Российское образование за границей

В этот раз мы решили исследовать, как российское образование чувствует себя в зарубежном контексте и подготовили небольшой обзор школ из России, которые открыли свои филиалы в других странах.


Первая школа, с которой мы хотим вас познакомить, — это Adriatic College в Черногории.




Adriatic College


Основные сведения

  • школа была открыта в Будве в 2014 году, с 2021 года авторизована в дипломной программе международного бакалавриата;
  • обучение ведётся по комбинированной российско-черногорской образовательной программе;
  • учащиеся получают документ государственного образца Черногории;
  • основной язык преподавания — русский, в дипломной программе — английский. С 1 по 9 класс все школьники изучают черногорский язык;
  • чтобы попасть в школу, надо пройти отбор, содержание которого варьируется в зависимости от возраста;
  • стоимость обучения в Будве — 500 евро в месяц, в Херцег-Нови — 250 евро в месяц.

Школа Adriatic College была открыта группой учредителей для обучения собственных детей в Будве в 2014 году. В этом году под этим брендом открылись ещё две школы: Adriatic Open в Баре и Adriatic Novi в Херцег-Нови. Всего в трёх школах сейчас учатся 350 детей — колоссальное количество для черногорских частных школ.

«Со времён белой эмиграции „руска школа“ в Сербии и Черногории — знак качества образования. Для Черногории академический уровень российской школы очень высок, потому даже некоторые черногорские семьи выбирают нас, отдавая своих детей в русскоязычный первый класс».


Василий Горбачёв, директор по развитию школ Adriatic College


В программу школы интегрированы российские и черногорские стандарты, и эта программа аккредитована Министерством просвещения Черногории. Надо сказать, что Adriatic College — единственная частная школа в стране, имеющая право выдавать документ об образовании государственного образца.

Образовательная философия включает три важнейших элемента: создание доброй и безопасной среды, продвижение международного духа и балканской культуры, а также создание оригинальных смыслов.


История создания Adriatic Novi

Интересно отдельно упомянуть историю создания Adriatic Novi. Рассказывает Марико Монахова, ex-учитель географии в «Европейской гимназии» и школе «Белая ворона» в Москве, академический директор Adriatic Novi.

«Этой весной мы с семьёй эмигрировали в Черногорию, я продолжала вести занятия онлайн со своими учениками. Было видно, что детям классно, родителям тоже — и в какой-то момент в марте я сформулировала свой запрос о том, что хочу открыть свою школу. Сначала я думала про онлайн, но события развивались так, что стало понятно, что запрос на русскоязычную школу есть и стоит использовать эту возможность, чтобы люди могли хоть за что-то зацепиться в другой стране и для детей адаптация не стала шоковой. Мы договорились с Adriatic College в Будве, что можем использовать их аккредитацию, затем мэрия Херцег-Нови выделила нам здание, после этого всё завертелось».

За 4 месяца без каких-либо инвестиций в проект удалось собрать команду учителей, набрать детей, подготовить здание и 1 сентября в школе начали учиться 90 ребят.

«Моя задача в том, чтобы сделать детей счастливыми, свободными и любознательными, открытыми миру и новым знаниям. Академические успехи — это не основная задача школы. Наша задача — научить детей учиться и показать им, какой огромный вокруг мир, создать дружелюбную, экологичную атмосферу и дать школьникам возможность выбирать то, что им действительно интересно».

Марико Монахова, академический директор Adriatic Novi


Второй проект, о котором мы расскажем — «Русская школа в Абу-Даби».
«Русская школа в Абу-Даби»

Основные сведения:
  • филиал Гимназии им. Е. М. Примакова;
  • открыта в 2022 году;
  • возраст учеников — от 3 до 10 лет;
  • преподавание ведётся на русском, английском и арабском языках;
  • стоимость обучения — около 300 000 рублей в год (цена на 22/23 учебный год со скидкой 50%).

В 2021 году Гимназию Примакова в числе других школ из России посетила делегация из арабских Эмиратов, которая выбрала её в качестве партнёра для создания русскоязычной школы в ОАЭ.

Особенность программы обучения в Гимназии Примакова в том, что она интегрирует несколько международных моделей образования:
  • российскую — фундаментальность, гражданская идентичность;
  • британскую — система Домов (Houses, как в Хогвартсе), персонифицированное образование;
  • сингапурскую — интенсивность образовательного процесса, программа «Лидерство»;
  • финскую — междисциплинарность, практико-ориентированность.

«Открытие Русской школы в Абу-Даби — показатель высокого интереса к России и востребованности наших образовательных стандартов образования за рубежом», — Олеся Попенкова, директор филиала в ОАЭ

Для школы в ОАЭ всего за год было построено новое здание и уже в этом году в ней начали обучаться дошкольники и ученики начальных классов. В программу входят все предметы по ФГОС, плюс обязательные предметы для учеников в ОАЭ: арабский язык и социальные науки — для всех учеников, основы ислама — для желающих обучающихся-мусульман.
Обучение ведётся на трёх языках: русском, английском и арабском. Сегодня в школе, в основном, учатся дети, у которых один из родителей хорошо знаком с русской культурой и языком, но есть и семьи из других стран, в том числе из ОАЭ.

И наконец, третий проект в нашем обзоре — школа Nyberg. School, открывшаяся в Армении.
Фото: nyberg.am
Школа Nyberg. School

Основные сведения:
  • филиал Лицея им. С. Н. Нюберг;
  • открылась в 2022 году;
  • возраст учеников — от 3 до 18 лет;
  • преподавание на русском языке;
  • стоимость обучения — 500 $ в месяц.

Любопытно, что первый проект изначально возник в другой стране, второй — иностранцы пригласили к себе, а в Лицее им. Софьи Нюберг с момента основания планировали открывать зарубежные филиалы.

В апреле появился партнёр в Армении, в мае сняли помещение в Ереване и начали набирать команду. В сентябре в школу пришли первые ученики.

«Чтобы вырастить близкую по духу школу в другой стране, в первую очередь надо очень тщательно подобрать команду, которая будет ценностно близка. После этого важно организовать работающий процесс. Другими словами, идейную составляющую школы должна поддерживать не личность директора, а структура».

Софья Родионова, директор Лицея им. С. Н. Нюберг

Интересно рассказать о принципах, на которых строится работа лицея — сотрудники называют их 4А:

1. Академические успехи.
Первая задача, которая стоит перед лицеем, — давать качественное формальное образование. Учеников при поступлении ждёт отбор, обучение проходит в классическом формате — занятия в классе с партами, действует классно-урочная система. При этом в лицее нет оценок. Вместо этого ученики получают репорты, в которых отражён их прогресс по изучаемым дисциплинам.

2. Актуальность, связь с реальностью.
Помимо академических успехов, важным приоритетом является развитие межпредметных навыков, которые нужны в реальной жизни: например, умение выбирать то, что тебе нравится, договариваться с другими и т. д. Для этой цели в лицее регулярно проводят внешкольные мероприятия, в которых ученики могут проявить и развить эти навыки, а также еженедельные рефлексии, называемые «ассамблеи».

3. Атмосфера диалога и уважения.
Школа пропагандирует уважительный диалог между всеми участниками процесса, куда включены дети, родители, учителя и администрация.

«Диалог должен существовать на всех уровнях. Для нас это не просто слова, а правило, по которому мы живём. Не может быть такого, что учителя должны уважительно общаться с учениками, а родителям при этом позволяется хамить или „учить жизни“ учителей».

Софья Родионова, директор Лицея им. С. Н. Нюберг

4. Авторство
В первую очередь авторство проявляется в том, что школа создаётся и развивается в том направлении, которое кажется правильным её создательнице и директору, это её авторство. Авторство учителя в том, что он может выбирать программу, учебник и формат преподавания.

Также этот принцип отлично иллюстрирует проект книжного клуба, который затеял ученик 4-го класса лицея. Он развесил объявление о наборе в клуб, но ему не хватило усилий набрать достаточно участников. Чтобы поддержать ученика, в книжный клуб пришли учителя, помогли ему записать и распространить аудиокнигу, которую он хотел обсуждать, тем самым набрав большую аудиторию желающих участвовать.

«Другими словами, если кто-то в команде преподавателей, родителей, детей хочет что-то делать, и это что-то конструктивное, то мы поможем».


Софья Родионова, директор Лицея им. С. Н. Нюберг

Конечно, это не все российские школы за рубежом, про которые хотелось бы рассказать. Есть ещё, например, «Свободная школа» в Армении и школа «Компас» в Черногории, про которые мы не успели вам поведать в этот раз. Напишите нам, про какие еще кейсы нам стоит стоит узнать!



Благодарим за помощь в подготовке текста Олю Зотову, Василия Горбачёва (директор по развитию Adriatic College), Марико Монахову (академический директор Adriatic Novi), Олесю Попенкову (директор Русской школы в ОАЭ), Софью Родионову (директора Лицея им. С. Н. Нюберг).



На главную альманаха →

полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту