Плюсы и минусы — это опорные точки для проектирования вебинаров. При проектировании мы предлагаем следующее.
1. Помнить о контекстеБум вебинаров и онлайн-обучения произошел в связи с пандемией COVID-19: очное обучение школьников и студентов резко прервалось, и образовательные учреждения были вынуждены адаптироваться и переводить материалы в новые форматы, в частности, лекции и занятия — в вебинары
[23]. В первую очередь дистанционное обучение всегда происходит без физического присутствия учащегося — это несет в себе риск образования дискоммуникации, которая может повлечь за собой негативные эмоции, провалы в понимании материала и мисконцепцию
[24]. Насколько формат вебинара подходит для участника и возможно ли минимизировать риски потери внимания и фокуса — это первые вопросы, которые нужно задать при проектировании.
2. Не делать слишком долгие вебинарыИз первого принципа вытекает второй: многие люди уже долгое время работают и учатся из дома. Недостаток физической активности и пребывания на свежем воздухе в сочетании со стрессом, который испытывают из-за пандемии, заставляет многих чувствовать выгорание и усталость. Чтобы смягчить эти ощущения и быть более продуктивными в долгосрочной перспективе, потребители ищут решения, которые помогут им делать перерывы и следить за уровнем своей энергии.
Нужно закладывать этот фактор в проектирование образовательных программ. Не делайте трехчасовые вебинары, минимизируйте количество интенсивных блоков, давайте время на передышку и рефлексию. Образ жизни людей поменялся — под него необходимо адаптировать и учебные среды.
3. Уделить внимание поддержке мотивации учащихсяЕсли весь курс состоит из вебинаров — важно особое внимание уделить поддержке мотивации студентов и создать пространство для общения и взаимодействия. Обучаясь дистанционно, студенты стали меньше взаимодействовать с одногруппниками и преподавателями, чаще испытывать чувство одиночества. У многих студентов в условиях самоизоляции выявились проблемы с самоорганизацией. Переход на дистанционные формы обучения сказался на ментальном здоровье студентов
[25]. Если поддерживать мотивацию студентов, то может повыситься уровень саморегуляции. Повышение мотивации, в свою очередь, возможно с помощью поддержки чувства «общности» учащихся, физически отделенных друг от друга
[26].
4. Вовлекать с помощью инструментария вебинаровНа вебинарах можно использовать инструменты вовлечения — опросы, работу в Miro, реакции и т. д. Нужно дать студенту возможность быть активным участником событий.
5. Подбирать подходящую платформуВажно подобрать платформу, которая подходит по всем параметрам для проведения.
6. Помнить, что нет ничего очевидногоМожно помочь студенту эффективно учиться на курсе, который полностью состоит из вебинаров, но не в формате МООК (массовый онлайн-курс). Например, поддержать полезным материалом, как делать конспекты, или поделиться инструментами отслеживания своего прогресса.
Как применять на программе?- Для обучения, когда нужно дать студенту теоретические знания.
- Для обучения, когда нужно отработать полученные знания на практике.
- Для формирующей оценки—дискуссии, сессии с преподавателем в формате «вопрос-ответ».
- Для итоговой оценки — защита диплома или презентация проекта.
- Как пространство для общения и взаимодействия на программе — например, киноклубы или рассуждения на интересные участникам темы, не всегда относящиеся к учебе.
- Для поддержания мотивации — вводные вебинары перед модулем, где студент знакомится с тем, что его ждет, сессии с тьютором.
Теоретический бэкграундВ докладе, опубликованном Американской научно-исследовательской педагогической ассоциацией, была изучена литература 1985−2002 годов: авторы проанализировали 232 работы, исследующие успеваемость студентов, их отношение к учебе, а также степень запоминания материала. Этот метаанализ выявил, что иногда использование онлайн-образования выигрывало по сравнению с обычными традиционными лекциями, но в иных случаях онлайн-лекции, наоборот, проигрывали очным. Исследователи отмечают, что находили только фрагментарные и частичные попытки ответить на миллионы вопросов в указанных источниках (см.
[27], p. 386).
Еще один анализ был опубликован в 2010 году Министерством просвещения США
[28]. В нем говорится, что все результаты студентов, обучавшихся онлайн, в среднем были незначительно выше посещавших традиционные лекции. Но в работе нет четкого вывода, будут ли онлайн-лекции лучше или хуже обычных, традиционных очных лекций.
Эксперты Всемирного банка уверены: несмотря на значительную трансформацию рынка образовательных услуг и обязательного образования, центральное место в обучении, особенно в среде, богатой технологиями, занимает учитель. При этом накопленный к настоящему времени опыт показывает, что дистанционное преподавание и обучение требуют иных компетенций, нежели личная педагогика. Поэтому отсутствие у сотрудников специфических навыков и опыта преподавания в цифровой среде, недостаток экспертных знаний в современном маркетинге и опора на традиционные технологии могут стать значительным вызовом для компании, которая собирается выйти на рынок или ищет способ трансформации
[29].
Опрос студентов Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики
[30] показал, что до пандемии только 5% опрошенных имели опыт дистанционного обучения. При этом 92% студентов считают, что очное обучение является более качественным. Аналогичные результаты были получены в Индии: подавляющее большинство студентов-медиков (84%) считают дистанционное обучение неэффективным
[31]. Возможно, причина неудовлетворенности студентов дистанционным обучением заключается в пассивной позиции, которую они занимают в рамках такого формата получения образования
[32].Применение веб-конференции вместо очной лекции предполагает минимальную перестройку занятия, в отличие от других цифровых форматов. Но даже такой формат доступен не всем студентам. Одной из причин является недостаточная техническая и информационная обеспеченность преподавателей — сходные результаты получены в других исследованиях. Проведенные интервью позволяют предположить, что при условии хорошей связи студенты проявляют гораздо больше энтузиазма в отношении синхронных занятий, чем преподаватели, для которых такая форма занятий дискомфортна. Другая причина, отмеченная исследователями Высшей школы экономики
[33], кроется в социальном неравенстве и отсутствии цифровых навыков и навыков саморегуляции у учащихся*.
Рекомендации по применениюНесмотря на перечисленные выше трудности (предубеждение учащихся, отсутствие живой среды и единого пространства, контекст пандемии и цифровую усталость) важно понимать, что если грамотно организовать и выстроить дистанционное обучение, то потерь для учащихся может и не быть.** Для этого важно обратить на следующие параметры, связанные с успешным опытом обучения онлайн
[34]. Эти параметры актуальны для МООК (массовых открытых онлайн-курсов), но применимы и к другим формам дистанционного обучения:
- мотивация участников [35];
- навыки саморегуляции у учащихся [36];
- уровень интерактивности курса и степень «изолированности» слушателя [37];
- компьютерная грамотность слушателя [38];
- предыдущий опыт обучения в формате онлайн;
- социально-демографические характеристики обучающегося.
Нельзя требовать высокого уровня мотивации и саморегуляции от наших участников при вхождении в онлайн, но мы точно можем и должны работать с уровнем интерактивности курса и занятий. Каким образом — рассмотрим далее:
1. На вебинарах можно протестировать программу (или ее часть), прежде чем перевести ее в асинхрон и видеоформат.
2. Помнить, что большинство студентов ранее не имели опыта дистанционного обучения. Экстренный переход на дистанционные форматы обучения в условиях пандемии COVID-19 стал сложной задачей для системы высшего образования. Поэтому может потребоваться онбординг или поддержка мотивации студентов в дистанционном обучении. Студенты прикладных направлений подготовки и их преподаватели единодушно считают, что в онлайн можно перевести дисциплины общекультурного блока, а выработка навыков может быть реализована только при очном взаимодействии. В основании этой позиции могут лежать отсутствие качественных альтернатив очному обучению на рынке цифровых образовательных технологий, недостаточная компетентность участников учебного процесса (студентов, преподавателей, администраторов) в использовании имеющихся решений, а также профессионализация высшего образования, в результате чего дисциплины, направленные на становление человека и гражданина, представляются наименее значимыми и, следовательно, рассматриваются как легко оптимизируемые.
3. Подобрать подходящую платформу под задачи и цели курса или образовательного процесса. Важно, чтобы платформа нравилась не только студентам: нужно, чтобы и кураторы, и преподаватели понимали, что нужно делать, и умели ее использовать.
Целевая аудитория и типы программ1. Во многих коммерческих программах дополнительного профессионального образования, например Яндекс Практикум, Skillbox, Нетология и др.
2. Для коротких интенсивных программ на несколько дней, в которых есть участники из разных регионов или стран.
3. В программах по изучению языков.
4. В корпоративном обучении.
5. В школьном образовании в связи с эпидемией.
6. В высшем образовании в связи с эпидемией.
7. В авторских курсах и программах, например авторском курсе Надежды Сокирской.
На какие образовательные результаты работаетВебинар может помочь студенту достичь уровней «Знание» и «Понимание» по таксономии Блума, если этот формат ориентирован на фронтальное взаимодействие лектора и студентов. То есть лектор рассказывает теоретический материал, студенты задают уточняющие вопросы, а в конце проходят опрос или тестирование.
Если вебинар спроектирован в формате воркшопа, подразумевает практическую отработку какого-либо знания или навыка, тогда студент может достичь уровней «Применение», «Анализ» и «Оценка» по таксономии Блума.
Референсы и примеры реализации- Лекториум. Примеры и конструкции | Вебинар по математике с Георгием Вольфсоном.
- Яндекс.Практикум. Из разработчика — в тимлида. Вебинар для руководителей разработки с опытом до года.
- Skillbox. Основы веб-дизайна: рисуем первый экран.
- ЯКласс. Вебинар «Какие педагогические инструменты помогут справиться со стрессом».
- Skillbox. Воркшоп по дизайну упаковки кофе.
- Список платформ для реализации вебинаров.
* «Дети же, у которых уже было академическое отставание или которые не могли эффективно учиться из-за того, что у них нет интернета, компьютера, рабочего места, потеряют значительно больше. По данным опроса ЦСП „Платформа“, менее обеспеченные семьи чаще отмечают дефицит у них технических возможностей (33% против 18% более обеспеченных), недостаточные компьютерную грамотность и навыки для организации обучения на дому (31% против 10%), говорят о неготовности детей к онлайн-формату (60% по сравнению с 45%), а также, что у детей неполноценная учебная нагрузка, они теряют в качестве обучения, знаниях (76% против 56%)».** «Существует ряд исследований, показывающих, что в условиях технологически обеспеченного и грамотно выстроенного дистанционного обучения потерь для учащихся можно избежать. В метааналитическом исследовании ситуации, когда возможно полное замещение очного обучения дистанционным (есть доступ и технологии), показано, что оно не хуже, а то и лучше, чем традиционный формат [Means et al., 2010]. <…> Анализ демонстрирует, что все значительно зависит от формы, но авторы приходят к выводу, что в среднем дистанционное обучение не хуже очного [Bernard et al., 2004]». Инобр, «Прогнозируемые потери для школьного образования из-за пандемии Covid-19: оценки и поиск способов компенсации».На главную альманаха →Следующая глава →