базовые формы контента
Слайдовый курс

Краткое описание принципа работы

Электронные курсы предназначены для индивидуального самостоятельного прохождения на компьютере или смартфоне без «живого участия» преподавателя. Как правило, такой курс сочетает устный или печатный текст, изображения, анимацию, видео и различные проверочные задания. Также в курсах используют методики обучения, которые помогают людям усваивать контент, например диалоговые тренажеры, симуляции и прочее.

Подробное описание

В узком понимании слайдовый курс [1] [2] — это интерактивная презентация с линейной структурой.

В широком понимании [3] слайдовый курс — любой электронный курс, в котором могут использоваться любые сочетания контента:
  • аудиофайлы, видео, иллюстрации;
  • интерактивные элементы переключения информации;
  • демонстрация работы с различными программами;
  • оценка результатов обучения;
  • ссылки на различную документацию и т. д.

В некоторых источниках [3] слайдовые курсы и электронные курсы считаются одним и тем же, в других же [4] [5] слайдовые курсы относят к одному из видов электронных курсов, как одну из организационных форм электронного обучения.

С помощью электронных курсов можно реализовать различные учебные задачи [4]:
  • изучение новой темы;
  • отработка навыков;
  • адаптация новых сотрудников в комфортном темпе;
  • подготовка к очному обучению, чтобы уровнять уровень подготовки студентов;
  • отработка знаний, полученных в рамках синхронного обучения.

Ключевую роль в электронных курсах играют интерактивные задания. С их помощью можно погрузить учащихся в среду, реалистичную для работы, требующую от них решения нечастых проблем или выполнения за считаные минуты таких задач, на которые в реальном мире могут потребоваться часы или дни.

Например, сбои в работе оборудования на производстве происходят нечасто и на устранение подобных проблем может потребоваться много времени. Компьютерное моделирование может имитировать эти сбои, что даст учащимся возможность устранить их в реалистичной рабочей среде за несколько минут.

Интерактив способствует вовлечению студента в процесс обучения и увеличивает вероятность доходимости урока или курса студентом до конца [6]. Его можно реализовать с помощью различных форматов [7]:
  • симуляции,
  • ветвящиеся сценарии,
  • диалоговые тренажеры,
  • игры,
  • сторителлинг.

Для создания слайдового курса могут использоваться разные инструменты:
  1. на платформе iSpring есть возможность сделать электронный курс из презентации, созданной в Powerpoint [8];
  • с помощью многофункциональной программы Articulate 360 можно создавать интерактивный и игровой контент, а также симуляции программного обеспечения;
  • также можно использовать другие LMS со встроенными модулями H5P*;
  • самый дорогостоящий вариант — подготовка электронного курса с привлечением разработчиков и создания уникального дизайна и интерактивных механик.

Теоретический бэкграунд

Ричард Э. Майер в обзоре 2017 года «Использование мультимедиа в электронном обучении» [9] выделяет 12 принципов использования мультимедиа в электронном обучении, эффективность которых подтверждена** в исследованиях.

1. Принцип согласованности
Согласно этому принципу, студенты учатся лучше, когда посторонние слова, изображения и звуки не включаются в обучение. На первый взгляд кажется, что добавление интересных фактов должно вовлекать студентов, но на самом деле это мешает.

Пример: в ходе эксперимента двум группам студентам объяснили принцип развития ОРВИ с помощью слайдов, на одном из которых была дополнительная информация о том, что влюбленные более устойчивы к ОРВИ. Тест на понимание материала лучше выполняли те студенты, которые изучали материал без дополнительной информации (см. [9], с. 406).

Соблюдение этого принципа помогает студентам сконцентрироваться на необходимых элементах и не отвлекаться на лишние. Посторонним и лишним считается все, что не относится к образовательному результату, заложенному в контент.

2. Принцип сигнализации
Важные части содержания и ключевые термины должны быть выделены. Это помогает лучше обрабатывать информацию и запоминать основное. Есть данные о том, что принцип сигнализации в основном работает на студентов с низким уровнем знания темы [10].

3. Принцип резервирования
Сами авторы часто характеризуют этот принцип так: «Меньше значит больше».
Студенты могут воспринимать не более 2−3 мультимедийных элементов за один раз. Это означает, что лучше включить пару иллюстраций в текст, но не использовать одновременно все доступные элементы сразу — текст, графику, анимацию, видео, симулятор и пр.

4. Принцип мультимедиа
В электронных курсах эффективнее использовать иллюстрации и текст, чем только текст. Исследования показали, что студенты, которые изучили новый материал с помощью текста и изображения, лучше решают контрольные тесты по теме [9].

5. Принцип пространственной смежности
Текст, объясняющий концепцию, и сопровождающие изображения должны находиться на экране недалеко друг от друга. Так студенты могут воспринять их вместе и понять концепцию целиком. Поэтому привычные в учебниках сноски на схемы на последующих страницах воспринимаются и обрабатываются студентами хуже, чем изображение и текст с указателями на нем (см. [9], с. 7).

6. Принцип временной смежности
Текст, объясняющий концепцию, и сопровождающие изображения должны представляться на экране одновременно, а не последовательно. Это также способствует целостному восприятию концепции [11].

7. Принцип сегментации
Электронное обучение в основном предназначено для самостоятельного прохождения на платформе. Поэтому лучше, когда контент представлен в виде нескольких небольших единиц, которые можно самостоятельно переключать. Согласно принципу, лучше сделать короткие слайды на одну минуту чтения, которые переключает сам ученик, чем один, но на 15 минут с автоматической прокруткой.

Наибольший эффект от применения принципа можно наблюдать на студентах с меньшим объемом рабочей памяти [12].

8. Предтренировочный принцип
Этот принцип гласит, что учащиеся получают наибольшую пользу от мультимедийного урока, когда они знакомятся с основными понятиями сразу на первых нескольких экранах.

9. Принцип модальности
Мультимедийные уроки эффективнее, если слова представлены в аудиоформате, а не в виде текста. То есть студенты лучше воспринимают и обрабатывают информацию, когда видят картинку и слышат слова, чем когда видят картинку и читают текст. Этот эффект можно объяснить тем, что человек обрабатывает информацию через два канала: визуальный и вербальный. Во втором случае, когда мы даем ученикам картинку и текст, вербальный канал оказывается перегружен [13]. Однако разработка аудиовизуальных материалов более трудоемкая и ресурсозатратная, поэтому не всегда возможно следовать этому принципу.

10. Принцип персонализации
Студенты понимают материал лучше, когда используется разговорный стиль повествования, а не формальный (официальный). Это создает комфорт для студента и лучше удерживает его внимание.

Этот принцип более выражен для студентов — новичков в теме, которые плохо знакомы с материалом. Кроме этого, есть предположение, что этот принцип работает лучше для коротких уроков (меньше 35 минут), чем для длинных [14].

11. Принцип голоса
При создании аудио работает принцип, согласно которому студенты предпочитают повествование дружелюбным человеческим голосом, а не машинным. Это вовлекает и вдохновляет студентов.

12. Embodiment principle (Принцип антропоморфности)
Люди обучаются лучше, если ведущий в видео или анимированный персонаж двигается и ведет себя естественно, как человек.

Что еще интересно?

Более узкие исследования показывают, что добавление к стандартному курсу обучения электронных курсов приводит к более высоким результатам студентов на тестировании или экзаменах. Например, такой эффект был показан для студентов, изучающих гистологию [15], фармакологию в неврологии [16] и лучевую анатомию [17].

Рекомендации по применению

У электронных курсов есть ряд преимуществ [4]:
  • Дешевизна. Особенно это актуально для массового обучения или цикличного — например, набор и адаптация новых сотрудников.
  • Дозированность информации. Студенты могут самостоятельно выбирать время и скорость изучения материала.

Но есть и ряд ограничений, например:
  • не любые навыки можно отработать с помощью электронного курса;
  • многие студенты без дополнительной поддержки от преподавателя или сообщества студентов не проходят обучение до конца.

Целевая аудитория и тип программ

Часто используются в корпоративном обучении или в вузах для подготовки к очным занятиям или для закрепления и отработки материала после очных занятий.

Электронные курсы преимущественно работают на образовательные результаты на уровне знания, понимания и частично применения (симуляции). На достижение образовательных результатов, которые находятся на более высоких уровнях таксономии, рассчитывать не приходится.

Комплементарные формы оценки

  • Тестирование: вопрос с выбором одного или нескольких ответов, подстановка, правда или ложь и пр.
  • Performance Assessment («проверка делом») — практическое задание, требующее вовлечения комплекса знаний, умений и установок: кейс-стади с автопроверкой, интерфейсные тренажеры, диалоговые тренажеры, симуляторы и пр.

Референсы и примеры реализации
Для детей:
  • Все курсы Учи.ру и Edstories (на русском языке для школьников).
Для взрослых:

* Описание принципа работы платформы H5P
** Важно понимать, что эти исследования проводились как краткосрочные лабораторные эксперименты с немедленным тестированием исследуемых, соответственно, они могут не подтвердиться в реальных аутентичных условиях
Вебинар

  • Вебинар
  • Онлайн-занятие
  • Онлайн-семинар
  • Веб-конференция

Краткое описание принципа работы
Вебинар — это обучающее онлайн-занятие в синхронном формате.

Лайв-выступление онлайн, когда лектор и слушатели находятся в вебинарной комнате одновременно. Относится к синхронному способу обучения, в отличие от асинхронных видеоуроков, которые участники смотрят в удобное для них время [18]. Удобство этого формата также состоит в том, что записанный вебинар можно использовать как обучающее видео в дальнейшем.
Таблица, демонстрирующая разницу между форматами онлайн-активностей [19]
Подробное описание

В широком понимании вебинар — это формат, в котором лектор в режиме реального времени выступает перед самой широкой аудиторией. При выступлении благодаря техническим возможностям цифрового пространства (регистрация, учет участников, моментальная обратная связь и т. п.) организатор вебинара имеет возможность собирать информацию об участниках и получать вопросы и обратную связь с помощью опросов и другого цифрового инструментария.

Дополнительное удобство вебинара состоит в том, что его можно записать и использовать в дальнейшем для обучения слушателей, то есть вебинар может становиться вебкастом [19]. Специалисты в области маркетинга и образования выделяют разные виды вебинаров [20] [21]*: например, educational — формат лекции, Q&A — для прямой коммуникации с аудиторией, продуктовый — для презентации продукта и т. п.

Разнообразие и гибкость формата определяется тем, что проектировщики могут использовать разные инструменты в зависимости от своих целей и задач. Ниже перечислены некоторые из этих инструментов.

Инструментарий вебинара [22]:
  • аудиосвязь и видеосвязь в режиме реального времени;
  • демонстрация видео;
  • показ презентации;
  • работа с виртуальной доской;
  • демонстрация документов с выделением нужных областей;
  • обмен и предоставление доступа к файлам;
  • чат с возможностью отправлять общие и приватные сообщения;
  • демонстрация рабочего стола и программ;
  • голосование и опросы, которые в реальном времени позволяют собрать мнения слушателей;
  • работа с удалённым рабочим столом, если необходимо что-то показать на компьютере другого участника вебинара;
  • запись вебинаров (скринкаст);
  • поддержка мобильных устройств;
  • интеграция вебинаров в сайт.

Как проектировать?
При выборе формата для проектирования можно выделить следующие плюсы и минусы:
Плюсы и минусы — это опорные точки для проектирования вебинаров. При проектировании мы предлагаем следующее.

1. Помнить о контексте
Бум вебинаров и онлайн-обучения произошел в связи с пандемией COVID-19: очное обучение школьников и студентов резко прервалось, и образовательные учреждения были вынуждены адаптироваться и переводить материалы в новые форматы, в частности, лекции и занятия — в вебинары [23]. В первую очередь дистанционное обучение всегда происходит без физического присутствия учащегося — это несет в себе риск образования дискоммуникации, которая может повлечь за собой негативные эмоции, провалы в понимании материала и мисконцепцию [24]. Насколько формат вебинара подходит для участника и возможно ли минимизировать риски потери внимания и фокуса — это первые вопросы, которые нужно задать при проектировании.

2. Не делать слишком долгие вебинары
Из первого принципа вытекает второй: многие люди уже долгое время работают и учатся из дома. Недостаток физической активности и пребывания на свежем воздухе в сочетании со стрессом, который испытывают из-за пандемии, заставляет многих чувствовать выгорание и усталость. Чтобы смягчить эти ощущения и быть более продуктивными в долгосрочной перспективе, потребители ищут решения, которые помогут им делать перерывы и следить за уровнем своей энергии.

Нужно закладывать этот фактор в проектирование образовательных программ. Не делайте трехчасовые вебинары, минимизируйте количество интенсивных блоков, давайте время на передышку и рефлексию. Образ жизни людей поменялся — под него необходимо адаптировать и учебные среды.

3. Уделить внимание поддержке мотивации учащихся
Если весь курс состоит из вебинаров — важно особое внимание уделить поддержке мотивации студентов и создать пространство для общения и взаимодействия. Обучаясь дистанционно, студенты стали меньше взаимодействовать с одногруппниками и преподавателями, чаще испытывать чувство одиночества. У многих студентов в условиях самоизоляции выявились проблемы с самоорганизацией. Переход на дистанционные формы обучения сказался на ментальном здоровье студентов [25]. Если поддерживать мотивацию студентов, то может повыситься уровень саморегуляции. Повышение мотивации, в свою очередь, возможно с помощью поддержки чувства «общности» учащихся, физически отделенных друг от друга [26].

4. Вовлекать с помощью инструментария вебинаров
На вебинарах можно использовать инструменты вовлечения — опросы, работу в Miro, реакции и т. д. Нужно дать студенту возможность быть активным участником событий.

5. Подбирать подходящую платформу
Важно подобрать платформу, которая подходит по всем параметрам для проведения.

6. Помнить, что нет ничего очевидного
Можно помочь студенту эффективно учиться на курсе, который полностью состоит из вебинаров, но не в формате МООК (массовый онлайн-курс). Например, поддержать полезным материалом, как делать конспекты, или поделиться инструментами отслеживания своего прогресса.

Как применять на программе?
  • Для обучения, когда нужно дать студенту теоретические знания.
  • Для обучения, когда нужно отработать полученные знания на практике.
  • Для формирующей оценки—дискуссии, сессии с преподавателем в формате «вопрос-ответ».
  • Для итоговой оценки — защита диплома или презентация проекта.
  • Как пространство для общения и взаимодействия на программе — например, киноклубы или рассуждения на интересные участникам темы, не всегда относящиеся к учебе.
  • Для поддержания мотивации — вводные вебинары перед модулем, где студент знакомится с тем, что его ждет, сессии с тьютором.

Теоретический бэкграунд

В докладе, опубликованном Американской научно-исследовательской педагогической ассоциацией, была изучена литература 1985−2002 годов: авторы проанализировали 232 работы, исследующие успеваемость студентов, их отношение к учебе, а также степень запоминания материала. Этот метаанализ выявил, что иногда использование онлайн-образования выигрывало по сравнению с обычными традиционными лекциями, но в иных случаях онлайн-лекции, наоборот, проигрывали очным. Исследователи отмечают, что находили только фрагментарные и частичные попытки ответить на миллионы вопросов в указанных источниках (см. [27], p. 386).

Еще один анализ был опубликован в 2010 году Министерством просвещения США [28]. В нем говорится, что все результаты студентов, обучавшихся онлайн, в среднем были незначительно выше посещавших традиционные лекции. Но в работе нет четкого вывода, будут ли онлайн-лекции лучше или хуже обычных, традиционных очных лекций.

Эксперты Всемирного банка уверены: несмотря на значительную трансформацию рынка образовательных услуг и обязательного образования, центральное место в обучении, особенно в среде, богатой технологиями, занимает учитель. При этом накопленный к настоящему времени опыт показывает, что дистанционное преподавание и обучение требуют иных компетенций, нежели личная педагогика. Поэтому отсутствие у сотрудников специфических навыков и опыта преподавания в цифровой среде, недостаток экспертных знаний в современном маркетинге и опора на традиционные технологии могут стать значительным вызовом для компании, которая собирается выйти на рынок или ищет способ трансформации [29].

Опрос студентов Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики [30] показал, что до пандемии только 5% опрошенных имели опыт дистанционного обучения. При этом 92% студентов считают, что очное обучение является более качественным. Аналогичные результаты были получены в Индии: подавляющее большинство студентов-медиков (84%) считают дистанционное обучение неэффективным [31]. Возможно, причина неудовлетворенности студентов дистанционным обучением заключается в пассивной позиции, которую они занимают в рамках такого формата получения образования [32].

Применение веб-конференции вместо очной лекции предполагает минимальную перестройку занятия, в отличие от других цифровых форматов. Но даже такой формат доступен не всем студентам. Одной из причин является недостаточная техническая и информационная обеспеченность преподавателей — сходные результаты получены в других исследованиях. Проведенные интервью позволяют предположить, что при условии хорошей связи студенты проявляют гораздо больше энтузиазма в отношении синхронных занятий, чем преподаватели, для которых такая форма занятий дискомфортна. Другая причина, отмеченная исследователями Высшей школы экономики [33], кроется в социальном неравенстве и отсутствии цифровых навыков и навыков саморегуляции у учащихся*.

Рекомендации по применению

Несмотря на перечисленные выше трудности (предубеждение учащихся, отсутствие живой среды и единого пространства, контекст пандемии и цифровую усталость) важно понимать, что если грамотно организовать и выстроить дистанционное обучение, то потерь для учащихся может и не быть.** Для этого важно обратить на следующие параметры, связанные с успешным опытом обучения онлайн [34]. Эти параметры актуальны для МООК (массовых открытых онлайн-курсов), но применимы и к другим формам дистанционного обучения:
  • мотивация участников [35];
  • навыки саморегуляции у учащихся [36];
  • уровень интерактивности курса и степень «изолированности» слушателя [37];
  • компьютерная грамотность слушателя [38];
  • предыдущий опыт обучения в формате онлайн;
  • социально-демографические характеристики обучающегося.

Нельзя требовать высокого уровня мотивации и саморегуляции от наших участников при вхождении в онлайн, но мы точно можем и должны работать с уровнем интерактивности курса и занятий. Каким образом — рассмотрим далее:

1. На вебинарах можно протестировать программу (или ее часть), прежде чем перевести ее в асинхрон и видеоформат.

2. Помнить, что большинство студентов ранее не имели опыта дистанционного обучения. Экстренный переход на дистанционные форматы обучения в условиях пандемии COVID-19 стал сложной задачей для системы высшего образования. Поэтому может потребоваться онбординг или поддержка мотивации студентов в дистанционном обучении. Студенты прикладных направлений подготовки и их преподаватели единодушно считают, что в онлайн можно перевести дисциплины общекультурного блока, а выработка навыков может быть реализована только при очном взаимодействии. В основании этой позиции могут лежать отсутствие качественных альтернатив очному обучению на рынке цифровых образовательных технологий, недостаточная компетентность участников учебного процесса (студентов, преподавателей, администраторов) в использовании имеющихся решений, а также профессионализация высшего образования, в результате чего дисциплины, направленные на становление человека и гражданина, представляются наименее значимыми и, следовательно, рассматриваются как легко оптимизируемые.

3. Подобрать подходящую платформу под задачи и цели курса или образовательного процесса. Важно, чтобы платформа нравилась не только студентам: нужно, чтобы и кураторы, и преподаватели понимали, что нужно делать, и умели ее использовать.

Целевая аудитория и типы программ

1. Во многих коммерческих программах дополнительного профессионального образования, например Яндекс Практикум, Skillbox, Нетология и др.
2. Для коротких интенсивных программ на несколько дней, в которых есть участники из разных регионов или стран.
3. В программах по изучению языков.
4. В корпоративном обучении.
5. В школьном образовании в связи с эпидемией.
6. В высшем образовании в связи с эпидемией.
7. В авторских курсах и программах, например авторском курсе Надежды Сокирской.

На какие образовательные результаты работает

Вебинар может помочь студенту достичь уровней «Знание» и «Понимание» по таксономии Блума, если этот формат ориентирован на фронтальное взаимодействие лектора и студентов. То есть лектор рассказывает теоретический материал, студенты задают уточняющие вопросы, а в конце проходят опрос или тестирование.

Если вебинар спроектирован в формате воркшопа, подразумевает практическую отработку какого-либо знания или навыка, тогда студент может достичь уровней «Применение», «Анализ» и «Оценка» по таксономии Блума.

Референсы и примеры реализации

  1. Лекториум. Примеры и конструкции | Вебинар по математике с Георгием Вольфсоном.
  2. Яндекс.Практикум. Из разработчика — в тимлида. Вебинар для руководителей разработки с опытом до года.
  3. Skillbox. Основы веб-дизайна: рисуем первый экран.
  4. ЯКласс. Вебинар «Какие педагогические инструменты помогут справиться со стрессом».
  5. Skillbox. Воркшоп по дизайну упаковки кофе.
  6. Список платформ для реализации вебинаров.

* «Дети же, у которых уже было академическое отставание или которые не могли эффективно учиться из-за того, что у них нет интернета, компьютера, рабочего места, потеряют значительно больше. По данным опроса ЦСП „Платформа“, менее обеспеченные семьи чаще отмечают дефицит у них технических возможностей (33% против 18% более обеспеченных), недостаточные компьютерную грамотность и навыки для организации обучения на дому (31% против 10%), говорят о неготовности детей к онлайн-формату (60% по сравнению с 45%), а также, что у детей неполноценная учебная нагрузка, они теряют в качестве обучения, знаниях (76% против 56%)».
** «Существует ряд исследований, показывающих, что в условиях технологически обеспеченного и грамотно выстроенного дистанционного обучения потерь для учащихся можно избежать. В метааналитическом исследовании ситуации, когда возможно полное замещение очного обучения дистанционным (есть доступ и технологии), показано, что оно не хуже, а то и лучше, чем традиционный формат [Means et al., 2010]. <…> Анализ демонстрирует, что все значительно зависит от формы, но авторы приходят к выводу, что в среднем дистанционное обучение не хуже очного [Bernard et al., 2004]». Инобр, «Прогнозируемые потери для школьного образования из-за пандемии Covid-19: оценки и поиск способов компенсации».


На главную альманаха →
Следующая глава
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту