School of Advanced Studies (ТюмГУ)

Фото: sas.utmn.ru

Школу перспективных исследований задумала небольшая группа профессионалов в 2015—2016 годах. В их числе был и Андрей Щербенок — будущий директор школы, а на тот момент профессор МШУ «Сколково», получивший PhD в Университете Беркли и поработавший в Колумбийском университете несколько лет. ТюмГУ требовалось обновление, в частности, новое подразделение, занимающееся социальными и гуманитарными науками.


Основатели будущей школы вдохновлялись практиками вузов, знакомых изнутри: ядерными курсами Колумбийского, программой Writing and Thinking Бард-Колледжа, частично внутренней политикой Чикагского университета и мультидисциплинарными подразделениями Беркли.


Так получилась Школа перспективных исследований, которая бесспорно заслуживает сегодня вашего внимания, и не только потому что у нее, пожалуй, лучший фирменный стиль и сайт среди всего российского (если вообще не европейского) высшего образования, но и вот почему.




О школе

SAS создали по модели Liberal Arts — высшее образование, не привязанное к конкретной специальности, не готовящее на определенные рабочие места, а предлагающее студентам образовательную среду высокого класса, в которой они сами собирают свои исследовательские и образовательные пути. На факультетах Liberal Arts готовят образованных людей широкого профиля (но все же в социогуманитарном поле), умеющих интерпретировать тексты, критически мыслить, работать в исследовательских командах, грамотно ставить вопросы и т.д.


6 принципов школы: гринфилд (институция с нуля), билингвальность и преподаватели из других стран, полная и глубинная междисциплинарность, всероссийский масштаб, модель Liberal Arts и активная интеллектуальная жизнь.

Фото: sas.utmn.ru

Почему именно Liberal Arts

Как рассказал Андрей в одной из своих лекций:

  1. Школе надо было отделиться от конкурентов — лучших вузов России. Для этой задачи студентоцентричная не ориентированная на профессию модель подходит как нельзя лучше.
  2. Бакалавриат — еще только первая ступень высшего образования, на которую попадают 17−18-тилетние дети после ЕГЭ, смутно представляющие, чем бы хотели заниматься. Есть вероятность, что модель, при которой они могут поработать с разным предметом и только через 2−4 года более конкретно определить для себя специальность, больше подходит им.
  3. В модели Liberal Arts есть все для индивидуализации и междисциплинарности образования. Надо ли объяснять, почему это хорошо?
  4. Эта модель просто создана для задачи сделать социогуманитарный факультет.

Сегодня школа делает поворот в сторону европейской модели Liberal Arts благодаря своему руководителю учебного офиса Дэниэлу Контовски.



Путь студента SAS


Итак, что же ждет юного бакалавра Школы перспективных исследований ТюмГУ? Он может поступить на любую из семи специальностей, но первые два года все будут изучать одни и те же ядерные курсы (core courses). Среди них есть как довольно понятные нам дисциплины, например, математика или история, так и такие интересные вещи, как привычный для Liberal Arts курс «Великие книги» или знаковый курс SAS «Город как текст». Кроме ядерных курсов студент берет несколько элективов — авторских курсов профессоров школы.


На 3 и 4 году студент уже выбирает специальность (major). Направления: информационные технологии и цифровое общество, культурные исследования, науки о жизни, экономика, кино и медиа, исторические исследования, социология и антропология, гуманитарные исследования окружающей среды, философия. При этом студенты не расходятся на параллельные дорожки, а продолжают посещать авторские элективы и могут взять майнор по другим темам, то есть, остаются в едином живом сообществе.


Как вы уже поняли, ни к какой конкретной профессии студента не готовят, но предоставляют широкий набор инструментов для дальнейшего самостоятельного выбора. Руководство школы предполагает, что, как следующий шаг, выпускники все же поступят на магистерские программы в топовые вузы России и мира.


В самой же школе на данный момент открыта магистерская программа по медиа и с сентября планируется к запуску программа по экспериментальному высшему образованию, куда мы все с вами захотим поступить.

Фото: sas.utmn.ru

Образовательная среда

Исследования — пожалуй, наиболее важная часть работы в SAS. Преподаватели школы — специалисты из самых разных областей, получившие PhD в лучших вузах мира, отбираются в школу на проектно-аналитических сессиях, где кандидаты в командах формулируют возможные темы для исследований. В дальнейшем каждая тема разрабатывается ее проектной командой не один год и питчится перед экспертами как научный стартап. Исследовательский вопрос в них поставлен так, что проект действительно подходит сразу нескольким областям, например, «Неестественный человек: расширение и управление способностью человека к восприятию и действию».


В школе довольно мало лекций, почти нет устных экзаменов, принята кумулятивная оценка за курс, и абсолютно все занятия проходят в группах не более 20 человек. К большинству преподавателей студенты обращаются по имени, а задача курсов первого года — научить студентов задавать открытые вопросы, вести дискуссию и узнать, что мало где существует правильный ответ. Студенты зачастую вовлечены в исследования и с самых первых дней сами продюсеры своей образовательной траектории. Все это ведет к формированию горизонтального академического сообщества высокого уровня — будущей элите российских, а то и мировых интеллектуалов.



Почему это важно?


SAS — не единственный пример многообещающих трансформаций высшего образования в России. У сегодняшнего абитуриента есть выбор далеко за пределами Москвы: ДВФУ, ИТМО, Университет Иннополис, ТГУ и т. д. Наши коллеги из Сколково сделали прекрасное исследование нескольких таких кейсов, советуем изучить тут.


Но Школу перспективных исследований ТюмГУ отличает несколько важных особенностей. Во-первых, более гибкое и современное отношение к исследованиям, пришедшее из бизнеса, показывает сообществу, как наука может работать вне классической парадигмы многолетних панельных исследований с публикациями в индексируемых журналах по данным трехлетней давности.


Во-вторых, это первый для российских государственных вузов бакалавриат такой степени международности, где подавляющая часть преподаваталей приехали из других стран и живут и работают в Тюмени в небольшой высшей школе.

И, наконец, в-третьих, школа намеренно проектируется с чистого листа командой людей, увлеченных не только темами социогуманитарного блока, но и темой самого проектирования высшего образования. А значит, мета-цель существования школы — перепридумывание исследовательского вуза. Процитируем Дэниэла Контовски: «Мы не воспринимаем SAS как модель. Это точка постоянных экспериментов в образовании, где наша новая магистерская программа по экспериментальному высшему образованию является логичным следующим шагом на этом пути».


Особенно интересно в этом контексте воспринимается то, что ректор ТюмГУ Валерий Фальков, инициировавший создание SAS, стал новым министром высшего образования и науки.



Сегодня в SAS учится около 170 будущих бакалавров и одна группа магистров, первый выпуск бакалавриата будет в 2021 году, а магистры получат дипломы уже этим летом. С этого момента начнется история школы, которая пишется делами ее выпускников — будем следить за ними, затаив дыхание.



При подготовке текста мы использовали материалы от наших коллег и представителей Школы. Спасибо за помощь Дэниэлу Контовски, Ренате Гизатулиной и Даре Мельник!



На главную альманаха →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту