Программированное обучение Также:
автоматизированное обучение или
адаптивное обучениеПрограммированное обучение — это модель обучения, при которой студент овладевает знаниями или навыками, проходя специально разработанную фиксированную или адаптивную последовательность шагов по усвоению и отработке этих знаний и получая обратную связь по ходу прохождения.
Каждый шаг (блок) разработанной программы обучения состоит из
пяти этапов:- Предъявление студенту небольшой порции учебного материала.
- Усвоение и отработка студентом предложенного материала.
- Выполнение студентом задания, направленного на проверку усвоения материала
- Получение студентом обратной связи о правильности выполнения задания.
- Определение следующего шага и переход студента к нему.
Существует несколько видов алгоритмов перехода от одного блока программы к другому.
Линейный алгоритм- учебный материал делится на маленькие порции;
- уровень трудности материала достаточно низкая (5% неправильных ответов);
- задания, как правило, открытого типа (ввод текста, а не выбор варианта);
- студент сразу может проверить правильность выполнения задания;
- последовательность «выдачи» порций фиксирована и не зависит от правильности выполнения заданий;
- дифференциация обучения проявляется только в продолжительности прохождения программы.
Разветвленный алгоритм- достаточно большие порции материала и достаточно трудные задания для проверки его усвоения;
- последовательность «выдачи» порций зависит от результатов выполнения заданий;
- если студент не справился с заданием, то он переходит к порции попроще, где материал объясняется подробнее;
- усвоение материала проверяется, как правило, закрытыми вопросами;
- выбор любого варианта ответа сопровождается пояснением (почему выбор правильный или неправильный);
- дифференциация обучения проявляется в разных путях (последовательностях) прохождения программы.
Адаптивный алгоритм- постоянно поддерживается оптимальный для конкретного студента уровень трудности материала, вычисляемый автоматизировано;
- программа обучения «адаптируется» к студенту по ходу ее прохождения им.
Роль преподавателя в программированном обучении сводится к минимуму — к отслеживанию психологического состояния слушателя, анализу эффективности поэтапного освоения им учебного материала, и, в случае необходимости, регулированию программы.
Методологическими основами программированного обучения являются теории
бихевиоризма и
кибернетики.
При разработке сценариев программированного обучения выстраивается
бихевиористская логика: стимул (некая порция учебного материала) — реакция студента (его ответ в задании) — обратная связь (сообщение о правильности выполнения задания или об ошибке). Кибернетика изучает проблемы оптимального и целенаправленного управления сложными системами или процессами, происходящими в «черных ящиках», к которым можно отнести и мозг студента, усваивающий некие знания.
Кибернетики считают, что студент за 20 минут занятия должен получить примерно 50 подкреплений, насколько правильно усваиваются им знания, т. е. примерно через каждые полминуты в сознание студента должен поступить сигнал «да» или «нет».
Программированное обучение целесообразно применять в том случае, когда:
- содержание, подлежащее усвоению, можно структурировать и разделить на некие элементы (порции);
- усвоение содержания можно проверить тестовыми заданиями с автоматической проверкой;
- можно и/или нужно минимизировать субъективный фактор взаимодействия студентов с преподавателем в процессе обучения.
Нет специфических требований или ограничений относительно аудитории данной модели обучения. Оценивание и предоставление студенту обратной связи является неотъемлемым, встроенным элементом модели программированного обучения. К оцениванию в рамках данной модели применимы все принципы и правила, которые применимы для любых тестовых форматов оценивания.