Фото: Behance. Паулу Фрейре
Предлагаем вам вместе с нами подумать над вопросами: каким должно быть образование, которое научит справляться с хаосом и сложностью происходящего? Как уже со школьных лет готовить учеников критически осмысливать реальность? В качестве проводника для наших размышлений мы выбрали Паулу Фрейре, который большую часть своей жизни посвятил поиску ответов на эти вопросы.
Знакомство
Прежде чем переходить к идеям Фрейре, давайте познакомимся с ним самим. Он родился в 1921 году в Бразилии. В школьные годы учёба давалась ему с трудом. Когда Паулу было 13 лет, умер его отец, мать растила четверых детей в одиночку. Фрейре вспоминает, что большую часть своего времени он играл в футбол, а на уроках было сложно сосредоточиться из-за постоянного чувства голода.
Когда Паулу перешёл в старшую школу, в его жизни произошёл важный поворот. Он впервые осознал, что его единственная возможность вырваться из бедности — это образование. Он сосредотачивается на учёбе. Ему удаётся окончить школу с хорошими оценками и даже поступить в университет, где он начинает изучать юриспруденцию. Параллельно с основными занятиями он посещает курсы по философии и психологии языка.
Уже к концу обучения он понял, что юридическая стезя его не вдохновляет, и начал свой путь в образовании. Сначала устроился учителем португальского в школу, потом в отдел образования и культуры соцслужбы. В процессе работы у него начала формироваться собственная философия обучения, которую он впервые описал в докторской диссертации. Он мечтал обучать людей так, чтобы они стали политически и социально сознательными и свободными.
Будучи директором отдела образования, он нашёл возможность проверить свои идеи на практике. Фрейре начал открывать так называемые «культурные кружки», в которых беднейшие слои населения за 45 дней обучались грамоте и счёту. При этом занятия проводились не в виде лекций, а в формате диалога. Фрейре считал, что такие занятия не только обучат базовой грамотности, но и дадут навыки сознательного принятия решений. В том числе касающиеся голосования на президентских выборах: тогда на это имели право только грамотные граждане Бразилии.
К сожалению, зародившаяся система кружков была отменена, когда в результате переворота в стране установилась военная диктатура. После смены власти Фрейре как сторонника коммунизма посадили в тюрьму на два месяца, а затем он уехал из страны. Следующие 15 лет он жил и работал в Боливии, Чили, Швейцарии и США. В своей вынужденной эмиграции он и написал книгу «Педагогика угнетённых», которая стала третьей в мире по цитируемости в социальных науках в целом. В Бразилию Фрейре вернулся лишь в 1980 году, где продолжил работать над программой по ликвидации неграмотности среди взрослых работников.
Фото: Aventuras Na Historia. Фрейре в государственной школе в городе Ангикос, Бразилия