- Аудиогид
- Аудиотур
- Прогулка
- Мобильный театр
- Human tour
- Visitor engagement
- Location-based audio
Краткое описание принципа работыБазовый комплект аудиогида — это аудиодорожка, используемая для самостоятельного знакомства пользователя с экспозицией выставки, музея или местности. Локация пользователя считывается либо автоматически, либо через код, который вводит пользователь (QR или цифровой код).
При этом есть ряд дополнительных функций: приложение может считывать движение пользователя (стоит он или идет, интенсивность, продолжительность и т. д.) и связывать с ним демонстрируемый контент.
Аудиогид может быть мультимедийным, то есть дополнять аудиодорожку текстом, изображениями и т. д.
[110].Подробное описаниеСпособы применения аудиогидов в образовании:- Использование аудиогида как образовательного инструмента (аудиогид в музее позволяет без экскурсовода узнать о картине).
- Использование для расширения опыта (записи дебатов между кураторами, которые участники слушают во время экскурсии).
- Опыто-ориентированное обучение, зависящее от перемещений в пространстве (прогулки по городу, в разных точках которого предлагаются разные задания).
- Инструмент для проектной работы: задание для участников самостоятельно составить аудиогид и таким образом углубить свои знания [111].
Теоретический бэкграундАудиогид как образовательный инструмент в теоретическом поле исследован мало. Однако ряд экспериментов показывает, что хотя аудиогиды и повышают вовлеченность участников, усваиваемость материала при этом зачастую ниже. Также аудиогиды сокращают общение между участниками и взаимодействие участника с окружающей средой, что следует принимать во внимание при интеграции аудиогидов в образовательные программы
[112].
Рекомендации по применениюТипы аудиогидов:- аудиосопровождение (блоки информации не зависят друг от друга и не упорядочены);
- аудиогиды, зависимые от движения (блоки зависят друг от друга, но не упорядочены);
- мобильный нарратив (блоки зависят друг от друга и упорядочены).
Мобильный нарратив — наиболее эффективный способ вовлечения аудитории, потому что блоки информации связаны в единый сторителлинг, и прослушивание такого материала — это отдельный опыт.
Гиды, зависимые от движения, и аудиосопровождение, в свою очередь, показывают спорный образовательный эффект. При том, что они помогают автоматизировать подачу информации, усваивается она хуже, и при этом часто разрушается опыт взаимодействия с объектами.
Важный момент, который многие упускают — использование аудиогида должно требовать от пользователя минимального количества взаимодействий с телефоном.
Нарратив должен четко пояснять, на каком этапе находится пользователь, и помогать ориентироваться в пространстве.
Два важных аспекта, связанных с использованием аудиогидов:- в закрытых пространствах необходимо использовать bluetooth-маячки, а не полагаться на GPS;
- при использовании на открытых пространствах отдельно нужно продумывать безопасность участников, потому что они отвлекаются и меньше обращают внимания, например, на дорожное движение [113].
Целевая аудитория и тип программ- Посетители музеев, выставок, экскурсий. Городская аудитория 19–45 лет, которая ищет форматы, альтернативные традиционной экскурсии по значимым местам.
- Аудитория школьников (как дополнительная аудитория). Здесь формат аудиогида скорее удобен для преподавателей, которые заинтересованы в вовлекающих образовательных форматах. Аудиогид через свою storytelling-направленность позволяет с большей вероятностью вовлечь 18-летнюю аудиторию и привести к запланированным результатам обучения.
- Школьные учителя (родители) как ядро аудитории, которые ищут альтернативные форматы и более вовлекающие способы формирования образовательных результатов. Аудиогид решает эту задачу за счет индивидуальной направленности и способности создавать очень личное отношение между образовательной средой и пользователем [113].
Чаще всего аудиогиды можно встретить в открытой образовательной среде, где в качестве образовательных результатов на первый план выходят субъектные и личностные результаты обучения. Российские и зарубежные теоретики и практики сходятся во мнении, что аудиогиды из-за своей неординарной эмоциональной составляющей обладают высоким уровнем субъектности для пользователей, что может приводить к развитию личностных результатов
[113].
На какие образовательные результаты может работатьАудиогид — это своего рода создание аудиоспектакля, который, воздействуя на эмоциональную сферу, усиливает вероятность проявления личностных результатов (как они называются в российской практике), или результатов, которые наиболее схожи с целями опыто-ориентированного обучения
[114].Аудиогид как форма может применяться при проектировании и реализации опытно-ориентированного обучения. Посредством добавления нового медиума (слоя) коммуникации между пользователем и средой аудиогид создает дополнительное эмоциональное вовлечение, что может повышать вероятность проявления результатов, которые можно охарактеризовать как опыто-ориентированные.
Аудиогид как формат имеет серьезный развивающий потенциал, так как может усиливать переживания пользователя и оказывать влияние на изменение его поведения и мышления. То есть именно использование аудиогида как дополнительного слоя коммуникации имеет потенциал для наращивания личностного опыта, его насыщение через встречу с иным (опытом, личностью, культурой)
[114] [115].Комплементарные формы оценкиОценивание результатов опыто-ориентированного обучения представляет определенную сложность, так как большинство из них имеет отложенную природу и проявляется не сразу, а через некоторое время. Таким образом, простого предметного тестирования будет недостаточно. Следовательно, мы должны ориентироваться на методы, которые позволяют выделить и зафиксировать оставшийся в памяти эмоциональный опыт, который впоследствии окажет влияние на изменение действия пользователя. Целям выявления таких опытов может служить как репертуар рефлексивных практик, так и психологические методы изучения личности
[116].Одним из таких методов может служить методика «Незаконченное предложение» Сакса– Леви. Метод незаконченных предложений предлагает субъекту исследования закончить ряд незаконченных высказываний (начало предложения), которые позволяют выявить его осознаваемые и неосознаваемые установки.
Выбор метода обусловлен тем, что, являясь одним из психологических методов изучения личности, он позволяет выявлять личностные категории, используемые людьми в жизни в том виде, в котором они «воспринимаются самими действующими субъектами в ситуации отсутствия навязанных им каких-либо априорно заданных схем»
[117]. Эта особенность метода представляется особенно эффективной для выявления оставшихся в памяти эмоциональных переживаний, связанных с прошедшим опытом
[118].
Референсы и примеры реализации- Encouraging museum visitor engagement using spontaneous talk-in-interaction audio guides. Исследование показывает, как меняется вовлечение пользователя через использование аудиогида.
- Audio Guides And Human Tour Guides: Measuring Children’s Engagement & Learning At A Museum Setting. В этой статье представлены результаты исследования, в котором изучаются преимущества использования аудиогидов вместо гидов-экскурсоводов — для способствования эмоциональному вовлечению детей и результатам обучения во время посещения ими музея естествознания. Проведен эксперимент в музее с 25 детьми из школы (9–10 лет), чтобы выяснить, влияет ли использование аудиогидов на вовлеченность детей и результаты обучения.
- Sharing Impressions: An investigation about participatory museums and UX design. Исследование основано на опыте авторов, работающих в качестве сотрудников музеев и посредников, наблюдающих за посетителями и их проблемами, связанными с горизонтальным взаимодействием с произведением искусства. Исследование концентрирует свои усилия на выявлении общего в восприятии культурного пространства среди аудитории в Великобритании и Сан-Паулу (Бразилия) через использование аудиогида и сторителлинга.
- История о том, как izi.travel использовался для обучения. Студентам, приехавшим в летнюю школу в Венецию, дали задание сделать аудиогид по городу на итальянском языке на Izi.travel. Это позволило организовать формат проектной деятельности, повысить уровень знания языка, помогло студентам лучше узнать город.
Предыдущая глава →Главная альманаха →