся к раскрытию своего потенциала, но политические и социальные институты работают таким образом, что этот процесс прерывается на каком-то этапе. Человек из создателя своей жизни превращается в ведомого, его заставляют делать то, что он не хочет. Он становится винтиком в системе эксплуатации и даже этого не осознаёт. Говоря об эксплуатации, Фрейре прежде всего имел в виду классовое угнетение, однако в дальнейшем его идеи были использованы для работы со многими другими видами неравенства, например расового, гендерного и т. д.

«Чтобы превозмочь ситуацию угнетения, люди должны в первую очередь критически оценить её причины, чтобы через преобразующие действия создать новую ситуацию, в которой станет возможным движение на пути к всеобъемлющей человечности». Паулу Фрейре, «Педагогика угнетённых»


Образование как практика освобождения

Фрейре говорит о том, что современное образование похоже на консервную фабрику: учитель вкладывает знания в ученика как в пустую банку. Тот соглашается, запоминает и в дальнейшем воспроизводит вложенную информацию. При этом само знание не изменяется в процессе обучения — оно лишь передаётся от одного человека к другому внутри строго иерархичной вертикальной системы. В отличие от академического мира, где знание рождается в постоянной дискуссии, в школах и университетах ученикам преподносят знание как набор аксиом. По Фрейре, угнетение начинается, когда ребёнок попадает в школу и сталкивается с её правилами игры.

В качестве противоположности банковской модели Фрейре предлагает «Освободительное обучение», в котором:
  • целью является познание, а не передача информации;
  • главная педагогическая технология — постановка проблем перед учениками (да-да, то самое проблемно-ориентированное обучение, которые мы все так любим!);
  • процесс познания выстроен в форме диалога между учеником и учителем;
  • ученик принимает участие в организации всего процесса обучения, вплоть до оценивания.

Именно в критическом мышлении, творчестве и деятельности автор книги видит залог социальной активности человека и его уход от зависимой, пассивной позиции в сторону активного личностного начала. Процесс выращивания критического сознания — это тренировка способности видеть социальные, политические, экономические противоречия мира и предпринимать действия, которые могут изменить общественную ситуацию.

Критическая педагогика стала частью общего движения по демократизации обучения. Частично идеи были заимствованы последователями Фрейре. Но есть несколько проектов, которые постарались воплотить задумку бразильского философа целиком.

Один из них — французский колледж Ciph (Collège international de philosophie). Он был основан в 1983 году как эксперимент, который поможет переосмыслить преподавание философии во Франции и освободить его от институциональных рамок. Финансируется институт за счёт пожертвований, директор программы избирается на 6 лет и не может быть переизбран, каждые три года происходит открытый набор. Обучение бесплатное.

Другой пример из России — проект «Антиуниверситет». Посвящён различным способам производства знания вне привычного университетского пространства. Объединяет и помогает реализовать различные образовательные инициативы. Форматы событий могут варьироваться от семинаров и ридинг-групп до кинопоказов и прогулок в лесу. Но они стараются отдавать предпочтение тем инициативам, которые подразумевают длительную совместную работу, горизонтальность и создание сообщества.


Что взять с собой?

Как и 50 лет назад, проблемы неравенства и угнетения остаются актуальными во многих странах мира. Находясь в пучине событий, бывает сложно найти цель и смысл в своей текущей деятельности. Философия Фрейре помогает по-новому взглянуть на свою работу, увидеть в ней возможность повлиять на общество и своё будущее. Вопросы, которые направят рефлексию в продуктивное русло:

  • Действительно ли мои ученики создают знание в процессе обучения или им вкладывают его в готовом виде?
  • В каком формате взаимодействуют ученик и учитель? Как изменить этот формат так, чтобы он был построен на диалоге?
  • Какого будущего я хочу для себя и своих детей? Как выстроить процесс взаимодействия и обучения, чтобы дать ученикам инструменты, позволяющие на это будущее влиять?

В очередной раз благодарим Олю Зотову за помощь при подготовке этого материала.


На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту