аудиоконтент в обучении
Подкаст
  • Подкаст, аудиоподкаст (podcast, audio podcast)
  • Видеоподкаст, видеокаст (video podcast, vodcast, webcast)

Краткое описание принципа работы

Подкаст — это цифровой (аудио или видео) файл, который можно прослушать мгновенно или загрузить на компьютер и мобильный телефон или планшет. Обычно это серия эпизодов, которые выходят и на которые можно подписаться с помощью RSS-канала [81] [82].

Подробное описание

Подкаст — аудио или видеофайл, который можно скачать или слушать онлайн в любое удобное время. Сам термин образован от iPod и broadcasting, впервые был упомянут журналистом The Guardian Беном Хаммерсли в статье Audible Revolution [83] в 2004 году и изначально подразумевал радиопередачи, которые можно слушать вне зависимости от сетки вещания. В настоящий момент термин употребляется в более широком смысле и включает в себя видеоподкасты. В том числе употребление термина наблюдается и в образовательном контексте [84].

Подкасты представляют собой регулярные программы, сериалы или блоги с нарративом и определенным сюжетом [82], однако в образовательном контексте подкастом могут назваться самые различные аудио- и видеоматериалы. Например, предзаписанные лекции преподавателя, дополнительные материалы к занятию, рефлексия участников курса и т. д. [86].

Важной особенностью подкастов является то, что эти цифровые файлы можно прослушивать столько раз, сколько захочет слушатель [87].

На схеме представлены варианты использования подкастов (на основе исследований про подкасты в обучении) [84].

1. Использование существующих подкастов.
Преподаватель не создает контент для занятий самостоятельно, а использует подходящие подкасты, которые можно найти в открытом доступе. Можно выбирать подкасты по теме, которую изучают студенты, а можно по навыкам, которые им нужно развить.

Например, чтобы обсудить тему школьной дисциплины, калифорнийский учитель Майкл Годзи [88] прослушал с учениками подкаст Is This Working? [89], после чего на занятии они провели дискуссию по теме. А чтобы развить у учеников навыки критического и аналитического мышления, тот же учитель в течение семестра использовал в своих занятиях детективный подкаст Serial [90].

2. Подкаст-лекция, созданные учителем.
Это могут быть как лекции, которые изначально были записаны в формате подкаста, так и запись лекций, которые изначально проводились вживую. Это полезно студентам, которые пропустили живую лекцию, или тем, кто любит переслушивать контент.

3. Подкаст в виде дополнительного материала, созданный учителем.
В данном случае подкаст дополняет материалы, которые были на изначальной лекции. Например, это может быть дополнительный материал по теме, который не был раскрыт на лекции, краткое саммари лекции, или постридинг для перехода к теме следующего занятия.

4. Подкаст-обратная связь от учителя.
Лант и Карран [91] утверждают, что учащиеся в 10 раз охотнее открывают аудиофайл с обратной связью на конкретную работу, чем письменный отзыв. Комбинация письменной и звуковой обратной связи также может быть выигрышной. Мерри и Орсмонд [92] сообщают, что студенты положительно отреагировали на комбинацию письменных и звуковых отзывов, при этом оценив звуковую обратную связь как более глубокую.

5. Подкаст, созданный студентами.
Создание подкаста в качестве задания для студентов может применяться с разными целями. Например, чтобы создать контент для будущих студентов курса или в качестве оценивания. Учитель Алекса Шлехтер попросила учеников создать подкасты о тех книгах, которые они изучили в течение программы. Ученики создавали подкасты в небольших группах и по итогам задания должны были продемонстрировать навыки коллаборативности, анализа информации, письма и умения логически мыслить [93].

Функции подкастов

Говард Харрис и Сангмин Парк выделяют следующие функции подкастов, которые глобально применяются в сфере образования [94]:

  • Функция обучения.
  • Функция обслуживания.
  • Функция маркетинга.
  • Функция технологии.

Теоретический бэкграунд

  • Подкасты интересны тем, что для них можно не выделять специальное время: их можно слушать во время другой деятельности. Например, прогулки или поездки.
  • Еще подкасты привлекают аудиторию тем, что они больше всего похожи на личное человеческое общение. По мнению Э. Нюзума, руководителя компании по созданию подкастов Magnificent Noise, чувство сопричастности и личной связи с ведущими подкаста побуждает слушателей давать обратную связь: задавать вопросы, дискутировать с другими слушателями, выражать свое мнение относительно эпизодов подкаста, а также предлагать темы и идеи для новых выпусков [95].
  • Слушатели могут оставлять отзывы опосредованно через площадки, на которых опубликованы подкасты, например в социальной сети ВКонтакте, в приложении Apple Podcasts, на платформе Яндекс.Музыка и других.
  • Подкасты могут помочь использовать в обучении сразу несколько органов чувств. Работа Морено показывает, что информация, полученная через один сенсорный канал, не обрабатывается и не хранится так же, как информация, полученная из двух каналов, таких как, например, слуховой и визуальный [96]. В то время как некоторые студенты учатся наиболее эффективно, делая заметки во время лекции и просматривая их в свое собственное учебное время, другие учатся более эффективно, активно слушая подкасты и не делая заметок [97].
  • Р. Холм и С. Дау в своем исследовании приходят к выводу, что подкасты в сфере высшего образования обладают образовательным потенциалом. Например, в процессе обучения студенты могут легче понять содержание требуемого материала, улучшить свои рефлексивные навыки и пережить тот опыт, который закладывал автор подкаста [98].
  • Подкасты не только облегчают процесс восприятия нового материала или знаний, но и поддерживают интерес слушателей к познавательной деятельности [99].
  • Использование подкастов в образовательных целях не ограничивается университетами, существует практика их использования в школьном учебном процессе [100].
  • 80% пользователей слушают подкасты до конца, а их внимание в 2,5% случаев выше, чем при прослушивании музыки [101].
  • Исследования Скутера и Ступанса показали, что 50% студентов не рассматривают обеспеченность курса подкастами как возможность не посещать лекции [102].
  • Университет Эксетера провел социологическое исследование среди своих студентов, в результате которого выяснилось, что около 45% студентов еженедельно используют подкасты. При этом большинство студентов считают, что подкаст — очень полезное средство для повторного прослушивания после лекции, 64% студентов используют их во время экзаменационной сессии [103].

Г. Мартин и А. Боас в работе «Подкасты и интерес к наукам» приводят результаты исследования, показывающие необходимость переосмыслить способ преподавания наук, чтобы преодолеть кризис в нежелании изучать ту или иную науку. В этом аспекте подкасты выступают как вдохновение для новых подходов или моделей с целью пробудить или заинтересовать слушателей наукой, а также поддержать, а иногда и усилить какой-то существующий интерес, создавая возможности для его развития [104].

Согласно изученным источникам, самое ценное в подкастах то, что студент может изучать учебный материал целиком или по частям неограниченное количество раз в любое время, прослушивая заново наиболее непонятные моменты. Подкасты — это не замена, а отличное дополнение к традиционным лекциям, которое студенты могут использовать при подготовке к семинарам и экзаменам.

Рекомендации по применению

Подкасты в образовании можно использовать для следующих целей [105]:

  • передать студентам материал, который можно скачивать и смотреть или слушать то количество раз, которое потребуется для полного усвоения;
  • дать задание студентам самостоятельно создать подкасты с отчетами по выполненным заданиям и отправить их преподавателю;
  • организовать обмен опытом обучения между студентами одного учебного заведения и между учебными заведениями;
  • развивать у студентов навыки исследования, формулирования мысли, питчинга, управления временем (в процессе создания учебных подкастов);
  • использовать подкасты в сочетании с материалами лекций, при подготовке студентов к коллоквиумам и экзаменам;
  • записывать приглашенных преподавателей и известных ученых, которые в силу своей занятости могут приехать только в определенное время;
  • обучаться иностранному языку: в данном случае подкасты помогают студентам развивать навыки аудирования, произношения, знание грамматики, говорение, а также помогают пополнить словарный запас [106];
  • разнообразить процесс обучения [107] и поддержки обучения [108].

Целевая аудитория и тип программ

Подкасты встречаются в разных типах программ и используются для разных целевых аудиторий:
  • Школьное образование.
  • Высшее образование (медицинское, техническое, гуманитарное).
  • Дополнительное образование взрослых людей.

На какие образовательные результаты может работать
  • Если мы используем подкаст в качестве лекции или дополнительных материалов, то можем планировать достижение уровня «Знание» и «Понимание» в соответствии с таксономией Блума.
  • Если мы используем подкаст для последующего обсуждения темы или, например, создания подкастов студентами, то можем планировать достижение более высоких уровней образовательных результатов в таксономии Блума — «Применение», «Анализ», «Синтез» и «Оценка».

Комплементарные формы оценки

В университете Висконсина разработан рубрикатор оценки для созданного подкаста [109].

Референсы и примеры реализации

Подкасты-лекции:

Подкасты из открытых источников, которые применяются для обучения:
  • Американский учитель использовал детективный подкаст Serial, чтобы развить у учеников критическое и аналитическое мышление, навыки сторителлинга и т. п.
  • Также есть пример конкретного задания от учителя к этому подкасту — ученикам необходимо было найти несоответствие в показаниях свидетеля и предложить свою версию произошедшего.

Подкасты, созданные студентами и учениками:
  • Учащиеся 5–6 классов Tiger Tales записали театральные представления своих читателей в виде подкаста, который они разместили в своем блоге.
  • Ян Роки, директор начальной школы в Великобритании, помогает своим ученикам создать радиошоу, которое также доступно в виде подкаста.
  • Ученики 6-го класса госпожи Фогель создали подкасты о мировом водном кризисе.
  • Начальная школа Эйткен-Крик использует блог для публикации коротких подкастов на различные темы, созданных учащимися. Рассел Прю уже много лет помогает студентам и учителям в Великобритании создавать подкасты и радиопередачи. В его аккаунте на Soundcloud есть множество замечательных примеров подкастов, созданных студентами.
Аудиогид
  • Аудиогид
  • Аудиотур
  • Прогулка
  • Мобильный театр
  • Human tour
  • Visitor engagement
  • Location-based audio

Краткое описание принципа работы

Базовый комплект аудиогида — это аудиодорожка, используемая для самостоятельного знакомства пользователя с экспозицией выставки, музея или местности. Локация пользователя считывается либо автоматически, либо через код, который вводит пользователь (QR или цифровой код).

При этом есть ряд дополнительных функций: приложение может считывать движение пользователя (стоит он или идет, интенсивность, продолжительность и т. д.) и связывать с ним демонстрируемый контент.

Аудиогид может быть мультимедийным, то есть дополнять аудиодорожку текстом, изображениями и т. д. [110].

Подробное описание

Способы применения аудиогидов в образовании:
  • Использование аудиогида как образовательного инструмента (аудиогид в музее позволяет без экскурсовода узнать о картине).
  • Использование для расширения опыта (записи дебатов между кураторами, которые участники слушают во время экскурсии).
  • Опыто-ориентированное обучение, зависящее от перемещений в пространстве (прогулки по городу, в разных точках которого предлагаются разные задания).
  • Инструмент для проектной работы: задание для участников самостоятельно составить аудиогид и таким образом углубить свои знания [111].

Теоретический бэкграунд

Аудиогид как образовательный инструмент в теоретическом поле исследован мало. Однако ряд экспериментов показывает, что хотя аудиогиды и повышают вовлеченность участников, усваиваемость материала при этом зачастую ниже. Также аудиогиды сокращают общение между участниками и взаимодействие участника с окружающей средой, что следует принимать во внимание при интеграции аудиогидов в образовательные программы [112].

Рекомендации по применению

Типы аудиогидов:
  • аудиосопровождение (блоки информации не зависят друг от друга и не упорядочены);
  • аудиогиды, зависимые от движения (блоки зависят друг от друга, но не упорядочены);
  • мобильный нарратив (блоки зависят друг от друга и упорядочены).

Мобильный нарратив — наиболее эффективный способ вовлечения аудитории, потому что блоки информации связаны в единый сторителлинг, и прослушивание такого материала — это отдельный опыт.

Гиды, зависимые от движения, и аудиосопровождение, в свою очередь, показывают спорный образовательный эффект. При том, что они помогают автоматизировать подачу информации, усваивается она хуже, и при этом часто разрушается опыт взаимодействия с объектами.

Важный момент, который многие упускают — использование аудиогида должно требовать от пользователя минимального количества взаимодействий с телефоном.

Нарратив должен четко пояснять, на каком этапе находится пользователь, и помогать ориентироваться в пространстве.

Два важных аспекта, связанных с использованием аудиогидов:
  • в закрытых пространствах необходимо использовать bluetooth-маячки, а не полагаться на GPS;
  • при использовании на открытых пространствах отдельно нужно продумывать безопасность участников, потому что они отвлекаются и меньше обращают внимания, например, на дорожное движение [113].

Целевая аудитория и тип программ

  1. Посетители музеев, выставок, экскурсий. Городская аудитория 19–45 лет, которая ищет форматы, альтернативные традиционной экскурсии по значимым местам.
  2. Аудитория школьников (как дополнительная аудитория). Здесь формат аудиогида скорее удобен для преподавателей, которые заинтересованы в вовлекающих образовательных форматах. Аудиогид через свою storytelling-направленность позволяет с большей вероятностью вовлечь 18-летнюю аудиторию и привести к запланированным результатам обучения.
  3. Школьные учителя (родители) как ядро аудитории, которые ищут альтернативные форматы и более вовлекающие способы формирования образовательных результатов. Аудиогид решает эту задачу за счет индивидуальной направленности и способности создавать очень личное отношение между образовательной средой и пользователем [113].

Чаще всего аудиогиды можно встретить в открытой образовательной среде, где в качестве образовательных результатов на первый план выходят субъектные и личностные результаты обучения. Российские и зарубежные теоретики и практики сходятся во мнении, что аудиогиды из-за своей неординарной эмоциональной составляющей обладают высоким уровнем субъектности для пользователей, что может приводить к развитию личностных результатов [113].

На какие образовательные результаты может работать

Аудиогид — это своего рода создание аудиоспектакля, который, воздействуя на эмоциональную сферу, усиливает вероятность проявления личностных результатов (как они называются в российской практике), или результатов, которые наиболее схожи с целями опыто-ориентированного обучения [114].

Аудиогид как форма может применяться при проектировании и реализации опытно-ориентированного обучения. Посредством добавления нового медиума (слоя) коммуникации между пользователем и средой аудиогид создает дополнительное эмоциональное вовлечение, что может повышать вероятность проявления результатов, которые можно охарактеризовать как опыто-ориентированные.

Аудиогид как формат имеет серьезный развивающий потенциал, так как может усиливать переживания пользователя и оказывать влияние на изменение его поведения и мышления. То есть именно использование аудиогида как дополнительного слоя коммуникации имеет потенциал для наращивания личностного опыта, его насыщение через встречу с иным (опытом, личностью, культурой) [114] [115].

Комплементарные формы оценки

Оценивание результатов опыто-ориентированного обучения представляет определенную сложность, так как большинство из них имеет отложенную природу и проявляется не сразу, а через некоторое время. Таким образом, простого предметного тестирования будет недостаточно. Следовательно, мы должны ориентироваться на методы, которые позволяют выделить и зафиксировать оставшийся в памяти эмоциональный опыт, который впоследствии окажет влияние на изменение действия пользователя. Целям выявления таких опытов может служить как репертуар рефлексивных практик, так и психологические методы изучения личности [116].

Одним из таких методов может служить методика «Незаконченное предложение» Сакса– Леви. Метод незаконченных предложений предлагает субъекту исследования закончить ряд незаконченных высказываний (начало предложения), которые позволяют выявить его осознаваемые и неосознаваемые установки.

Выбор метода обусловлен тем, что, являясь одним из психологических методов изучения личности, он позволяет выявлять личностные категории, используемые людьми в жизни в том виде, в котором они «воспринимаются самими действующими субъектами в ситуации отсутствия навязанных им каких-либо априорно заданных схем» [117]. Эта особенность метода представляется особенно эффективной для выявления оставшихся в памяти эмоциональных переживаний, связанных с прошедшим опытом [118].

Референсы и примеры реализации

  1. Encouraging museum visitor engagement using spontaneous talk-in-interaction audio guides. Исследование показывает, как меняется вовлечение пользователя через использование аудиогида.
  2. Audio Guides And Human Tour Guides: Measuring Children’s Engagement & Learning At A Museum Setting. В этой статье представлены результаты исследования, в котором изучаются преимущества использования аудиогидов вместо гидов-экскурсоводов — для способствования эмоциональному вовлечению детей и результатам обучения во время посещения ими музея естествознания. Проведен эксперимент в музее с 25 детьми из школы (9–10 лет), чтобы выяснить, влияет ли использование аудиогидов на вовлеченность детей и результаты обучения.
  3. Sharing Impressions: An investigation about participatory museums and UX design. Исследование основано на опыте авторов, работающих в качестве сотрудников музеев и посредников, наблюдающих за посетителями и их проблемами, связанными с горизонтальным взаимодействием с произведением искусства. Исследование концентрирует свои усилия на выявлении общего в восприятии культурного пространства среди аудитории в Великобритании и Сан-Паулу (Бразилия) через использование аудиогида и сторителлинга.
  4. История о том, как izi.travel использовался для обучения. Студентам, приехавшим в летнюю школу в Венецию, дали задание сделать аудиогид по городу на итальянском языке на Izi.travel. Это позволило организовать формат проектной деятельности, повысить уровень знания языка, помогло студентам лучше узнать город.


Предыдущая глава
Главная альманаха
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту