Чат-боты могут имитировать человеческую беседу и развлекать пользователей, но они созданы не только для этого. Они используются во многих сферах, например, в образовании, бизнесе, для поиска информации или осуществления электронной коммерции
[183].Чат-боты часто используются, когда необходимо обучить большое количество людей, сделать обучение массовым. Развитие чат-ботов связывают также с развитием цифровых технологий и интенсивным использованием мессенджеров для общения. В связи с этим отмечается, что чат-боты могут успешно применяться для обучения молодого поколения, в первую очередь представителей поколения Z
[186].
Подробное описаниеО чем важно подумать перед тем, как запустить свой чат-бот:- Для какой задачи нам необходим чат-бот?
- Способен ли он в принципе заменить живого человека и должен ли он вообще это делать?
- Оправдано ли использование чат-бота для обучения и будет ли такое обучение эффективным?
- Какие есть ограничения у чат-бота?
Как создавать сам чат-бот- Традиционным способом, то есть вручную.
- С подключением искусственного интеллекта: бот в автоматическом режиме может самообучаться на определенных массивах информации, типичных ответах и вопросах.
Здесь можно найти инструменты для создания чат-ботов.
Один из самых базовых способов собрать чат-бот — это сценарирование логики взаимодействия чат-бота с пользователем. Для прописывания логики подойдут гугл-таблицы*. Затем прописанная в таблице логика и фрагменты контента переносятся в конструктор, который запускает алгоритм для взаимодействия бота с пользователем. Одним из несложных и популярных конструкторов для чат-бота является Telegram. Здесь можно найти инструкцию о том, как сделать чат-бота для Telegram.
* Прописывается текст взаимодействия, кнопки-ответы и ветвление пути пользователя в зависимости от ответа.ПреимуществаИнтерактивность — исследования показывает, что методы преподавания, основанные на геймификации, улучшают отношения учащихся к урокам и оказывают положительное влияние на восприятие
[187].
- Доступность для пользователей в любое время [184], в любом месте [185] — можно обучаться со смартфонов.
- Простота в использовании — знания в использовании одного чат-бота легко переносятся на других чат-ботов [183].
- Персонализированное обучение — способность адаптироваться к учащимся с разными потребностями, что может помочь определенным социальным группам и группам меньшинств преодолеть образовательный разрыв, который может существовать между ними и основными группами [184].
- Поддержка мультимодального контента [188].
- Возможность использования для массового обучения — поддержка большого количества пользователей одновременно [188].
- Предоставление для учащихся более дружественной к ошибкам среды обучения [189].
- Возможность повторно привлекать неактивных пользователей через систему уведомлений [183].
Ограничения- Программирование и запуск собственного чат-бота, основанного на машинном обучении, является сложным процессом, предполагающим наличие квалифицированных разработчиков и специалистов по интерфейсам, а также значительных временных и ресурсных затрат [181].
- На качество процесса обучения через чат-ботов оказывают влияние индивидуальные различия студентов: черты характера, уровень образования и навыки саморегуляции [190].
- Использование чат-ботов дает пользователю ложное чувство анонимности, и пользователи, как правило, более грубо относятся к чат-боту, чем к собеседнику-человеку [184].
- При разговоре с чат-ботом учащиеся используют более простые предложения, не задействуют богатый словарный запас и легче отвлекаются [189].
- Разговор между студентом и чат-ботом может привести к разочарованию, если он недостаточно плавный или если чат-бот не дает ответов, о которых просит студент [184].
- Обучение с помощью чат-ботов может вызвать эффект новизны; этот эффект может привести к повышению интереса к обучению у студентов в начале учебного года, но интерес постепенно рассеивается по мере прохождения года, что может означать потерю мотивации [184].
Как чат-боты могут использоваться в обучении1. Административная поддержкаЧат-боты в режиме реального времени без ограничений отвечают на типовые вопросы каждого студента, освобождая время преподавателей для квалифицированной деятельности. Это может быть информация про расписание или методические рекомендации для написания работы. Также чат-бот может напомнить предпринять действие или освежить изученный материал, проводить онбординг.
Например, чат-бот
U-me от Томского государственного университета, который помогает студентам, абитуриентам и выпускникам ТГУ быстро находить нужную информацию в многообразии информационных ресурсов университета. Другой пример — чат-бот Олег, который был запущен в СберБанке для адаптации сотрудников.
2. Роботическое преподаваниеБоты структурировано преподносят знания по конкретному предмету и отвечают на вопросы студентов. Накопление данных позволяет системе обучаться и расширять функциональность как в предметной области, так и в части коммуникации. Чат-бот может направлять новую релевантную информацию по тематике, в которой может быть заинтересован пользователь. Например, у most creative camp есть недельный
курс по развитию креативного мышления, который «ведет» бот. Еще один пример — это онлайн-курс
по сторителлингу через механику чат-бота.
3. Вовлечение студентов в работуБолее сложные интеллектуальные алгоритмы (чат-боты) способны мотивировать студентов учиться. Такие системы сопоставляют статистические модели поведения с базой знаний и предлагают индивидуальные сценарии в режиме реального времени.
Например, норвежский бот
Difer отправляет студентам полезные статьи или приглашает поучаствовать в дискуссиях. А еще есть Xbot,
специальный чат-бот, направленный на то, чтобы побудить старшеклассников улучшить свои математические и логические навыки через программирование, подчеркивает мотивационный эффект и успех их использования на нескольких платформах (ПК, мобильные устройства, планшеты).
4. Поддержка непрерывного обученияБот может отвечать на вопросы пользователя 24/7.
Например,
Virtual Patient Bot (Vbot) — студенты-медики могут переписываться с ботом по предметной области в любое время суток.
5. Применение знаний и развитие навыкаНапример, в корпоративном обучении «Газпром» развивает эмоциональный интеллект сотрудников с помощью чат-бота, подробнее с примерами про него можно прочитать в этой
статье.
Вот еще несколько обучающих чат-ботов:
- AndyRobot — учит английскому языку (собран в Telegram).
- Sleepyrobot — помогает сформировать здоровую привычку (сон).
6. Сбор обратной связи и информации о пользователеСбор информации и алгоритмический анализ поведения учащихся для построения индивидуальных образовательных траекторий. Чат-бот может анализировать деятельность учащегося и присылать индивидуальные траектории обучения с наиболее подходящими материалами для изучения. Может попросить пользователя оценить свои успехи или рассказать о конкретном применении полученного знания.
Например,
Woebot Health — бот, который помогает поддержать психологическое здоровье, общается с пользователем и предлагает инструменты для решения запроса из арсенала техник когнитивно-поведенческой терапии. Он собирает обратную связь от пользователей на свои ответы и таким образом становится лучше итеративно.