К сожалению, фото Платона не сохранилось, поэтому довольствуемся античным фотороботом. Источник.
В этот раз поговорить хочется о том, зачем вообще нужно образование. В чём его цель? Только ли в том, чтобы студент стал программистом, дизайнером, освоил навыки коммуникации или узнал что-то про историю средневековья? Какова миссия тех, кто создаёт обучение? За ответами обратимся к основателю первой академии — Платону. Академия как институция жила при совсем других культурных обстоятельствах, поэтому не станем говорить о её устройстве. Вдохновение будем черпать в философских мыслях Платона, касающихся образования, — они остаются актуальными и сегодня.
Миссия образования
Роль прикладных знаний в образовании человека
Платон различает познание для пользы и познание ради познания. Так, математику обычно изучают, чтобы торговать на рынке, а геометрию — чтобы измерять землю или строить дома. Технически образованный человек умеет менять реальность, решать задачи, но делает это, по-прежнему не понимая реальность. Задачи продиктованы необходимостью (например, рынок должен функционировать, а люди — иметь жильё).
Чтобы возвышать человека к свободе и осознанному состоянию, система образования должна не только обучить техническим навыкам, но и помочь понять единую сущность этой области. Так мы можем понимать не только как решать задачи, но и почему они работают.
Это полезно и с практической точки зрения, поскольку понимание приводит к креативному подходу. Например, обычная, техническая цель изучения математики в том, чтобы совершать операции счёта (будь то простые или сложные). Философская же цель состоит в том, чтобы за этими операциями с числами увидеть, что же такое число. Понимая единую природу числа, мы осознаём, почему действуют те или иные математические закономерности.
Такая подготовка перенаправляет внимание человека от условных явлений к вечной сущности. По Платону, помимо математики, есть ещё три технические дисциплины, которые нужно изучать философски: геометрия, астрономия и музыка. Все они, каждая в своей области, учат за многим видеть единое основание.
Такой образовательный опыт воспитывает теоретическую (умозрительную) точку зрения. Результат этого образования — научное мышление, то есть способность познавать сущность вещей.
Таким образом, ценность технических дисциплин не в них самих, а в том, что они, становясь философскими, помогают человеку двигаться к цели образования — становиться человеком: мыслящим, свободным, понимающим существом.
Как человек учится?
Стоит обратить внимание на важный для теории образования элемент философии Платона: человек — не пустая форма, куда нужно что-то вложить. Наша душа уже содержит всё необходимое, её собственная задача — раскрыть для себя идеи.
Осторожно: сейчас будет немного сложное погружение в философский контекст. Он короткий, но важный. Держитесь!