Riverside school в Индии
В этот раз мы подготовили рассказ о школе, которая не только создала крутой подход к обучению для своих учеников, но и сумела объединить вокруг своих идей тысячи людей по всему миру. Речь пойдёт о Riverside school в Индии, где верят, что «каждый ребёнок может спроектировать лучший мир уже сегодня».


Начнем с фактов

  1. Riverside school — это общеобразовательная школа в индийской деревне Ахмедабад, в которой учатся 400 учеников с детсадовского возраста по двенадцатый класс.
  2. В школе работают около 50 преподавателей. По правилам, на одного учителя приходится не более 12 учеников.
  3. Школа была создана в 2001 году дизайнером и архитектором Киран Бир Сетхи (Kiran Bir Sethi).
  4. Обучение в школе платное и составляет около 200 тыс. рублей в год.
  5. До седьмого класса у школы полностью своя программа обучения. 8−12-й классы соответствуют учебной программе Международного общего сертификата о среднем образовании (IGCSE).


С чего началась школа?

О том, какое сильное влияние оказывает образование, Киран задумалась, когда стала студенткой Национального Института Дизайна (NID). После опыта обучения в традиционной школе она была поражена огромным разнообразием религий, культур, демографии и сексуальной ориентации в кампусе.

«Именно здесь я начала верить в инклюзивность как в право, а не привилегию немногих избранных».

Киран Бир Сетхи, основательница Riverside school
Киран Бир Сетхи, основательница Riverside school. Фото: BBVA
Но тогда мыслей о том, чтобы делать свою школу, не было. Киран отучилась на дизайнера и архитектора и работала по специальности до тех пор, пока учиться не начал её сын.

«Я пришла в его школу, чтобы поговорить с учителем. И учительница спросила меня, какой у него номер в списке, и даже не знала, как его зовут. Тот момент, когда я поняла, что у моего ребёнка нет ни личности, ни истории, побудил меня забрать его из школы и сказать, что должен быть лучший способ. Так начался Риверсайд».

Киран Бир Сетхи, основательница Riverside school


Что же из этого получилось?

В Riverside school верят, что если вы основываетесь на твёрдых ценностях, ориентируетесь в первую очередь на потребности ученика и придерживаетесь процесса дизайн-мышления, у вас получится воспитать гуманных граждан, которые заряжены на то, чтобы менять мир вокруг к лучшему.

Обучение в Riverside school учитывает возрастные особенности обучения и состоит из трёх этапов:
  1. Этап «Осознать» (aware) длится с детского сада по второй класс. Основное внимание на этом этапе уделяется тому, чтобы ученики знакомились с тем, что их окружает — людьми, местами, событиями и объектами, — и вырабатывали подходы к тому, чтобы осознавать сложность окружающего мира.
  2. Этап «Попробовать» (enable) длится с третьего по седьмой классы. Основная задача здесь — дать возможность ученикам получить как можно больше разного опыта, научиться делать из него выводы и устанавливать связи.
  3. Этап «Действовать» (empower) с восьмого класса и до конца обучения. На этом этапе учащиеся рассматриваются как зрелые ученики. Основное внимание уделяется «расширению возможностей» детей, чтобы они могли использовать свои навыки и умения для решения проблем и осуществления изменений, которые они хотели бы видеть в мире.


Про знания и их применимость

Одна из отличительных черт образовательного подхода Риверсайда — упор на понимание полученных знаний. Учеников «сталкивают» с реальными проблемами, решение которых требует от них междисциплинарного подхода, обобщения знаний по нескольким предметам. Перед учащимися стоит задача применить свои навыки в каком-то конкретном примере или реально произошедшей ситуации: например, решить проблему разлива нефти из танкера, который потерпел кораблекрушение. Дети получают газетные статьи о происшествии и предлагают вариант локализации разлива и устранения последствий катастрофы, используя свои знания по математике, географии и химии.

«Конечно, школьники изучают математику, но тут нужен тот уровень понимания, который поможет решить проблему кораблекрушения и разлива нефти. В конце концов, дети изучают математику не для того, чтобы сдать тест. Они используют математику для решения какой-то задачи. Чтобы найти решение, школьники изучают движение штормовых волн, разбираются в ситуации, чтобы понять, как быстро нефть достигнет берега».

Киран Бир Сетхи, основательница Riverside school
Фото: соцсети Riverside school
Про оценки

В Riverside school разработан интересный многоаспектный подход к оцениванию. Он включает личное портфолио, формальные оценки, систему жюри и самооценку. Раз в месяц студентам даётся возможность оценить себя и других, дать соученикам обратную связь и получить фидбэк от них. Самооценка и оценка со стороны интегрированы в учебный процесс, поэтому обсуждение результатов обучения и достижений становятся обычным делом.


Про участие в общественной жизни и активную позицию

Академические достижения в Риверсайд ценятся высоко, но в то же время учебное заведение придаёт большое значение общественным работам и школьным проектам. Начиная со второй ступени обучения, дети минимум два часа в неделю посвящают решению социальных проблем и задач. У студентов есть множество вариантов общественной работы, они могут и сами найти то место, которое соответствует их интересам. Например, на протяжении многих лет школьники работают с детским онкологическим отделением городской больницы и школой Umang для слабослышащих.

Важнейшим аспектом работы на благо общества является продолжительность: на втором этапе обучения ученики выбирают проект минимум на год, а с восьмого класса ученики должны работать в одном проекте все пять лет. Раз в год для школьников проводят встречу с экспертами в области социального обслуживания: дети обсуждают с ними цели своего проекта, его бюджет и потенциальное воздействие на сообщество ー это позволяет сверить часы и проверить правильность поставленных целей и возможных путей их достижения.

«Мы находим места, которые готовы приглашать детей к сотрудничеству. Наша концепция заключается в том, что общественная работа становится постоянной частью образовательного путешествия».

Киран Бир Сетхи, основательница Riverside school


Про инклюзию

По мнению создателей школы, невозможно научиться взаимодействовать со сложным и многогранным современным миром, находясь в однородном, изолированном сообществе элитной школы. Сейчас Riverside school — это мини-Индия, место, где сочетаются общины, демографические и религиозные группы, пол, особые потребности и не существует никаких ярлыков и предубеждений. Это является ключевым фактором как при приёме студентов, так и при подборе преподавателей.

Важно сказать, что это не случилось в одночасье. У школы ушло почти десять лет на то, чтобы создать действительно разнообразную команду учеников и преподавателей.

Когда стало понятно, что школе не хватает структурированного подхода к тому, как ценность разнообразия имплементируется в её жизнь, один из преподавателей организовал рабочую группу, которая посредством самоанализа, мозгового штурма и обсуждений сформулировали Инклюзивную программу кампуса Riverside school (ICP). В неё входят девять аспектов идентичности, вокруг которых выстраиваются дискуссии со студентами. Это помогает развить у учащихся понимание разнообразия окружающего мира и уважение к себе и к тем, кто отличается от них.

Эти девять аспектов условно можно поделить на три категории:
  1. разум: личность, пол, ориентация;
  2. тело: физические способности, возраст, внешность;
  3. наследие: религия и убеждения, раса и этническая принадлежность, социально-экономический класс.


Про международное влияние

Когда с момента запуска школы прошло несколько лет, Киран Бир Сетхи начала активно размышлять над тем, как можно распространить ценности школы за её пределами, чтобы вовлечь в процесс позитивных изменений как можно больше детей и взрослых. Так появилась программа Design for Change. Сегодня это движение, развивающее молодёжную добровольческую деятельность, является одним из крупнейших в мире. Оно затронуло более 2,2 миллиона детей и свыше 65 000 учителей. В рамках Design for Change детей просят подумать про любую проблему, которая их беспокоит, представить себе способ улучшить ситуацию, сделать шаг изменения и поделиться своей историей изменений с миром. Цель состоит в том, чтобы заставить детей изменить их сообщества, давая им почувствовать, что каждый обладает своей суперсилой.


Что забрать с собой

  1. Возможно, чтобы делать инновационное обучение, надо чаще общаться, взаимодействовать с людьми не из сферы образования.
  2. Мамы, делающие обучение для своих детей, — мощь!
  3. Не такая уж и глупая затея — лишний раз вспомнить, какие ценности лежат в основе вашего проекта и как они реализуются на практике.


Благодарим за помощь в подготовке текста Олю Зотову.


На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту