School in the Cloud

Фото: egwestcentre

Сегодня мы расскажем вам об одном индийском профессоре, который, сделав дыру в стене, вдохновил десятки школ в мире отказаться от старых подходов в обучении (и даже выиграл грант в миллион долларов!).


История создания


История началась в 1999 году, когда преподаватель Технологического университета Нью-Дели — Сугата Митра вмонтировал компьютер в стену своего офиса. Он гордо назвал свой эксперимент «Дыра в стене». С его помощью Сугата решил проверить, как учатся дети, если оставить их с компьютером наедине.


Результат его вдохновил: дети, не зная английского, за пару недель разобрались с принципами работы компьютера и смогли искать в нем нужную информацию. Сугата решил не останавливаться и продолжил экспериментировать.

Он отвозил компьютеры, подключенные к интернету, в отдаленные уголки Индии, давал детям разные образовательные задачи и везде видел примерно одинаковый эффект. Так, в тамильской деревне Каликуппам дети за два месяца выучили основы биотехнологии, сдав тест на 30%. Когда в этой же деревне Митра привлек волонтера в качестве фасилитатора процесса, оценка по тесту выросла до 50%.


Сугата обобщил свой опыт и по прошествие нескольких лет создал School in the cloud — проект, пропагандирующий формат спонтанного группового обучения детей (spontaneous collaborative learning among children). Со своими идеями в 2013 году он выступил на TED, где получил грант в 1 000 000 $ на развитие проекта. Чем же так впечатлил Митра зрителей Теда?


Главная мысль, которую транслирует Митра заключается в том, что традиционная система обучения устарела. Для жизни в новой реальности ученики должны обучаться при помощи технологий, и делать они это могут самостоятельно, без преподавателя, который говорит что им делать. Базовое понятие школы — SOLE (self-organizing learning environment) — пространство, провоцирующее учеников на спонтанное самостоятельное обучение.


Основные правила создания SOLE:

  1. Обучение проходит в группе 4−5 человек в возрасте от 6 до 15 лет.
  2. В течение ограниченного времени группа решает вопрос-задачу, в конце сессии презентуются результаты. Примеры вопросов звучат так: «Что случится, если все насекомые Земли исчезнут?» или «Чего больше: звезд на земле или песчинок на пляже?».
  3. Ученики используют компьютеры и интернет для поиска информации.
  4. В процессе участвуют взрослые помощники, которые формулируют вопросы-задания и поддерживают учеников. Прототипом таких помощников стали «английские бабушки», которых Митра привлек в качестве волонтеров для общения со студентами из Индии. Участие бабушек значительно улучшило результаты учеников, поэтому «grandmother method» стал неотъемлемой частью методологии.


Блиц


Чтобы чуть лучше разобраться, как это работает в действительности, мы задали пару вопросов

Якову Гехту — пионеру демократического образования, другу и коллеге Сугаты Митры.


— Сколько сейчас «Школ в облаках» существует и что сделать, чтобы открыть в России?

— «Школа в облаках» — это не здания или организации, это уроки, организованные в определенном формате. Поэтому можно сказать, что их тысячи по всему миру.

— Какие вызовы стоят перед форматом SOLE? Может ли такой формат быть единственным в школе?

— SOLE — полезный инструмент, особенно в демократичном обучении, но далеко не единственный. Он хорошо работает там, где обучение лишено каких либо рамок. В ситуации же, когда есть конкретный предмет, SOLE необходимо сочетать с другими форматами, например с project-based learning.

Почему это важно?


Несмотря на то, что идеям Митры почти 10 лет, их актуальность не только не пропала, но и возросла с учетом тех вызовов, которые поставила пандемия перед системой школьного образования.


В одной из своих последних статей 2020 года Митра пишет:

«Когда школы снова откроются, мы вернемся к той же системе образования, которая производит ненужных людей для армий, заводов и офисов, ведь это требует наименьших усилий и будет выгодно государству. Но что, если мы сфокусируемся на будущем, а не на прошлом? Ведь мы можем создать такую систему: гибкую, частично очную, частично удаленную, с механизмом оценок, нацеленным на выявление способностей придумывать идеи и решать проблемы».


Если вам близки идеи Митры, горячо рекомендуем познакомиться с полным текстом статьи

Children and the Internet: Learning, in the Times to Come, где он рассказывает о том, как полностью пересобрать школьное образование, начиная с температуры в классе и заканчивая наполнением программы.


Благодарим за помощь в подготовке Олю Зотову, Катю Мелихову, Якова Гехта и спасибо, что дочитали до конца. Пусть вызовы с которыми вы сталкиваетесь, вдохновляют вас на новые открытия и эксперименты.




На главную альманаха →

полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту