Фото: shalash.academy
Лиля Брайнис придумала Шалаш в 2016 году после трех лет работы в школе и лагере «Камчатка». Первоначальная идея была делать курсы для детей в детских домах, но Людмила Петрановская посоветовала переключиться на ребят, которых уже забрали в приемные семьи, где обстановка позволит ребенку сконцентрироваться на развитии себя и своих навыков, а не на выживании и поиске надежного взрослого.
Цель курсов Шалаша — помочь ребенку научиться учиться, адаптироваться к школе, общению и самоорганизации.
«Детям с опытом пребывания в детском доме тяжело высказывать и аргументировать свое мнение, выслушивать других, им страшно совершить ошибку и рискнуть. Именно с этими трудностями мы работаем с помощью образовательной программы», — комментирует Лиля Брайнис.
И вот как это происходит.
Концепцию образовательной программы «Шалаша» разрабатывали Лиля Брайнис, театральный режиссёр Полина Стружкова и руководительница отдела разработок фонда Бэла Таловская. Модель масштабируема (это важно для возможности будущего развития), так что авторы спроектировали все курсы так, что их может провести новый преподаватель.
Комплексная программа состоит из нескольких курсов. Весь цикл длится один учебный год. Задача всей программы — помочь ребятам освоить и развить хорошо знакомые нам навыки 4К: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа. Каждый курс работает на 2−4 навыка.
Примеры курсов:
На занятиях участники анализируют и оценивают информацию, планируют и создают свои проекты, поделки, используют подручные материалы, часто работают в мини-группах (сначала с поддержкой взрослых), учатся взаимодействовать друг с другом в играх.
Про 4К все говорят, но мало кто создает и тестирует методику их развития на деле. Давайте посмотрим, как выглядит пример задания на развитие критического мышления в Шалаше.
Ученики получают набор картинок, и их задача — в группах и самостоятельно определить правильный порядок этих картинок. Почему происходит то или иное событие? Почему сначала идёт эта картинка, а потом другая? После проделанной работы участники делятся получившимся результатом и объясняют, почему составили именно такой порядок. Когда все представили свои версии, участники слушают правильную версию сказки и самостоятельно переделывают её, если нужно.
Фото: shalash.academy
В группах занимаются дети от 9 до 13 лет, занятия проходят раз в неделю. В группе не более 12 учеников, 2 ведущих и 1 волонтер. На первом и последнем занятиях еще участвуют родители. Обучение бесплатное.
Почему это важно?
Интуитивно, конечно, понятно, почему это важно. Но чтобы копнуть глубже, хочется попытаться измерить эффект от занятий, и тут встает вопрос о грамотно подобранных метриках. Помимо динамики средней оценки владения навыками 4К, Шалаш собирает качественные данные от родителей.
Две трети опрошенных родителей в этом году отметили улучшение в поведении детей. Среди главных приобретенных навыков в ходе занятий они назвали:
Благодарим за помощь в подготовке текста всю команду фонда «Шалаш» и особенно Сашу Суворову!