визуальный контент в обучении
Видеолекция
Краткое описание принципа работы

Видеолекция — это учебный материал, представленный в формате видео и сопровождающийся объяснением материала преподавателем. Используется для обучения в асинхронном формате.

Основная ценность видеолекций — в предоставлении возможности студенту самостоятельно управлять собственным образовательным процессом:
  • выбирать удобное время и место для обучения;
  • использовать разные устройства;
  • настраивать индивидуальный темп изучения материала.

Подробное описание

Типы видеолекций (video lectures styles) [39], [40], [41], [42].
Видеолекции можно разделить на два класса в зависимости от того, присутствует преподаватель в кадре или находится за кадром и объясняет голосом (соответствующие обозначения класса указаны ниже возле типа видеолекции — «в кадре / за кадром»).

  1. Запись живой лекции (lecture capture) или вебинара (в кадре)
  2. Преподаватель у обычной или прозрачной доски (в кадре)
  3. «Говорящая голова» (talking head) — речь преподавателя в кадре, снятого крупным планом (в кадре)
  4. Преподаватель и текст или картинка, периодически появляющиеся рядом с ним (чтобы подчеркнуть важные тезисы или проиллюстрировать сказанное) (в кадре)
  5. Преподаватель и текст презентации, встроенный в фон рядом с ним (weatherman) (в кадре)
  6. Полноценная презентация на экране (в кадре / за кадром)
Такие видеолекции можно разделить по:
a. интерактивности:
  • статичная презентация;
  • презентация, на которой преподаватель делает подписи и выделяет важное по ходу лекции;
  • презентация с анимированными изображениями на слайдах и/или видеоматериалом.
b. соотношению по размеру между преподавателем и презентацией и местоположению изображения преподавателя:
  • 50/50 или другая пропорция, разделяющая экран на левую и правую части;
  • преподаватель в окошке, фиксирующий размеры фрейм;
  • преподаватель в окошке в углу экрана;
  • преподаватель, обрезанный по контуру, в углу экрана;
  • только презентация на экране.
7. Показ экрана (screencast) (в кадре / за кадром)
8. Белый или черный экран, на котором делаются записи от руки (khan-style) (в кадре / за кадром)
9. Анимированные видео (за кадром)
10. Демонстрация (в кадре / за кадром)
11. Интервью (в кадре / за кадром) или дискуссия (в кадре)

Наиболее часто встречаемый тип видеолекции — запись синхронного занятия. Занятие может быть хорошо спроектировано для своей исходной цели (синхронный формат), но его запись не будет являться хорошо спроектированной видеолекцией, хотя и будет обладать определенной ценностью. В первую очередь такая запись — возможность для студентов вернуться к занятию и разобрать сложные моменты или повторить материал. Использование таких записей положительно влияет на эффективность обучения (завершение курса и итоговые оценки) [43].

Использование подготовленных видеолекций дает лучший эффект. Преподаватель и разработчик курса проходят через множество итераций, создавая сценарий видеолекции, обсуждая оптимальную визуализацию и создавая прототипы перед записью, тем самым улучшая конечный продукт по сравнению с тем, что можно было создать вживую во время записи [44]. Подготовленные видеолекции снижают когнитивную нагрузку как на студента, так и на преподавателя. Преподаватели могут сосредоточить свои когнитивные ресурсы на рассказе студентам содержания курса, а не на визуальном расположении экрана, выборе цвета пера для определенных типов контента или разборчивости почерка.

Продолжительность видеолекции
Продолжительность видеолекции может варьироваться от 1−2 минут (микрообучение) до нескольких часов (запись лекции очного формата или вебинара).

Оптимальная длительность для удержания внимания — от 6 до 12 минут [45]. Тем не менее продолжительность зависит от контента и должна быть подобрана так, чтобы каждая часть помогала достичь определенной образовательной цели.

Серия коротких видеолекций, направленных на достижение конкретной цели и обладающих завершенностью (т. е. их можно изучать независимо друг от друга), может называться видеоподкастом или водкастом [46].

Проектирование видеолекций
Доказательные рекомендации по созданию видеолекции [47].

Этап 1. Планирование
  1. Определите цели видеолекции; убедитесь, что они достижимы; проверьте их сопоставимость с целями курса.
  2. Убедитесь, что видеолекция — это лучшая учебная стратегия для ваших целей.
  3. Включите в видеолекцию цели обучения, четко изложите цели в течение первой минуты видеолекции.
  4. Убедитесь, что у вас есть механизмы для оценки степени достижения учебных целей.
  5. Если есть такая возможность на платформе, где будет выложена видеолекция — продумайте, какую аналитику вы хотели бы получать, чтобы отслеживать использование студентами видеоматериала.
  6. Продумайте, как видеолекции будут интегрированы в программу и как они будут связаны с другими учебными материалами. В том числе как они будут расположены на платформе и по какому расписанию будут публиковаться. Возможно, вы решите, что все видеолекции будут доступны сразу или будут открываться поочередно по мере прохождения.
  7. Определите длительность видеолекции, по возможности разбейте содержание на блоки, учитывая, что более короткие видеоролики с большей вероятностью будут просмотрены до конца и внимание на них будет удерживаться лучше. Не забудьте отметить в названии видеолекций и содержании курса, что эти части связаны и относятся к одной теме.
  8. Подготовьте сценарий видеолекции. Сценарий поможет:
  • упорядочить свои мысли перед началом записи, попрактиковаться в чтении лекции перед видеозаписью;
  • предусмотреть визуальные эффекты (например, анимации, графики и фотографий) и спланировать взаимодействие с контентом на экране.
9. Относитесь к своим заметкам на слайдах как к основе материала для студентов. После создания видеозаписи сценарий или заметки на слайдах можно использовать для создания стенограмм, субтитров и дополнительных материалов.
10. Если есть возможность, получите обратную связь, прежде чем записывать финальный вариант видеолекции.

Этап 2. Работа с контентом и слайдами
  1. Используйте повествование (приемы сторителлинга). Один из способов — думать о лекции не столько как о лекции, сколько как о рассказе истории, которая может заинтересовать студентов и помочь запомнить контент.
  2. Сведите текст на слайдах к минимуму. Ваши слайды должны содержать в основном визуальные элементы и лишь немного текста.
  • Текст на слайде должен подчеркивать важные моменты или содержать выводы, а не просто объяснения или полезную информацию.
  • При работе с текстом используйте маркированные пункты, а не полные предложения или абзацы. Исследования показывают, что учащиеся будут пытаться читать любой текст, появляющийся на экране, а это значит, что они пропустят то, что в это время будет говорить лектор.
  • Дополнительную информацию можно поместить в раздаточные материалы.
3. Избегайте большого количества данных и объединения всей вашей статистики на одном слайде. Если вам не нужно визуально сравнивать содержащиеся в таблице элементы, то ограничьте количество данных на слайде или используйте визуальное представление данных.
4. Выбирайте для своих слайдов графику, которая дополняет ваши слова, а не отвлекает внимание учащихся на себя.
5. Избегайте ненужного текста, звуков и изображений в мультимедийном обучении, сосредоточьтесь только на представлении необходимой информации.
6. Используйте качественную графику, которая хорошо видна учащимся и не является непропорционально растянутой, пикселизированной или размытой.
7. Графика не должна быть многословной. При необходимости разбейте ее на различные этапы или фазы и покажите на разных слайдах.
8. Если вы планируете включать анимацию или автоматизированные сборки в свои слайды, помните, что они наиболее эффективны, когда передают процесс; но не обязательно являются лучшим выбором для передачи текстовой информации.
9. Максимально увеличьте «срок годности» вашей презентации:
  • Избегайте включения материалов, которые будут излишне датировать ваш контент. Например, исключите такие фразы, как «задание на прошлой неделе» и удалите ссылки на даты занятий или год.
  • Студенты могут просматривать лекции не по порядку, и ссылка на «предыдущую лекцию» может ввести в заблуждение. Ссылаясь, обязательно указывайте конкретную лекцию по теме или названию.
  • Старайтесь не ссылаться на веб-сайты, приложения и другой онлайн-контент в рамках своей презентации, т. к. они могут устареть.
10. Проверьте, что ваши материалы не нарушают авторских прав.

Этап 3. Запись
  1. Не читайте содержимое непосредственно с ваших слайдов. Учащимся трудно читать тот же самый контент, который они слышат от лектора.
  2. Будьте готовы говорить перед камерой, когда перед вами нет зрителей. У вас не будет невербальных сигналов от аудитории, которые могли бы помочь вам ориентироваться.
  3. Прежде чем начать, убедитесь, что вы знаете, как правильно настроить уровни звука вашего микрофона.
  4. Предотвратите визуальные отвлекающие факторы:
  • Избегайте одежды с высокой отражающей способностью, узкими узорами (например, в полоску, клетку) или с высококонтрастными узорами, поскольку они часто приводят к смещению пикселизации, что может отвлекать аудиторию.
  • Отдайте предпочтение нейтральной, однотонной одежде и следите за размещением микрофонов, поскольку украшения и складки ткани могут повлиять на качество звука.
  • При записи учитывайте фон и окружение. Убедитесь, что ваше местоположение эстетически привлекательно. Если вы используете камеру на своем ноутбуке, сделайте фон как можно более простым. Чрезмерное количество растений, фотографий и других элементов в вашем окружении может отвлекать внимание учащихся, если вы неправильно настроили сцену.
  • Настройка сцены включает в себя: разделение фона (не располагайтесь слишком близко к стене); использование внешней камеры с регулируемыми настройками для создания глубины резкости, чтобы расфокусировать объекты дальше от основной области; а также использование ламп или других источников света для создания групп света, которые помогают отделить передний план.
5. Расположение камеры, независимо от вашего оборудования, должно быть чуть ниже уровня глаз. Если для записи лекции используется встроенная камера ноутбука, подумайте о том, чтобы поднять ноутбук с помощью книг или какой-нибудь подставки, чтобы обеспечить более профессиональный угол съемки.
6. При записи с помощью внешней камеры (мобильного телефона или специальной зеркальной или видеокамеры) обязательно используйте штатив, чтобы уменьшить движение.

Теоретический бэкграунд

Эффективность применения видеолекций подтверждается несколькими независимыми обзорными исследованиями:

  • Метаанализ более 100 научных исследований показал, что использование видеолекций вместо других методов и форматов обучения приводит к незначительно лучшим результатам обучения. Но предоставление учащимся видеолекций в дополнение к другим форматам очного обучения приводит к значительным преимуществам [48].
  • В контексте медицинского образования с 2000 по 2014 год исследование показало, что видео способствует когнитивному обучению, приобретению клинических навыков, изменению отношения к медицинскому образованию и сохранению знаний [49].
  • Обзорное исследование статей с 2003 по 2013 год обнаружило некоторые доказательства того, что использование видеообучения в сочетании с подходящими педагогическими методами привело к улучшению результатов обучения, а также показало более высокий уровень удовлетворенности студентов [50].

Преимущества видеолекций

  • Видеолекции поддерживают принцип «повсеместного обучения» (ubiquitous learning), т. е. дают возможность обучаться в любом месте в любое время. Видеообучение предлагает экономически эффективный метод гибкого обучения без места, который доступен в любое время и может соответствовать индивидуальным потребностям учащегося, позволяя ему учиться в своем собственном темпе и просматривать материал повторно, если это необходимо. [49, 51]
  • Видеолекции увеличивают доступность практических демонстраций, позволяют рассмотреть процесс на более близком расстоянии и с лучшим углом обзора, одинаковым для всех студентов в классе [51]. Учащиеся могут учиться у экспертов, имея возможность просматривать безошибочные движения экспертов неограниченное количество раз, делая паузы и прорабатывая последовательность шаг за шагом [52]. Кроме того, примеры в видеолекциях могут иллюстрировать практику из реальной жизни и визуально доносить информацию, которую невозможно должным образом описать в устной или письменной форме [53].

Недостатки видеолекций

  • Свобода, которую обеспечивает видео благодаря гибкости доступа, и отсутствие живого преподавателя требует большей самодисциплины со стороны учащегося [46, 54].
  • Поскольку учащиеся все чаще получают доступ к материалам частично или исключительно в интернете, растет вероятность изоляции, отстранения от «живого мира», группы и, как следствие, отсева [55].
  • Саморегуляция, которой труднее управлять удаленно, оказалась важным параметром эмоциональной, поведенческой и когнитивной вовлеченности учащихся по целому ряду результатов исследований [54].

Что не работает в обучающем видео [44]:
  • соответствие пола преподавателя на видео полу учащегося;
  • отображение лица преподавателя на экране;
  • вставка пауз в видео;
  • добавление практики без обратной связи.

Рекомендации по применению

Исследователи выделяют три важных компонента, которые нужно учитывать при подготовке видеолекций [56]:

1. Когнитивная нагрузка
Согласно когнитивной теории мультимедийного обучения Майера, [57] видеолекции помогают лучше усваивать материал и интегрировать информацию в существующие когнитивные схемы за счет одновременного использования двух каналов обработки информации — визуального и аудиального.

В числе других сформулированных им принципов:
  • Подача сигналов (signaling), что означает использование текста, символов или цвета для выделения важной информации или взаимосвязей.
  • Сегментирование, т. е. разделение информации на блоки (segmenting or chunking) как в рамках курса, так и в рамках одной лекции.
  • Отсеивание интересной, но посторонней информации (weeding), в том числе в соответствии с уровнем аудитории. Информация, которая будет излишней для начинающего ученика, может оказаться полезной для более опытного, и наоборот. Также, в сравнении с синхронным обучением, отсеиваются разговоры на отвлеченные темы, которые могут возникнуть при контакте с аудиторией, повторения под запись в тетрадь и т. д. Видеолекция может быть сокращена в два раза по длительности без потерь в объеме учебной информации.
  • Слова должны быть представлены как звуковое сопровождение, а не экранный текст.
  • Близость во времени (temporal contiguity). Отображение графики и разговор о ней позже не так эффективны, как представление изображений в тот самый момент, когда вы начинаете говорить о них.

2. Вовлеченность
  • Использование разговорного, а не формального языка; рассказ историй или приведение примеров из реальной жизни.
  • Удержание темпа речи чуть выше среднего.
  • Выражение личного отношения к раскрываемой информации.
  • Создание видеолекций таким образом, чтобы было понятно, что материал предназначен для конкретных учащихся и для использования в конкретной, подходящей среде.
  • Видео преподавателя может помочь персонализировать видеолекцию и сделать ее более привлекательной. Исследования показывают, что использование видео преподавателя редко отвлекает и, как правило, повышает вовлеченность учащихся и позволяет включить соответствующие социальные сигналы, которые необходимы для улучшения результатов обучения. Однако, по-видимому, не повышает удержание [58].

Целевая аудитория и тип программ

Видеолекции используются в обучении детской и взрослой аудитории. Типы программ, в которых используются видеолекции:
  • онлайн-обучение, в т. ч. массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) и мобильное обучение;
  • смешанное обучение: «перевернутый класс», использование видеолекций в качестве
  • дополнительного учебного материала во время или после синхронного учебного занятия.
Видеолекции также могут быть использованы как библиотека знаний, к которой студент может обращаться по мере необходимости.

Видеолекции показывают свою эффективность в качестве стратегии обучения для достижения образовательных результатов не только в когнитивной (познавательной) области, но и в психомоторной [59].

Комплементарные формы оценки

Степень усвоения новой информации во время просмотра видеолекций можно проверять при помощи:
  • встраиваемых в видеолекцию тестовых вопросов для самопроверки;
  • заданий или тестов, тесно связанных с изученным в видеолекции материалом;
  • навигации внутри видеолекции и/или между видеолекциями внутри курса.

Также в видеолекцию могут быть включены элементы формирующего оценивания в виде вопросов, прерывающих видеолекцию (In-Video Quizzes). Чаще всего используются простые тестовые вопросы с автоматизированной проверкой, которые относятся к материалу, рассмотренному в лекции. Рекомендуется включать 1−2 задания каждые 3−5 минут [60]. Исследования подтверждают, что такая методика оценки способствует более глубокому взаимодействию студентов с контентом, вовлечению и пониманию материала [61].

Референсы и примеры реализации

  1. Университетские лекции: МГУ, МФТИ, американские вузы (открытый доступ).
  2. Платформы с открытыми онлайн-курсами: Coursera, «Открытое образование».
  3. Научно-популярные лекции и просветительские проекты: ПостНаука, Лекториум.
  4. Исследование про видео в школьном и университетском обучении Global Insights and Trends in K-12 & Higher Ed (2022, eng).
  5. Выпуск Сбер Университет про видео в обучении «Видео в обучении: создаем и вовлекаем» (2021, rus).
  6. Брошюра про видео в профессиональном обучении Video pedagogy for vocational education | etf (2019, eng).

Рекомендуемая литература

Rickley, Marketa and Kemp, Pavlina. Effects of Video Lecture Design and Production Quality on Student Outcomes: A Quasi-Experiment Exploiting Change in Online Course Development Principles. // Electronic Journal of e-Learning, 2021. Vol. 19 (3), pp. 170−185.
Видеоинтервью
  • Интервью
  • Беседа
  • Web lecture

Краткое описание принципа работы

Интервью (англ. interview) — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задает вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Это способ целенаправленного получения информации при помощи живого разговора [62].

Подробное описание

Интервью в основном используются:
  • как лекция для передачи информации;
  • как лекция, с помощью которой можно узнавать личное мнение, перенимать опыт и знания одного или нескольких экспертов (мнения могут быть схожими или разными);
  • в качестве аудирования при изучении иностранных языков.
Интервью часто фокусируется на субъективном опыте интервьюируемых для получения их собственного осмысления ситуации или опыта. Интервью может проходить очно или онлайн.

Интервью бывают:
  • структурированными;
  • полуструктурированными;
  • неструктурированными, свободными и открытыми беседами без заранее определенного
  • плана или подготовленных вопросов.

Для целей образования и просвещения чаще всего используются структурированные и полуструктурированные интервью, это помогает лучше контролировать качество материала. Интервью может быть записано заранее или проходить в прямом эфире.

В качестве образовательного материала интервью может использоваться:
  • для асинхронного обучения, когда слушатели смотрят предзаписанное видео;
  • для синхронного обучения, когда интервью проводится в прямом эфире, а слушатели
  • могут задавать вопросы или иначе взаимодействовать с участниками интервью.

Роль интервьюера
В формате интервью очень важна роль интервьюера. Интервьюер должен разбираться в теме беседы, хотя бы верхнеуровнево. При себе следует иметь подготовленный план беседы, перечень ключевых вопросов к эксперту. Важно создать расслабленную атмосферу, в которой эксперту будет комфортно делиться опытом — так собеседник расскажет больше интересных деталей.

Отличие интервью от дискуссии
Дискуссия помогает сопоставить разные точки зрения, выявить истинные мнения или найти правильное решение. Задача интервью — осветить и раскрыть тему, проблему, опыт или личность эксперта с заданного интервьюером фокуса или той образовательной задачи, которая перед ним стоит.

Теоретический бэкграунд

  • Майер в своей книге e-Learning and the Science of Instruction [63] пишет, что интервью (как один из форматов, позволяющих сделать автора видимым) способствует обучению: качеству освоения материала и эмоциональному вовлечению студентов.
  • Учебный текст часто написан в формальном и безличном стиле, в котором автор кажется «невидимым». «Невидимые авторы ничего не рассказывают вам о себе, в то время как видимые авторы раскрывают информацию о себе и подчеркивают свою личную точку зрения» (Nolen, 1995; Paxton, 2002).
  • Преобразование невидимого автора в видимого можно назвать приданием голоса тексту (Бек, Маккеон, Сандора, Кучан и Уорти, 1996).
  • Есть некоторые предварительные доказательства того, что использование стиля видимого автора может способствовать более глубокому вовлечению некоторых учащихся. Paxton (2002) попросил старшеклассников прочитать урок истории, в котором фигурировал анонимный автор (тот, кто пишет от третьего лица, мало раскрывая личные убеждения или себя) или видимый автор. В последующем задании по написанию эссе студенты из группы видимых авторов работали усерднее, о чем свидетельствует написание более длинных эссе, которые демонстрировали большую чувствительность к аудитории.
  • Инглес, Майер и Риготти (2007) попросили студентов италоговорящего университета просмотреть онлайн-видеоклипы и прочитать онлайн-стенограммы различных ученых из курса политической теории. В последующих тестах лица, не являющиеся носителями языка, написали больше и дали более подробные ответы о видимых авторах, чем об ученых, чьи теории были описаны без каких-либо интервью. В то же время влияние видимости автора было не так сильно для носителей языка. Важным граничным условием является то, что положительный эффект от видимых авторов может быть самым сильным для студентов, которые в противном случае могли бы потерять интерес к курсу.

Рекомендации по применению

Форматы интервью
Интервью может происходить под запись (в образовательных целях используется асинхронно) или в прямом эфире (в образовательных целях используется синхронно).

Интервью под запись
  • Видеоинтервью стало очень популярным форматом с развитием YouTube. Помимо разговора участников, видеоинтервью может содержать видео- и аудиоврезки других разговоров, врезки фактов или иллюстрирующих материалов.
  • В случае записи обычно над интервью работает целая команда продакшена: от продюсера до режиссера монтажа.

Как снять интервью: полный гайд по видеопродакшену.

Интервью в прямом эфире
Вебинарные площадки и площадки для онлайн-трансляций необходимы для недорогого и быстрого решения образовательных задач и коммуникации в реальном времени с живым спикером. Современные студии позволяют быстро и не слишком дорого выдавать на экран площадки качественную картинку со спикером и графикой. Решения могут быть бесплатные (и условно бесплатные):
  • YouTube,
  • Google Hangouts,
  • Skype.
Также интервью могут проводиться на облачных многопользовательских платформах с разной функциональностью:
  • Webinar.ru,
  • ClickMeeting,
  • Zoom,
  • BigBlueBatton (бесплатный аналог),
  • Whereby,
  • SpatialChat.

Целевая аудитория и тип программ

Интервью встречаются в различных типах программ и используются для разных целевых аудиторий:
  • Школьное образование.
  • Высшее образование.
  • Программы дополнительного образования для детей и взрослых.

Интервью как метод обучения часто используется при:
  • Изучении иностранных языков.
  • Изучении различных видов коммуникации между людьми (вербальной, невербальной, межкультурной, навыков проведения интервью и т. д.).
  • Изучении поведения и взаимодействия людей путем наблюдения.
  • Изучении языка как средства коммуникации (речь, ошибки и т. д.).

На какие образовательные результаты может работать
Интервью может работать на разные образовательные результаты, в зависимости от того, как спроектировано интервью и как оно используется в рамках образовательной программы:
  • Интервью как лекция — уровни «Знание» и «Понимание» в соответствии с таксономией Блума.
  • Если обсуждать тему интервью, давать студентам возможность создавать и проводить интервью, то этот формат может работать в том числе на более высокие уровни образовательных результатов в таксономии Блума.
  • Отдельно можно отметить применение интервью для обучения иностранному языку — в данном случае видеоинтервью помогают ученикам развить навыки аудирования, а также навыки произношения, знание грамматики, говорение и помогают пополнить словарный запас.

Комплементарные формы оценки

Непосредственно связанных с данной формой контента методов оценивания нет. Но к любому интервью, имеющему образовательную ценность, можно разработать различные формы оценивания, например:
  • тесты с автоматической или экспертной проверкой;
  • чек-листы;
  • дискуссии;
  • критерии оценки — например, для оценивания вербальной и невербальной коммуникации интервьюера и эксперта, глубины раскрытия темы и т. д.
Если оценивать видеоинтервью с точки зрения качества образовательного контента, то основой для оценивания могут послужить критерии оценки видеопроекта, разработанные университетом Висконсина [64], и критерии оценки мультимедийного проекта, также разработанные университетом Висконсина [65].

Референсы и примеры реализации


Рекомендуемая литература

Инфографика
Краткое описание принципа работы

Образовательная инфографика (сокращение от словосочетания «информационная графика») — это визуальное представление учебного материала, новых знаний, которые не требуют дополнительных комментариев.

Инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, анализировать и делать собственные выводы [67].
Население России. Росстат, Wikipedia,
дизайнер: Мария Маханова
Подробное описание

Инфографику определяют как визуализацию данных или понятий, цель которой — представить аудитории сложную информацию так, чтобы она могла быть быстро воспринята и легко понята [68]. Она представляет собой графическую декомпозицию свойств объекта, предмета, процесса или явления и связей между ними, т. е. графическое представление свойств объекта, предмета, процесса или явления и демонстрацию связей между этими свойствами [69].

Анализ возможности использования инфографики в обучении позволил выделить следующие аспекты:
  1. Инфографика способствует созданию целостного представления об объекте. При объяснении большого материала внимание учащихся рассеивается, им становится трудно собрать воедино полученные знания. В таком случае инфографика поможет справиться с большим объемом данных, двигаясь от изучения отдельных частей к полному представлению об объекте.
  2. Инфографику целесообразно применять для формирования наглядного представления об объекте, когда проще показать на рисунке, чем объяснить на словах.
  3. С помощью инфографики легко продемонстрировать соотношение частей или различных объектов: меньшее или большее, возрастание или убывание, причинно-следственные связи. Можно указывать направления, т. е. развитие этих связей: например, историю становления и развития отраслей науки. Следует отметить, что инфографика вообще ориентирована на выявление связей между объектами (при обучении — между понятиями, явлениями, процессами), что является очень полезным свойством, например, при создании опорных конспектов, которые могут нести двойную функцию: навигационную карту учебного материала по теме и гипертекстового резюме, необходимого для повторения, понимания и запоминания учебной информации.
  4. Инфографика позволяет устанавливать иерархии соподчинения, что способствует целостности и более глубокому пониманию обучаемыми предмета. Мало того, это качество напрямую используется при графической интерпретации, например, объектной модели документа, являющейся ключевой идеей и технологической основой объектно-ориентированных языков программирования, языков разметки и приложений на их основе.

Кроме того, объекты инфографики целесообразно использовать для:
  • визуального представления содержимого и структуры учебных текстов — отсеивания менее важной информации, визуализации логических и процедурных переходов (теория — в примеры — в практику), что позволяет преподавателю и обучаемому экономить время при работе без потери качества;
  • визуально-информационного разбиения длинных текстовых блоков;
  • стимуляции интереса пользователя к работе с инфографикой [67].

Виды инфографики в образовании

1. Динамическая инфографика.
Это инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, интерактивные презентации.
2. Статистическая инфографика.
Отражает определенные статистические данные.
3. Информационная инфографика.
Она идеально подходит в том случае, если вы хотите представить новый учебный материал или дать обзор предстоящей большой темы.

4. Конструкционная инфографика.
Демонстрирует устройство и составные части какого-либо объекта или механизм явления, иногда — хронологию и причины исторического события.
5. Лента времени.
Это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Такие визуальные эффекты, как линии, значки, фотографии и этикетки, помогают выделять и объяснять точки во времени.

6. Процесс.
Инфографическое отражение процесса. Используют для иллюстрации цикла или очередности шагов какого-то процесса. Нумерация шагов обязательна, чтобы следовать логике процесса.
7. Географическая инфографика.
Способ представления географических данных. В такой инфографике карты используются как подложка, на которой размещаются различные типы диаграмм с данными.

8. Сравнительная инфографика.
Это очень эффективная инфографика для того, чтобы сравнить несколько вариантов событий, явлений, личностей. Ученики могут сами сделать выводы, отдавать предпочтение чему-либо.
9. Список.
Если вы хотите перечислить причины того или иного явления, или события, ввести список фактов, примеров.

10. Резюме.
Такой вид инфографики можно использовать для составления резюме видной исторической личности [67].

Е. В. Кийкова, Е. Ю. Соболевская, Д. А. Кийкова предлагают разделить инфографику в учебном процессе на следующие форматы:

  1. Статичная инфографика представляет собой изображение без анимации.
  2. Инфографика с гиперссылками, которая визуализирована как карта. Такая инфографика «навигирует» читателя, позволяя ему «провалиться» в разные разделы. Инфографика по гиперссылкам представляет собой интерфейс карты изображения на языке гипертекста HTML.
  3. Анимированная инфографика состоит из анимированных элементов, которые представляют динамические данные.
  4. Видеоинфографика представляет собой видеоряд, сопровождаемый письменным или знаковым отображением основных фактов.
  5. Интерактивная инфографика представляет собой инфографику, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных [71].

Теоретический бэкграунд

Основой визуализации учебной информации служат:

  • рассмотренная Г. К. Селевко технология интенсификации обучения в методе В. Ф. Шаталова (применение символьных моделей представления учебной информации);
  • теория активного обучения контекстного типа А. А. Вербицкого;
  • зарубежные теории визуальной грамотности (теории схем — Р. С. Андерсон, Ф. Бартлетт; теории фреймов — Ч. Фолкер, М. Минский и др.);
  • выделенная Г. В. Лаврентьевым и соавторами технология визуализации учебной информации;
  • теория содержательного обобщения В. В. Давыдова;
  • теория укрупнения дидактических единиц П. М. Эрдниева.

Г. В. Лаврентьев и соавторы выделяют два основополагающих принципа визуализации учебной информации [72].


  1. Принцип системного квантования
Представление знания в сжатом виде является врожденной особенностью человека мыслить образно. Другими словами, усвоение текста, его изучение, обдумывание и есть кодировка материала в уме. Соответственно, при необходимости человек может сворачивать и разворачивать полученную информацию. Прочность и качество подобных схем в памяти обучающегося будут зависеть от сложного комплекса условий интеллектуальной работы студента.

2. Принцип когнитивной визуализации

Второй принцип также связан с общепсихологическими закономерностями, согласно которым качество освоения знания повышается, если наглядность выполняет когнитивную функцию, или, другими словами, используются когнитивные графические компоненты. Например, З. И. Калмыкова считает, что опорные схемы, рисунки, модули способствуют более качественной систематизации знаний.

Рекомендации по применению

Инфографика эффективна: при показе структуры или алгоритма работы чего-либо; при отображении соотношения предметов или фактов во времени и пространстве; при демонстрации тенденции развития объекта, при раскрытии составных частей сложного явления; при организации большого объема информации.

  • Инфографика позволяет акцентировать внимание на изучении конкретной темы и мотивировать обучающихся к этому изучению.
  • Инфографика наглядно демонстрирует новый материал.
  • Удобно использовать инфографику для проведения проверочных и диагностических работ, предлагая студентам заполнить пропущенные части или найти ошибку.
  • Использование инфографики эффективно для представления информации в проектной исследовательской деятельности.
  • Инфографика позволяет создать целостное представление об объекте.
  • Полезно использовать инфографику для формирования наглядного представления об объекте.
  • Инфографика помогает продемонстрировать соотношение между частями и различными объектами.
  • Инфографика позволяет установить иерархию соподчинения.
  • Создание инфографики совмещает несколько видов деятельности обучающихся. Например, в процессе изучения инфографики и выполнения заданий учащийся вынужден самостоятельно добывать необходимую информацию, обрабатывать, извлекать и трактовать ее, а также делать выводы [73].
  • Инфографика позволяет не только систематизировать факты, но и наглядно представить результат их систематизации [71].

Сложности использования инфографики:

  1. Часто знание в образовании представлено так называемым концептуальным знанием, т. е. знание «что», которое сложно визуализировать (в итоге получается не инфографика, а просто визуализация текста).
  2. Инфографика пока не очень понятный инструмент — как для преподавателя, так и для студента. Работа с инфографикой требует умения работы с визуальными образами.
  3. Проблемой может стать низкая скорость интернета — наиболее доступны именно онлайн-сервисы создания инфографики, чувствительные к скорости интернета.
  4. Ухудшение условий тарифного плана, и прежде всего — бесплатного тарифного плана. К сожалению, сервисы постоянно пересматривают политику пользования в худшую сторону.
  5. Английский интерфейс онлайн-сервисов отпугивает многих преподавателей [72].

Инфографика может быть использована для разной целевой аудитории. Она встречается в учебных программах в виде методов визуализации теоретического материала, лабораторных и практических занятий или для создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности.

В зависимости от того, как спроектировали, инфографика может работать на следующие образовательные результаты:

  1. Передача знания и распознавание образов.
  2. Обеспечение образного представления знаний и учебных действий.
  3. Активизация учебной и познавательной деятельности.
  4. Обеспечение интенсификации обучения.
  5. Повышение визуальной грамотности и визуальной культуры [74].
  6. Активизация учебной и познавательной деятельности.
  7. Формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий.
  8. Передача знаний и умения распознавать образы, повышение визуальной грамотности и визуальной культуры [75].
  9. Побуждение к обсуждению и дебатам.
  10. Проявление творчества.
  11. Обучение рассуждению.
С формой контента связан метод оценки — демонстрация проекта и его оценка.

Референсы и примеры реализации

Обучающая анимация

  • Учебная анимация
  • Instructional Animations
  • Animated Instructional Videos

Краткое описание принципа работы

Анимация позволяет наглядно объяснить содержание и смысл сложных концепций, абстрактных понятий. С помощью анимации возможно отобразить динамическую информацию, процессы, изменяющиеся во времени, в отличие от статических изображений, где эта информация представлена неявно либо отсутствует.

Теоретический бэкграунд

Ключевым учебным обоснованием использования анимации в образовательных целях является то, что она способствует восприятию и пониманию предмета, в котором происходят изменения в пространстве и времени. Однако использование анимации предъявляет дополнительные требования к обработке информации со стороны учащегося. Исследования показывают, что образовательные результаты учащихся улучшаются, когда анимация разрабатывается в соответствии с принципами проектирования когнитивной теории мультимедийного обучения (Cognitive theory of multimedia learning, CTML).

Анализ показал, что при разработке анимации необходимо соблюдать как минимум 4 принципа (всего их 12), которые позволяют оптимизировать когнитивную нагрузку:

  1. Принцип согласованности: люди лучше учатся, когда отсутствует посторонняя информация. Необходимо использовать только графику, текст и повествование, которые согласуются с целями обучения. Не рекомендуется использовать фоновую музыку и сложные визуальные эффекты.
  2. Принцип избыточности: люди лучше учатся, когда вместе с повествованием используются только графические изображения, чем когда применяются графические изображения, повествование и печатный текст одновременно. Следовательно, при разработке анимации использование печатного текста вместе с повествованием и графическими изображениями необходимо минимизировать.
  3. Принцип модальности: люди лучше учатся, когда используются изображения и устная речь, чем когда применяются изображения и письменная речь. При разработке видеоанимации следует использовать текст на экране, только если он содержит список ключевых шагов, указаний, ссылок, информацию для учащихся, для которых язык не является родным.
  4. Принцип пространственной смежности: люди лучше учатся, когда соответствующие слова и изображения расположены на экране рядом друг с другом. Таким образом, необходимо:
  • располагать текст в непосредственной близости от изображения, на которое он ссылается;
  • располагать комментарии рядом с вопросами или ответами, к которым они относятся;
  • давать указания к выполнению задания на том же экране, что и само задание;
  • давать учащимся прочитать текст, прежде чем показывать анимированные изображения.

Рекомендации по применению

Существует широко распространенное мнение среди разработчиков мультимедиа, что анимация по своей сути превосходит статичную графику. Однако решение использовать анимацию в каждом конкретном случае должно быть основано на тщательном анализе.

При проектировании видеоанимации необходимо:
  • Четко определить учебную цель изображения, прежде чем выбирать или разрабатывать анимацию для включения в мультимедийный учебный ресурс.
  • Определить, какой тип изображения обеспечивает возможности, которые лучше всего подходят для обозначенной учебной задачи.
  • Убедиться, что восприятие видеоанимации максимально точно соответствуют требованиям когнитивных процессов, которые должны выполняться во время учебной задачи.
  • Обеспечить соответствующую поддержку перцептивных и когнитивных процессов, необходимых для обучения на основе анимации.
  • Предоставить возможности взаимодействия, соответствующие образовательным целям анимации и опыту целевой аудитории.

Референсы и примеры реализации:

  1. TED-Ed: анимационные образовательные видео.
  2. Kurzgesagt — In a Nutshell: анимационные образовательные видео естественно-научной тематики.
  3. CrashCourse: анимационные образовательные видео.

Рекомендуемая литература

Майндмэп
  • Ментальная карта
  • Интеллектуальная карта (интеллект-карта)
  • Диаграмма связей
  • Карта мыслей
  • Ассоциативная карта

Краткое описание принципа работы

Ментальная карта — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, основных понятий и изображений, вызывающих определенные ассоциации [76]. Фактически это и методика ведения конспектов, и инструмент для структурирования идей, и метод для запоминания информации [77].

Теоретический бэкграунд

Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса впервые было подробно описано в работах Т. Бьюзена и Х. Мюллера [78]. В основу майндмэпинга они положили теорию радиантного мышления, согласно которой «каждый бит информации, поступающей в мозг, может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы „крючков“. Каждый „крючок“ представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями». В результате мозг создает многоканальную систему информационных карт (по сути, это память), к которой можно возвращаться по требованию.

В обучении майндмэп также отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем [79].

Подробное описание

Ментальные карты помогают:
  • организовать мышление для быстрого запоминания через структурирование информации;
  • активизировать мышление через визуализацию.

  1. Центральный образ карты используется для обозначения главного объекта внимания; например, если вы используете карту для подготовки книги, книга может занять место в центре.
  2. Далее создаются ветви. От центрального образа отходят ветви, соответствующие главным темам, а уже от них ответвляются вторичные темы.
  3. Каждая ветвь помечается ключевым рисунком или словом [78].
Пример ментальной карты (майндмэпа)
Варианты использования интеллектуальных карт в образовательном процессе можно раздилить на три категории:

1. Использование на уроке учеником вместе с преподавателем:
  • введение нового материала и закрепление старого;
  • ведение записей на уроке;
  • организация проектной работы в группах;
  • создание отчетов или презентаций;
  • проведение оценивающих мероприятий;
  • рефлексия через визуальные образы.

2. Использование учеником индивидуально:
  • ведение конспектов по книгам;
  • создание планов написания рефератов, книг, дипломов, статей, сочинений;
  • подготовка к экзаменам;
  • структурирование записанного материала для лучшего запоминания.

3. Использование преподавателем:
  • планирование и сценарирование уроков;
  • разработка лекции;
  • доработка и обновление старых лекций;
  • написание учебных планов на семестр или год;
  • подготовка оценивающих мероприятий.

Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание студентов, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее [79].

Совместная работа над картой усиливает интерес к рассматриваемой теме, способствует созданию нужного эмоционального настроя в группе, иногда дает повод для дискуссии [78].

Самому преподавателю становится легче держать баланс между импровизированной речью и ясно структурированной презентацией, отбирать удачные примеры и выявлять сложные для понимания места [76].

Кроме того, установлено, что ментальные карты эффективно используются в обучении студентов с дислексией и дисграфией чтению и письму — как на родном языке, так и на иностранном [80].

Рекомендации по применению

1. Используйте эмфазу (визуальное выделение части текста с целью сделать его более заметным, эмоционально окрашенным):
  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы, чтобы обозначать разную информацию в майндмэпе, вместо просто слов.
  • Для центрального образа используйте не менее трех цветов.
  • Придавайте изображению объем, например, делая буквы выпуклыми или выделяя их другим цветом.
  • Используйте синестезию (комбинирование всех видов эмоционально-чувственного восприятия): включайте в карту слова или рисунки, относящиеся к функциям пяти органов чувств.
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.
  • Выбирайте подходящие расстояния между элементами интеллект-карты, оставляйте свободное пространство вокруг элементов.

2. Ассоциируйте:
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты или разные цвета между понятиями.
  • Используйте кодирование информации.

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей:
  • Придерживайтесь принципа «По одному ключевому слову на каждую линию».
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Ограничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.

4. Законы структуры:
  • Соблюдайте иерархию мыслей.
  • Используйте номерную последовательность в изложении мыслей [78].

На какие образовательные результаты может работать

Если майндмэп используется для введения нового материала на уроке или оценки знаний пройденного материала, мы можем говорить о достижении образовательных результатов уровней «Знание» и «Понимание» (по таксономии Блума).

Если майндмэп создается студентом (или преподавателем) либо интеллект-карта используется для рефлексии, мы можем говорить о достижении образовательных результатов уровня применения, анализа, синтеза и оценки.

Комплементарные формы оценки

  • Заполнение стандартного шаблона ментальной карты (самостоятельное, в группах или во время фронтальной работы с преподавателем) может быть инструментом проверки качества усвоения материала.
  • На этапе рефлексии учебного занятия его участникам может быть предложено в течение короткого промежутка времени подписать ответвления от центральной темы. Сильной стороной интеллект-карт на данном этапе будет то, что они редко могут быть завершены полностью, они постоянно дополняются и расширяются по мере того, как возникают новые идеи [76].
  • Если ментальные карты являются продуктом творческого задания, то их можно оценить по рубрикатору.

Референсы и примеры реализации

  1. English File Vocabulary Mind Maps — на этом сайте Oxford University Press можно скачать приложение к линейке учебников английского языка: ментальные карты с новой лексикой (заполненные и пустые).
  2. Ayoa Software — приложение для создания ментальных карт.
  3. Bullet Map Studio — канал на YouTube, показывающий студентам с дислексией, как эффективно использовать ментальные карты в обучении и ведении конспектов.


На главную альманаха →
Предыдущая глава →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту