Перевернутый классА также перевернутый урок, flipped classroom или inverted classroom.
Перевернутый класс — это способ обучения, при котором учащиеся изучают основную предметную информацию перед классным занятием, а в классе получают активный опыт обучения во взаимодействии со своими одноклассниками и преподавателями. Модель перевернутого класса является одной из форм смешанного обучения (гибрид онлайн- и офлайн-форматов).
Подробное описаниеРодоначальниками модели перевернутого класса считаются два учителя — Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.
В модели перевернутого класса форматы, где учитель в центре событий, уходят в онлайн, а те форматы, в которых применяется студентоцентричный подход, остаются в классе. Перевернутый класс — ответ на идею, что время, проведенное в классе, нужно использовать для активного обучения, а не пассивного слушания лекций. Обычно в классе применяются такие форматы, как дискуссии, групповые работы, peer-2-peer и т. д.
Преимущества перевернутого класса:- Студенты могут учиться в собственном темпе, не испытывая стресса, а также имеют возможность вернуться и повторить содержание онлайн-уроков столько раз, сколько это необходимо.
- Качество обучения в классе повышается, в частности, потому, что благодаря предварительной работе учащиеся чувствуют себя более подготовленными на уроке, они имеют возможность задавать больше вопросов, обсуждать и дискутировать в группах на более глубоком уровне.
- Высокая мотивация обучающихся. Метод перевернутого класса положительно сказывается на удовлетворенности учащихся — а значит, у них сохраняется высокая мотивация в ходе учебного процесса.
- У преподавателя появляется время на уроке для индивидуальной работы со студентами.
- Для современных людей такой способ получения информации (через видео или веб-сайты) привычен и удобен.
Возможные сложности при организации перевернутого класса:- Не все студенты достаточно самостоятельны. Этот метод требует от учеников самостоятельности и вовлеченности. Они должны сами организовать свое обучение: изучить все материалы, посмотреть видео, почитать статьи. Преподаватель не может проконтролировать процесс. Чтобы быть уверенным, что ученики изучают материалы, понадобятся формы контроля, например тестирование по изученной теме.
- Технические сложности. Модель перевернутого класса работает хорошо, только если не возникает технических проблем: если доступ в интернет быстрый и надежный, а гиперссылки, видео и звук работают исправно. Любая техническая проблема может негативно отразиться на мотивации студентов и опыте обучения.
- Увеличение нагрузки на преподавателей на начальном этапе. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются учителя, использующие метод перевернутого класса, — увеличение нагрузки в связи с подготовкой материалов в новом формате, необходимостью получения дополнительных знаний в области компьютерных технологий.
Теоретический бэкграундОсновные направления исследований на тему перевернутого класса:
- влияние метода на академические результаты студентов;
- влияние метода на мотивацию и вовлеченность студентов;
- отношение студентов к формату перевернутого класса.
Большая часть исследований посвящена именно влиянию этого метода на результаты обучения. Некоторые исследования показывают, что успеваемость учащихся растет при использовании перевернутого класса. Чаще всего это исследования с небольшой выборкой.
Но есть еще больше исследований, где выводы неоднозначны, и нет видимого улучшения в результатах финальных экзаменов.
Что касается мотивации и более активного вовлечения студентов в работу в классе, исследования показывают, что перевернутый класс повышает удовлетворенность и мотивацию обучающихся. Что, безусловно, положительная сторона этой модели.
В статье «
What does the research say about flipped learning» говорится о том, что многие студенты понимают эффективность перевернутого класса, более активной работы на занятиях, но на начальных этапах обучения часто возникает негативное отношение к такому формату.
Рекомендации по применениюМетод перевернутого класса чаще всего применяют в школьном и в высшем профессиональном образовании. Много исследований на тему влияния на результат обучения в вузах, где обучают медицинским и инженерным профессиям. Успех этого метода зависит от надлежащей разработки ресурсов и материалов, методов их подачи, стратегий оценки. Поэтому учителям и студентам требуется высокий уровень подготовки и желание работать в перевернутом классе, отдавая ему предпочтение перед традиционным уроком.
Чтобы спроектировать программу, используя методологию перевернутого класса, нужно:- Познакомить студентов и преподавателей (родителей и всех стейкхолдеров) с концепцией перевернутого класса, чтобы у всех было одинаковое понимание этой модели и целей такого способа обучения.
- Создать или собрать материалы для самостоятельного изучения.
- Предоставить материалы студентам через LMS, YouTubе, etc.
- Продумать систему проверки факта ознакомления с материалами студентами (например, тест после просмотра видео).
- Спроектировать офлайн-урок в классе.
- Дать задания для еще более глубокого погружения после офлайн-урока (если применимо).
Ниже советы о том, какие форматы работы можно применять вне класса и на занятиях, чтобы программа стала более эффективной.
Что можно делать «дома»?За пределы класса выносят не только лекционный формат. Можно:
- Добавить раздел Q&A к каждой лекции, где студенты могут отвечать на вопросы друг друга при необходимости. А также потом обсуждать наиболее интересные вопросы во время очного занятия.
- Давать групповые задания, над которыми нужно начинать работу до очного занятия, продолжать работу на очном занятии и закончить после.
- Поощрять студентов оставлять рефлексивную обратную связь на лекции. Обсуждать обратную связь на очных занятиях.
- Учитывать, сколько времени нужно студентам для подготовки к очным занятиям. Не перегружать их, чтобы не пропала мотивация.
Что можно делать на занятиях?Время на занятиях можно посвятить активному обучению или заданиям, которые вовлекают учащихся в работу.
- Сессия Q&A. На занятиях можно посвятить время уточнению материала, студенты могут задавать вопросы. Таким образом, станет ясно, какие темы требуют более глубокой проработки, дополнительного объяснения.
- Обсуждения и дискуссии.
- Проблем-солвинг сессии.
- Кейс-стади.
- Групповая работа.
Ссылки на открытые исследования:Ссылки для более подробного изучения темы:Ссылки на видеоматериалы: