Ross School and Ross Model

Фото: ross.org

Школу «Росс» задумали супруги Кортни Сейл Росс (арт-дилер и продюсер документальных фильмов о мире искусства) и Стивен Росс (основатель и директор TimeWarner — крупнейшего медиахолдинга США), чья единственная дочь пошла в школу в конце 80-х. Как это бывает и у нас в стране, мама решила открыть для своего ребенка и ее подруг собственную домашнюю школу с хорошими учителями, познавательными поездками по миру и более глубокой программой. Так в 1991 году появилась Ross School. К сожалению, Стивен Росс скончался через год, и все будущие проекты Кортни инициировала уже сама на деньги фонда покойного мужа.


Довольно быстро школа выросла из домашней инициативы для группы девочек в серьезный кампус с несколькими строениями и пансионом для старшеклассников. Здания школы строились по специальному проекту, а интерьеры оформлены репликами знаменитых объектов искусства (недаром основатели проекта являлись заметными представителями креативных индустрий США). Ученики регулярно ездят в культурные экспедиции по всему миру, а в школьной столовой готовят высококлассные ресторанные шефы.


Сегодня в этой частной некоммерческой школе учатся около 400 детей от детского сада до 18 лет, треть из них получают стипендии, частично или полностью покрывающие расходы на обучение, а 20% учеников приехали из других стран. И все это благодаря неутомимой энергии основательницы и идеолога школы Кортни Росс и особенной учебной программе — Ross Model.




Ross Model

Миссис Росс пригласила математика Ральфа Абрахама и историка культуры Уильяма Томпсона разработать образовательную программу для школы, готовящей детей в глобализированному миру будущего с его сложными и динамичными сообществами.


Так родилась Модель Росс — спиралевидная программа изучения мира и себя в течение 13-14 лет детского сада и школы. В течение всех лет обучения дети двигаются по 7 трекам:

  • Английский язык и литература (English)
  • Естественные науки (Science)
  • Математика (Mathematics)
  • Медиа и технологии (Media Studies and Technology)
  • Изобразительное искусство (Visual Arts)
  • Исполнительские искусства (Performative Arts)
  • Здоровый образ жизни (Wellness)
  • И главный ядерный трек, который объединяет все остальные области вокруг единой темы и задает каркас спирали — история культуры (Cultural History)

Отдельного внимания заслуживает визуализация этой модели. На данный момент она разработана в web и AR форматах. И мы знаем, чем вы будете заниматься ближайшие 6 часов - ходить по этой модели вот тут:


Фото: spiral.ross.org

Каждый трек в спирали состоит из уроков (units), каждый урок в модели описан и связан с параллельными треками через определенные подтемы, а также дополнен заданиями и проверочными материалами (уже не в открытой версии).

Дошкольники начинают с того, что изучают свой учебный план до конца школы и сами рисуют его, чтобы лучше прочувствовать логику освоения знаний и навыков через возвращение к тем же темам каждый раз на более глубоком уровне проработки. Затем они изучают, что такое шаблоны, образцы, циклы и системы на примере первобытных обществ. По мере взросления они переходят к изучению все более развитых обществ и цивилизаций, а вместе с ними и к более сложным концептам сообществ и культур.


Главная задача такой программы — помочь ученикам связать все окружающие их явления в единую картину, где ценны не столько сами явления, сколько способность видеть и анализировать связь между ними. Именно такой подход, по мнению авторов модели, поможет ученикам ориентироваться и грамотно действовать в настоящем, как в глобальном, так и в локальном контексте.




Презентация Ross Model

Педагогические практики основаны на ряде исследовательских разработок от концепции множественного интеллекта Г. Гарднера (то есть, любой ученик может стать успешным, надо только найти к нему подход и правильный фокус) до теории динамических навыков К. Фишера (покинувшего нас в результате пандемии COVID-19 30 марта 2020 года).

Ученики постоянно используют цифровые технологии, в том числе и те, что только выходят на рынок, учатся работать с ними на более глубоком и креативном уровне. Ну и конечно же, в школе используются проектно-ориентированное обучение, практики менторства и performance-based assessment. Несмотря на все описанные выше особенности, авторам удалось вписать программу Ross Model в рамки К-12 (американский школьный ФГОС) и успешно готовить выпускников к сдаче SAT (единый экзамен для поступления в вуз).

Важно сказать о ценностной составляющей Модели Росс. Как замечают многие скорее критики этой программы, она вдохновлена личным увлечением Кортни Росс течением New Age. Поэтому школе так гармонично подошла идея спирали, как формообразующего элемента. Ценности школы:


  • Устойчивое развитие (sustainability) — дети много времени посвящают проблемам окружающей среды, предотвращения конфликтов, этичного потребления и т. п.
  • Культурное разнообразие (cultural diversity) — в программе изучаются все наиболее заметные культуры мира, проходят фестивали, ученики изучают на практике искусства других стран, коренных народов Америки, культур, к которым себя относят сами ученики Ross School. Критики школы даже считают, что в программе чересчур мало «американского».
  • Осознанность (mindfulness) — в треке «Здоровый образ жизни» дети осваивают медитацию, рефлексию и осознанность, восточные и западные практики работы с телом.
  • Сотрудничество, мужество, благодарность, честность, уважение и ответственность.

Если посмотреть видео с жизнью учеников в школе и их интервью, чувствуется самый легкий намек на некоторое сектантство, связанный с довольно агрессивно встроенной в учебный план ценностной картиной мира. В этой связи, конечно, забавно слышать от них о развитии критического мышления. Но оставим эту особенность школы за скобками.



Ross Institute


В 1996 году по следам успешного запуска и масштабирования школы со своей авторской образовательной программой, Кортни Росс учредила Институт Росс — организацию дополнительного образования для профессионалов в сфере обучения. Помимо курсов для учителей и сертификации по Росс Модели, институт занимается поддержкой исследователей в сферах психологии, педагогики и проектирования программ, сотрудничает с целым рядом факультетов образования лучших вузов США и при участии их представителей тестирует и дорабатывает Ross Model, чтобы она оставалась актуальной и эффективной.


Именно в Ross Institute модель доработали до такого прикладного продукта, который мы показали выше, а также разработали еще несколько медиа-проектов, позволяющих использовать модель в разных сценариях.



Ross Global Academy Charter School

В 2006 школа уже была прекрасно известна в Нью-Йорке, а Кортни Росс стала заметным деятелем в образовании в штате, полным решимости сделать Модель Росс доступной и детям из не настолько платежеспособных семей, как в Школе Росс. Город предложил ей открыть государственную чартерную школу (чартерные школы принадлежат городу, но управляются автономно советом директоров и/или родителей). В школе полностью повторят Ross Model, в классах будет по 2 учителя, чтобы каждому ученику уделялось достаточно внимания.

Школа получила название Ross Global Academy Charter School, и в этот момент начинается история из параллельной вселенной. Для начала школе дали общее здание с уже существующей другой школой, от учеников и родителей которой поднялась волна возмущений и страха, что ее закроют. Они подали в суд на город и на миссис Росс. Ross Global Academy перевели в другое отдельное здание в хорошем районе, где Кортни вложила собственные средства в полный ремонт и оборудование школы по образу Ross School, но впервые столкнулась с местными санпинами для государственных школ (например, обязательными решетками на окнах). Тем не менее, школу успешно открыли. Учеников отбирали лотереей (обычная практика для чартерных школ).

За первые 2 года в школе сменилось 6 директоров, шестой в 2008 году сам подал в отставку, так как его поймали на подделывании оценок учеников. Позже дела стали налаживаться, но текучка продолжалась — каждый год из школы уходили более 40% учителей, в классах царила атмосфера постоянных конфликтов и буллинга, родители начали забирать детей из школы.

В 2011 году прокатилась волна массовых закрытий чартерных школ в Нью-Йорке, при аттестации выяснилось, что Ross Global Academy показывает наихудшие результаты по академической успеваемости среди всех школ Нью-Йорка (только 26% учеников смогли сдать экзамен по английскому и 33% — по математике). Школу закрыли в том же году.
Фото: spiral.ross.org

Почему это важно?

Здесь, конечно, должна быть мораль о том, почему одна и та же образовательная модель так по-разному работает в иных условиях. Но мы бы больше хотели узнать, на какие мысли эта история натолкнула ВАС. Напишите нам, пожалуйста, ответным письмом.

Здесь мы только отметим исключительную проработанность учебного плана Школы Росс. Ross Model точно стоит изучить, подробно пройдя каждый завиток спирали, изучив взаимоотношения треков, мысленно примеряя это на педагогику множественного интеллекта и индивидуальной динамики навыков Фишера.

После создания Ross Model Кортни Росс уволила из школы соавтора модели Уильяма Томпсона, потом снова наняла, потом снова уволила. В 2018 году Кортни перестала непосредственно руководить Ross School и приняла должность Почетного Попечителя (Trustee Emeritus, emeritus означает заслуженного сотрудника, фактически ушедшего на пенсию). Школа продолжает набирать учеников, а институт проводит онлайн- и офлайн-тренинг для учителей, интересующихся Ross Model.

При подготовке текста мы использовали открытые материалы всех проектов Ross Institute, а также статьи в СМИ США. Благодарим за кейс преподавателя School of Education Дарья Савельеву.



На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту