Фото: egwestcentre
История создания
История началась в 1999 году, когда преподаватель Технологического университета Нью-Дели — Сугата Митра вмонтировал компьютер в стену своего офиса. Он гордо назвал свой эксперимент «Дыра в стене». С его помощью Сугата решил проверить, как учатся дети, если оставить их с компьютером наедине.
Результат его вдохновил: дети, не зная английского, за пару недель разобрались с принципами работы компьютера и смогли искать в нем нужную информацию. Сугата решил не останавливаться и продолжил экспериментировать.
Он отвозил компьютеры, подключенные к интернету, в отдаленные уголки Индии, давал детям разные образовательные задачи и везде видел примерно одинаковый эффект. Так, в тамильской деревне Каликуппам дети за два месяца выучили основы биотехнологии, сдав тест на 30%. Когда в этой же деревне Митра привлек волонтера в качестве фасилитатора процесса, оценка по тесту выросла до 50%.
Сугата обобщил свой опыт и по прошествие нескольких лет создал School in the cloud — проект, пропагандирующий формат спонтанного группового обучения детей (spontaneous collaborative learning among children). Со своими идеями в 2013 году он выступил на TED, где получил грант в 1 000 000 $ на развитие проекта. Чем же так впечатлил Митра зрителей Теда?
Главная мысль, которую транслирует Митра заключается в том, что традиционная система обучения устарела. Для жизни в новой реальности ученики должны обучаться при помощи технологий, и делать они это могут самостоятельно, без преподавателя, который говорит что им делать. Базовое понятие школы — SOLE (self-organizing learning environment) — пространство, провоцирующее учеников на спонтанное самостоятельное обучение.
Основные правила создания SOLE:
Блиц
Чтобы чуть лучше разобраться, как это работает в действительности, мы задали пару вопросов
Якову Гехту — пионеру демократического образования, другу и коллеге Сугаты Митры.
— Сколько сейчас «Школ в облаках» существует и что сделать, чтобы открыть в России?
— «Школа в облаках» — это не здания или организации, это уроки, организованные в определенном формате. Поэтому можно сказать, что их тысячи по всему миру.
— Какие вызовы стоят перед форматом SOLE? Может ли такой формат быть единственным в школе?
— SOLE — полезный инструмент, особенно в демократичном обучении, но далеко не единственный. Он хорошо работает там, где обучение лишено каких либо рамок. В ситуации же, когда есть конкретный предмет, SOLE необходимо сочетать с другими форматами, например с project-based learning.
Почему это важно?
Несмотря на то, что идеям Митры почти 10 лет, их актуальность не только не пропала, но и возросла с учетом тех вызовов, которые поставила пандемия перед системой школьного образования.
В одной из своих последних статей 2020 года Митра пишет:
«Когда школы снова откроются, мы вернемся к той же системе образования, которая производит ненужных людей для армий, заводов и офисов, ведь это требует наименьших усилий и будет выгодно государству. Но что, если мы сфокусируемся на будущем, а не на прошлом? Ведь мы можем создать такую систему: гибкую, частично очную, частично удаленную, с механизмом оценок, нацеленным на выявление способностей придумывать идеи и решать проблемы».
Если вам близки идеи Митры, горячо рекомендуем познакомиться с полным текстом статьи
Children and the Internet: Learning, in the Times to Come, где он рассказывает о том, как полностью пересобрать школьное образование, начиная с температуры в классе и заканчивая наполнением программы.
Благодарим за помощь в подготовке Олю Зотову, Катю Мелихову, Якова Гехта и спасибо, что дочитали до конца. Пусть вызовы с которыми вы сталкиваетесь, вдохновляют вас на новые открытия и эксперименты.