смешанное обучение
(blended learning)

Смешанное обучение

Смешанное обучение — образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн-обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

Смешанное онлайн-обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение:
  • обучение с участием учителя (лицом к лицу или синхронно онлайн);
  • самостоятельное обучение в онлайн-средах или в офлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно);
  • интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем — в групповых форматах.

Виды смешанного обучения:
  1. Station Rotation Blended Learning
  2. Lab Rotation Blended Learning
  3. Remote Blended Learning (also referred to as Enriched Virtual)
  4. Flex Blended Learning
  5. The ‘Flipped Classroom' Blended Learning
  6. Individual Rotation Blended Learning
  7. Project-Based Blended Learning
  8. Self-Directed Blended Learning
  9. Inside-Out Blended Learning
  10. Outside-In Blended Learning
  11. Supplemental Blended Learning
  12. Mastery-Based Blended Learning.
Перевернутый класс

А также перевернутый урок, flipped classroom или inverted classroom.

Перевернутый класс — это способ обучения, при котором учащиеся изучают основную предметную информацию перед классным занятием, а в классе получают активный опыт обучения во взаимодействии со своими одноклассниками и преподавателями. Модель перевернутого класса является одной из форм смешанного обучения (гибрид онлайн- и офлайн-форматов).

Подробное описание
Родоначальниками модели перевернутого класса считаются два учителя — Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.

В модели перевернутого класса форматы, где учитель в центре событий, уходят в онлайн, а те форматы, в которых применяется студентоцентричный подход, остаются в классе. Перевернутый класс — ответ на идею, что время, проведенное в классе, нужно использовать для активного обучения, а не пассивного слушания лекций. Обычно в классе применяются такие форматы, как дискуссии, групповые работы, peer-2-peer и т. д.

Преимущества перевернутого класса:
  1. Студенты могут учиться в собственном темпе, не испытывая стресса, а также имеют возможность вернуться и повторить содержание онлайн-уроков столько раз, сколько это необходимо.
  2. Качество обучения в классе повышается, в частности, потому, что благодаря предварительной работе учащиеся чувствуют себя более подготовленными на уроке, они имеют возможность задавать больше вопросов, обсуждать и дискутировать в группах на более глубоком уровне.
  3. Высокая мотивация обучающихся. Метод перевернутого класса положительно сказывается на удовлетворенности учащихся — а значит, у них сохраняется высокая мотивация в ходе учебного процесса.
  4. У преподавателя появляется время на уроке для индивидуальной работы со студентами.
  5. Для современных людей такой способ получения информации (через видео или веб-сайты) привычен и удобен.

Возможные сложности при организации перевернутого класса:
  1. Не все студенты достаточно самостоятельны. Этот метод требует от учеников самостоятельности и вовлеченности. Они должны сами организовать свое обучение: изучить все материалы, посмотреть видео, почитать статьи. Преподаватель не может проконтролировать процесс. Чтобы быть уверенным, что ученики изучают материалы, понадобятся формы контроля, например тестирование по изученной теме.
  2. Технические сложности. Модель перевернутого класса работает хорошо, только если не возникает технических проблем: если доступ в интернет быстрый и надежный, а гиперссылки, видео и звук работают исправно. Любая техническая проблема может негативно отразиться на мотивации студентов и опыте обучения.
  3. Увеличение нагрузки на преподавателей на начальном этапе. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются учителя, использующие метод перевернутого класса, — увеличение нагрузки в связи с подготовкой материалов в новом формате, необходимостью получения дополнительных знаний в области компьютерных технологий.

Теоретический бэкграунд

Основные направления исследований на тему перевернутого класса:
  • влияние метода на академические результаты студентов;
  • влияние метода на мотивацию и вовлеченность студентов;
  • отношение студентов к формату перевернутого класса.

Большая часть исследований посвящена именно влиянию этого метода на результаты обучения. Некоторые исследования показывают, что успеваемость учащихся растет при использовании перевернутого класса. Чаще всего это исследования с небольшой выборкой.

Но есть еще больше исследований, где выводы неоднозначны, и нет видимого улучшения в результатах финальных экзаменов.
Что касается мотивации и более активного вовлечения студентов в работу в классе, исследования показывают, что перевернутый класс повышает удовлетворенность и мотивацию обучающихся. Что, безусловно, положительная сторона этой модели.

В статье «What does the research say about flipped learning» говорится о том, что многие студенты понимают эффективность перевернутого класса, более активной работы на занятиях, но на начальных этапах обучения часто возникает негативное отношение к такому формату.

Рекомендации по применению

Метод перевернутого класса чаще всего применяют в школьном и в высшем профессиональном образовании. Много исследований на тему влияния на результат обучения в вузах, где обучают медицинским и инженерным профессиям. Успех этого метода зависит от надлежащей разработки ресурсов и материалов, методов их подачи, стратегий оценки. Поэтому учителям и студентам требуется высокий уровень подготовки и желание работать в перевернутом классе, отдавая ему предпочтение перед традиционным уроком.

Чтобы спроектировать программу, используя методологию перевернутого класса, нужно:
  1. Познакомить студентов и преподавателей (родителей и всех стейкхолдеров) с концепцией перевернутого класса, чтобы у всех было одинаковое понимание этой модели и целей такого способа обучения.
  2. Создать или собрать материалы для самостоятельного изучения.
  3. Предоставить материалы студентам через LMS, YouTubе, etc.
  4. Продумать систему проверки факта ознакомления с материалами студентами (например, тест после просмотра видео).
  5. Спроектировать офлайн-урок в классе.
  6. Дать задания для еще более глубокого погружения после офлайн-урока (если применимо).

Ниже советы о том, какие форматы работы можно применять вне класса и на занятиях, чтобы программа стала более эффективной.

Что можно делать «дома»?

За пределы класса выносят не только лекционный формат. Можно:
  • Добавить раздел Q&A к каждой лекции, где студенты могут отвечать на вопросы друг друга при необходимости. А также потом обсуждать наиболее интересные вопросы во время очного занятия.
  • Давать групповые задания, над которыми нужно начинать работу до очного занятия, продолжать работу на очном занятии и закончить после.
  • Поощрять студентов оставлять рефлексивную обратную связь на лекции. Обсуждать обратную связь на очных занятиях.
  • Учитывать, сколько времени нужно студентам для подготовки к очным занятиям. Не перегружать их, чтобы не пропала мотивация.

Что можно делать на занятиях?

Время на занятиях можно посвятить активному обучению или заданиям, которые вовлекают учащихся в работу.
  • Сессия Q&A. На занятиях можно посвятить время уточнению материала, студенты могут задавать вопросы. Таким образом, станет ясно, какие темы требуют более глубокой проработки, дополнительного объяснения.
  • Обсуждения и дискуссии.
  • Проблем-солвинг сессии.
  • Кейс-стади.
  • Групповая работа.

Ссылки на открытые исследования:

Ссылки для более подробного изучения темы:

Ссылки на видеоматериалы:
Ротация станций

Ротация станций — это модель смешанного обучения, при которой ученики в классе делятся на группы, и эти группы переходят между разными станциями. Применение этой модели требует особого физического пространства, так как у каждой станции своя роль и, соответственно, свои требования к оснащению.

Чаще всего используется такой вариант ротации станций:
  • учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы;
  • в течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них;
  • состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи.

Принципы деления учеников на группы:
  • готовность к уроку, что можно определить с помощью входного тестирования в начале урока или онлайн-опроса, который ученик прошел до урока, еще дома;
  • успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы;
  • наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;
  • наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса).

Достоинства модели:
  • для учителя — возможность реализовать дифференциацию, в каждый момент времени работать с малой группой, использовать интерактивные формы работы на уроке, организовать регулярную групповую работу;
  • для ученика — возрастает доля ответственности за процесс обучения, стимулируется развитие личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т. п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т. д.).

Недостатки модели:
Если в LMS нет готовых учебных материалов по предмету, учитель должен подготовить материалы для урока в LMS самостоятельно.

Получить более подробную информацию:
ссылка на запись вебинара Натальи Андреевой об основных моделях смешанного обучения.

Среди российских исследователей выделяют два направления рассмотрения понятия «смешанное обучение» и, соответственно, две основные модели смешанного обучения.

Первый подход связан с представлением понятия «смешанного обучения» как формата учебных курсов, при котором в дистанционные курсы встраиваются активные методы обучения. В этом случае основной материал излагается в рамках дистанционного курса, который предполагает самостоятельную работу студента; закрепление и отработка материала проходят на очных занятиях, реализуемых с использованием активных методов обучения — то есть «чисто» смешанная модель.

Второй подход рассматривает смешанное обучение как модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения, то есть дополняющая модель, в которой онлайн-сессия подкрепляет традиционный курс.

Источники:

Сложность реализации:
Может быть реализована одним учителем для своего предмета.

Требования к учителю:
  • умение работать с малыми группами;
  • умение реализовывать дифференцированный подход;
  • готовность применять формирующее оценивание;
  • умение работать с LMS;
  • готовность быть тьютором и фасилитатором;
  • умение формировать учебную культуру класса.

Технические требования для реализации:
  • наличие в классе электронных устройств (либо с доступом в интернет, либо объединенных в сеть) из расчета одно устройство на троих детей при реализации работы на трех станциях (одно устройство на двух детей при двух станциях, одно устройство на четырех детей при четырех станциях);
  • использовать компьютеры или планшеты дома не предполагается.

Особенности организации процесса:
  • если используются две станции (станция работы с учителем и станция онлайн-работы), то рекомендуется каждый третий-четвертый урок посвящать проектной работе или занятиям в интерактивной форме;
  • если используются четыре станции: станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы, то необходимо делать более длительные паузы;
  • количество используемых на уроке электронных устройств должно быть равно числу учеников, деленному на количество групп (классу из 27 учащихся потребуется 9 компьютеров при организации работы на трех станциях).
Схема распределения класса на три группы
Пример сценария урока (с технологической картой урока):

Примеры проведения урока:


На главную альманаха →
Предыдущая глава →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту