интерактивный контент в обучении. часть 1
Иммерсивный аудиотеатр

Краткое описание принципа работы

Иммерсивный аудиотеатр — это формат, в котором сочетаются театральная постановка, квест и экскурсия. Участник надевает наушники, в которых звучат голоса героев аудиоспектакля, движется по заданному ими маршруту и выполняет задания.


Подробное описание

Иммерсивный аудиотеатр позволяет через создание детализированного и продуманного мира с людьми, музыкой и звуками погрузить человека в нужную атмосферу. Поэтому такую форму контента легко представить в опыто-ориентированном обучении. Формат задействует воображение и позволяет слушателям пережить некий опыт, способный привести к размышлениям или инсайтам. Например, стать свидетелем исторического события, ощутить себя участником другой социальной группы или оказаться на другом конце планеты.

Нередко обучение связано с поглощением большого объема информации, которую трудно запомнить. Формат иммерсивного театра позволяет геймифицировать материал и сделать занятие более вовлекающим, повышая вероятность успешного усвоения знаний. Например, школьнику может быть проще запомнить этапы войны, если он проживет их вместе с героем спектакля, а не заучит по учебнику.
Теоретический бэкграунд


Рекомендации по применению
  1. Определите, каких целей и образовательных результатов хотите достичь. Даже суперинтересная история будет неуместна, если она не вписывается в обучение органично и не служит никакой цели. Помните, что это элемент обучающей программы, а в программе не должно быть ничего случайного.
  2. Определите требования и ограничения: время, место, темы, оборудование.
  3. Подберите решение, которое поможет достижению образовательных результатов и соответствует вашим требованиям. Создание иммерсивной аудиопостановки своими силами — сложный и трудоемкий процесс, поэтому имеет смысл использовать готовые решения или заказать кастомные. Например, Progoolka разрабатывает решения для обучения сотрудников.
  4. Определите, как будете оценивать достижение образовательных результатов.
  5. Протестируйте готовый спектакль. Постарайтесь определить возможные проблемы и пути их решения. Например, если нужно перемещаться по маршруту, некоторые проходы могут быть закрыты. Обратите внимание, чтобы участнику не пришлось одновременно выполнять несколько задач — например, искать ответ на вопрос и параллельно слушать инструкции к следующей задаче.


Для какой целевой аудитории обычно используется

Формат можно использовать с разными аудиториями для достижения разных образовательных результатов: для обучения и вовлечения школьников и студентов, на экскурсиях для широкой аудитории и даже в корпоративном обучении.


На какие образовательные результаты может работать

  • Стимулирование воображения. Звуковые эффекты (например, скрип двери или шум дождя) помогают создавать визуальные образы в фантазии участника. Также иммерсивные аудиоспектакли могут предлагать слушателям творческие задания для развития способности нестандартно мыслить и искать новые идеи.
  • Понимание себя. Проживание опыта помогает участникам узнать новое о себе. Здесь может быть полезно подготовить для участников список вопросов или практик, которые помогут им порефлексировать после спектакля.
  • Эмпатия. Иммерсивный опыт помогает участникам понять, каково это — быть на чьем-то месте. Так они развивают более глубокое понимание того, что происходит с жителями других стран или участниками других социальных групп.
  • Коммуникация. Можно спроектировать обучение таким образом, чтобы после постановки у участников была возможность обсудить тему и опыт друг с другом. А сама аудиопостановка может содержать задания, требующие кооперации.
  • Выстраивание межпредметных связей. Аудиоспектакль может содержать материал и задания из разных областей. Такой межпредметный подход помогает выстраивать связи, применять логику, использовать разные типы информации. Например, школьник узнает не только о животных и растительности тропических лесов, но и о функциональной зависимости в алгебре, а сюжетная связка помогает усвоить обе темы и запомнить надолго.


Связанные методы оценки

  • Методики рефлексии. Слушатели получили опыт. Полезно дать им возможность осмыслить его и сделать определенные выводы. Рефлексия может быть как индивидуальной (устные или письменные ответы на вопросы, эссе), так и групповой (дискуссия на тему спектакля и обсуждение прожитого опыта).
  • Тестирование, опрос, викторина. Целью иммерсивного аудиоспектакля может быть не просто привести слушателя к инсайтам через опыт, но и помочь ему запомнить и понять информацию по теме. В этом случае оценить уровень знаний поможет тестирование с открытыми или закрытыми вопросами, опросы или викторины (в т. ч. в режиме реального времени, например, в Mentimeter).


Референсы и примеры реализации

  • Progoolka: аудиоспектакли-прогулки с задачами на креативное мышление.
  • Now Press Play: аудиоспектакли для школьников по разным предметам.
  • The Lost Palace: спектакль-экскурсия по улице Уайтхолл в Лондоне.

Интерактивная интеллект-карта

  • Интерактивная интеллект-карта
  • Электронная интеллект-карта
  • Online mind map
  • Web-based mind map
  • Collaborative mind map
  • Online mind map


Краткое описание принципа работы

Интеллект-карта — метод структуризации и визуализации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи [129].

Интерактивной можно назвать ту интеллект-карту, которая включает следующие свойства:

  • создана с помощью софта;
  • создается онлайн;
  • редактируема (в отличие от бумажного варианта);
  • коллаборативна, то есть несколько людей могут одновременно создавать ее и вносить
  • изменения, есть возможность добавлять медиафайлы (аудио, видео и проч.).

Подробное описание

  1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  2. От центральной идеи отходят главные ветви, в конце которых располагаются второстепенные идеи, связанные с главной и раскрывающие ее.
  3. Далее идут ветви второго, третьего и т. д. порядка, которые соединяются с главными ветвями. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Теоретический бэкграунд

Как используют интеллект-карту в программе по изучению английского:
  • запоминать сложный материал;
  • передавать информацию;
  • прояснить для себя какой-то вопрос;
  • повысить эффективность самостоятельной работы.

Интеллект-карты помогают:
  • лучше запоминать по сравнению с простым конспектированием или заучиванием [130];
  • правильно организовать знания, а их визуализация облегчает интерпретацию, стимулировать творчество и способствует активному обучению [131];
  • упорядочивать мысли;
  • устанавливать связи между информационными единицами;
  • сделать общий обзор предмета;
  • четко представить детали;
  • группировать и сравнивать понятия;
  • сохранить информацию в долговременной памяти [132].

Рекомендации по применению

  • Мозговой штурм, творческое мышление [133].
  • Конспект лекций.
  • Планирование ранних стадий эссе путем визуализации всех аспектов вопроса.
  • Организация своих идей и информации.
  • Анализ и запоминание полученных знаний при подготовке к тестированию или экзамену.
  • Стимулирование творческого мышления и творческих решений проблем [134].
  • Дизайн-мышление и problem-solving [135].

Для какой целевой аудитории обычно используется

  • Биология.
  • Экономика.
  • Дошкольное образование.
  • Изучение иностранных языков [136].

На какие образовательные результаты может работать

  • Знание и понимание — воспроизведение изученной информации или конспект.
  • Применение и анализ — организация информации.
  • Создание — мозговой штурм, решение проблемы, планирование.

Комплементарные методы оценки

Рубрикатор с разными критериями в зависимости от ситуации. Могут оцениваться количество и соответствие или правильность связей, отношений, примеров, фактов [137].


Референсы


Рекомендуемая литература


Стрим (онлайн-трансляция)

  • Стрим
  • Онлайн-трансляция
  • Прямой эфир
  • Эфир
  • Live streaming
  • Live video streaming
  • Live broadcasting
  • Livecasting


Краткое описание принципа работы

Стрим — это прямая трансляция в социальных сетях или на одной из специальных онлайн-платформ. Зрители могут наблюдать за деятельностью эксперта или за мероприятием, писать комментарии и задавать вопросы в чате. В некоторых случаях зрителям предлагается повторять действия ведущего (например, в спортивных стримах).


Подробное описание

Стрим — подходящий формат, когда важно показать какой-то процесс и создать ощущение соучастия у людей, которые не могут присутствовать физически.

Подвиды стрима:

  1. Демонстрация действий в реальной жизни. Транслируется спортивная тренировка, приготовление блюда, опыт в лаборатории, хирургическая операция и т. п.
  2. Живой скринкаст. Ведущий в прямом эфире демонстрирует свой экран — например, комментируя написание кода или создание персонажа для мультфильма.
  3. Виртуальная экскурсия. Ведущий транслирует прогулку по городу или по музею.
  4. Интерактивный вебинар на стриминговой платформе. Спикер рассказывает материал с опорой на слайды [138] [139]. От обычных вебинаров такие стримы отличаются использованием стриминговых платформ, более неформальным стилем преподавания и более активным взаимодействием с аудиторией.
  5. Трансляция происходящего без ведущего. Например, трансляция жизни диких животных или залов музея.
  6. Вопрос-ответ. Ведущий стрима отвечает на вопросы из чата.
  7. Трансляция мероприятия. Например, конференции или открытия выставки.

Зрители стрима могут задавать вопросы ведущему, общаться друг с другом в чате и влиять на ход занятия (например, просить ведущего что-то сделать, что-то показать поближе, что-то объяснить). Это позволяет сделать мероприятие интерактивным, даже когда оно транслируется на очень широкую аудиторию, а также создает у зрителей чувство причастности к сообществу. Взаимодействие внутри сообществ, формирующихся вокруг стримов, часто не ограничивается временем трансляций: его участники общаются в асинхронных чатах и делятся друг с другом информацией и советами.

Стрим может транслироваться в открытом формате, для широкой аудитории, либо для участников закрытой группы.

Платформы для стриминга:

Программы для стриминга с профессионального оборудования:

Теоретический бэкграунд

Неформальное обучение
Распространение обучающих стримов открывает огромные возможности для неформального обучения [140]. Образование становится открытым и демократичным: студенты сами выбирают, чему учиться, могут наблюдать за работой экспертов из любой точки мира, а делиться знаниями может любой желающий.

Платформа Twitch
Изначально платформа специализировалась именно на тематике компьютерных игр, но позже на ней появились разделы Creative и IRL (in real life — в реальной жизни). Постепенно начали появляться обучающие стримы, и сейчас активно исследуются возможности платформы как в неформальном [140], так и в формальном образовании [141]. Обучающие стримы могут быть посвящены любой теме (скажем, гистологии), но особенной популярностью Twitch пользуется в обучении программированию. Это связано с тем, что компьютерными играми и программированием интересуется примерно одна и та же аудитория.

Вот некоторые преимущества платформы, выделенные исследователями:

  • возможность привлечения широкой аудитории, возможность взаимодействия и моментальной обратной связи;
  • создание неформальных сообществ, участники которых помогают друг другу в обучении;
  • открытость и демократичность;
  • зрителям нравится наблюдать за стримерами в процессе, смотреть, как они думают и делают ошибки;
  • возможность пересматривать стримы в записи;
  • привычная и комфортная среда для людей, изучающих программирование.

Использование стрима в обучении в Китае
В Китае стриминговые платформы пользуются огромной популярностью [142]. Поэтому использование стримов в образовательных целях распространено и хорошо изучено. В Китае можно найти стримы на любую тему — от кулинарии до высшей математики, а во времена пандемии коронавируса именно стрим стал одним из самых распространенных форматов дистанционного обучения.

Особенно интересно использование стрима в преподавании традиционных китайских ремесел, изученное группой исследователей из Университета Торонто. В статье рассматривается обучение таким практикам, как игра на гуцине, каллиграфия, традиционная живопись, китайская опера, создание фигурок из теста. Вокруг стримов образуются неформальные сообщества, что, по мнению авторов статьи, намного эффективнее способствует распространению и сохранению нематериального культурного наследия, чем государственные программы. Взаимодействие в этих сообществах не ограничивается трансляцией действий мастера и комментариями в чате. Например, ведущие стримов иногда приглашают зрителей поучаствовать в съемке стрима (приглашенные выполняют работу вместе с мастером и получают обратную связь) и даже находят среди них подмастерьев. Для аудитории стрима создаются группы в WeChat, иногда между участниками группы проводятся сессии взаимообучения, а в случае с китайской оперой стримы сопровождались совместным пением в приложении WeSing.

Описывая успешный опыт использования стрима в Китае, некоторые авторы указывают на значимость социокультурного контекста, и предупреждают, что предложенные форматы организации учебного процесса могут не иметь такого успеха в других странах [138], [143].

Трансляция хирургических операций
Очень перспективное направление использования стрима — прямые трансляции хирургических операций. Подобные технологии использовались и до пандемии коронавируса [144], но во время перехода на дистанционное обучение стали особенно актуальны.

Во время трансляции операции для студентов-медиков может использоваться видеоконференция в Zoom, где студенты задают вопросы голосом, но такой формат все же можно назвать онлайн-трансляцией, так как ведется прямое включение с места событий. Интересно, что при использовании такого формата для некоторых экспертов присутствие студентов ощущалось ближе, а взаимодействие с ними — значимее, чем во время обычного наблюдения в операционной [145].

Онлайн-трансляции могут использоваться для обучения не только студентов-медиков, но и сотрудников больниц, а также просвещения самих пациентов и их семей (например, если им нужно принять решение о проведении той или иной операции). Кроме того, операцию может вести не только эксперт, но и начинающий хирург, чтобы получать советы и обратную связь от эксперта. Также существует открытая платформа broadcastmed.com, где можно наблюдать прямые включения с операций, выполняемых ведущими хирургами мира.

Музеи
Онлайн-трансляции используют и многие музеи. Вот основные способы использования этого формата:
  • экскурсии в реальном времени;
  • трансляция мероприятий;
  • постоянная трансляция экспонатов или залов музея (например, это позволяет всем заинтересованным посмотреть, что происходит в зале музея прямо сейчас — даже когда он закрыт).
Стримы позволяют музеям расширять аудиторию и вовлекать ее в непосредственное взаимодействие, общаться с ней, получать от нее ценную обратную связь [146]. Научным музеям использование стримов может помочь показывать науку не как набор статичных артефактов, а как живой процесс, а также создавать более человечный, более близкий аудитории образ исследователей и самих музеев [147].

Мультимедийные инструменты и изучение языков
Как правило, зрители стрима могут общаться друг с другом и с ведущим только при помощи текстовых комментариев, стикеров и эмоджи, но при желании можно предусмотреть и другие форматы взаимодействия. Так, некоторые платформы (например, Facebook Live) имеют функцию трансляции видео одного из зрителей рядом с ведущим. Кроме того, стрим можно сопровождать мультимодальным чатом, позволяющим отправлять сообщения в разных форматах (например, фотографии, голосовые и видеосообщения). Это может быть ценно при использовании стрима для преподавания иностранного языка: голосовые и видеосообщения дают участникам возможность отработать навыки говорения и произношения [148].

По сравнению с обычной видеоконференцией данный формат имеет следующие преимущества:
  • асинхронность сообщений в чате: участники не должны ждать, когда договорит кто-то другой, и могут отправлять сообщения в любой момент, а преподаватель, в свою очередь, может выбрать, когда воспроизвести то или иное сообщение и дать обратную связь;
  • возможность выбора и анонимности для участников: каждый участник сам выбирает, в какой мере он или она участвует в занятии и насколько раскрывает свою личность. Главное ограничение такого формата — возможность использовать мультимодальный чат только в небольших группах [148].

Использование стримов в российских вузах
Стрим-обучение используется и в российских вузах. Стримы могут применяться:
  • преподавателями для трансляции лекций, семинаров, мастер-классов и консультаций;
  • студентами в качестве видеоответов теоретического характера или видеоотчетов по практическим занятиям или проектной работе [149].

Ограничения

  • Фокус всегда на преподавателе, а возможности взаимодействия между зрителями ограничены.
  • Так как стримом может заниматься каждый, многим ведущим не хватает экспертности — как в преподаваемой области, так и в методике преподавания. При этом существует мало механизмов (рейтингов, отзывов и т. п.), позволяющих зрителям заранее убедиться в качестве предлагаемого контента [140]. Низкокачественные стримы могут дискредитировать саму предметную область для многих пользователей [143].
  • Для ведущего может быть сложно одновременно преподавать и следить за чатом [140] [143].
  • Чат может отвлекать и самих участников, особенно если их много [150], [141].
  • Стрим невозможно подстроить под темп каждого участника. Кроме того, часто пользователи подключаются не с начала трансляции и плохо понимают, что происходит [140].
  • Если трансляция ведется на открытой платформе для широкой аудитории, в чате может быть много троллинга и оскорбительных комментариев [140] [141] [143].
  • Сложности с сохранением стрима: заминки в записи смотреть утомительно; на записи сложно найти нужный момент [150]; теряются полезные комментарии из чата [150]; на Twitch ограничено время, в течение которого можно пересматривать стрим [141]; на редактуру записи часто уходит много времени [150]; в архивах стримов сложно ориентироваться [140].
  • Функциональности стриминговых платформ часто не хватает для всех необходимых форм взаимодействия в сообществе, что может приводить к созданию фрагментированной экосистемы, состоящей из нескольких платформ. Для многих пользователей это может быть неудобно [143].

Рекомендации по применению

Что важно, чтобы эффективно использовать потенциал стрим-технологий.

  1. Подбирать знакомую аудитории платформу. Важно учитывать, какими платформами или соцсетями уже пользуется аудитория, чтобы, с одной стороны, обеспечить комфортный образовательный опыт в знакомой и понятной среде, а с другой — иметь возможность расширить аудиторию за счет пользователей платформы, потенциально заинтересованных в теме.
  2. Заранее проверять возможности платформы и настройки. Разные платформы имеют разные возможности и настройки, поэтому их важно проверить заранее, подобрать оптимальные и протестировать платформу до выхода в прямой эфир.
  3. Писать подробные анонсы. Это особенно важно, если вы будете обучать практикам, требующим определенных условий, использования конкретных материалов или программного обеспечения. Предупредите в анонсе, как и с чем вы будете работать в ходе стрима, чтобы зрители могли подготовиться и сразу все попробовать.
  4. Продумывать способы взаимодействия с аудиторией. Можно не только следить за чатом и откликаться на запросы, но и заранее предусматривать разные способы вовлечения аудитории. Например, можно давать небольшие задания для выполнения в чате, использовать опросы или квизы.
  5. Привлекать модераторов. Модератор может не только следить за порядком в чате и удалять оскорбительные комментарии, но и быть кем-то вроде ассистента преподавателя: задавать вопросы в чате, давать задания и т. п. [148] [150]. Кроме того, аудиторию можно разделить на подгруппы в разных чатах, каждым из которых будет руководить модератор.
  6. Выкладывать записи. Рекомендуется отредактировать записи и сделать разбивку по тайм-кодам (например, это можно сделать на YouTube), чтобы пользователи могли найти нужный момент в видео. Также важно сохранять содержательные комментарии.
  7. Развивать сообщество. Так как формирование комьюнити является одним из преимуществ использования стрима, имеет смысл способствовать развитию таких сообществ, например, создавать асинхронные чаты и группы для обмена информацией, сделать стримы регулярными, организовывать другие мероприятия для участников сообщества и т. п.


Целевая аудитория и тип программ

  • Как правило, стрим используется именно для неформального обучения и ориентирован на постоянную аудиторию конкретной платформы (например, Twitch или Instagram).
  • Стрим часто используют разнообразные организации (образовательные, культурные, научные) для повышения открытости, расширения аудитории и активного взаимодействия с ней.
  • Стрим часто используется, когда важно показать физический процесс (рисование, хирургическая операция, брачный ритуал животных и т. д.), но зрители либо не могут добраться до места действия, либо сами условия не допускают присутствия большой аудитории (маленькая мастерская, дикая природа и т. п.).

На какие образовательные результаты может работать

Стрим может быть нацелен как на знание и понимание, так и на применение (например, когда ведущий обучает какому-то практическому навыку и просит зрителей повторять действия, которые он совершает). Но так как в большинстве случаев стримы используются для неформального обучения с просветительскими целями, образовательные результаты измерить довольно сложно.

Более того, сами пользователи часто подключаются к стримам без определенной цели или проблемы (этим стримы отличаются от предзаписанных видео, которые чаще ищут специально) и многие пользователи никогда не используют то, что узнали из стрима [140].

В формальном образовании стрим в большинстве случаев выполняет функцию онлайн-лекции, работающей на знание и понимание (то есть для развития более высоких уровней владения в программу должны быть также включены более активные учебные стратегии). Исключением могут быть случаи, когда свои действия транслирует сам учащийся во время применения определенных навыков или даже создания какой-либо работы.

Помимо непосредственных образовательных результатов, стрим может помогать достигать дополнительных результатов: формирование сообщества, создание ощущения присутствия и соучастия и т. п.


Комплементарные методы оценки

  • В ходе стрима можно использовать такие методы оценки, как тестирование при помощи ответов в чате или онлайн-квизов, а также рефлексия в чате.
  • При помощи стрима можно осуществить performance assessment, транслируя действия студента во время выполнения задачи.


Референсы и примеры реализации



Рекомендуемая литература

Verma, A., van der Wal, R., Fischer, A. Microscope and spectacle: On the complexities of using new visual technologies to communicate about wildlife conservation. // Ambio (2015). Vol. 44, pp. 648−660.

Диалоговые тренажеры

  • Диалоговые тренажеры
  • Диалоговые симуляторы


Краткое описание принципа работы

Тренажер представляет собой интерактивное упражнение-тест, моделирующий ситуации общения с персонажами, контекстом и развитием сюжета, зависящего от того, какие ответные реплики ученик выбирает.


Подробное описание

Главными атрибутами любого диалогового тренажера являются персонаж, фон, эмоции, сюжет и сцены.

Персонаж. Образ персонажа должен повышать реалистичность ситуации диалога, а также работать на достижение образовательных целей и особенности предметной области. Часто в качестве персонажа может выступать наставник, который делится опытом и задает проверочные вопросы. Другая распространенная модель — это человек, нуждающийся в помощи (например, ребенок, клиент или пациент).

Фон. Контекст ситуации помогает лучше в нее погрузиться. Например, диалог продавца с покупателем товара уместно изображать в том месте, где он реально может произойти.

Эмоции. Невербальные каналы передачи информации играют важную роль в обыгрывании ситуаций общения. Они могут являться как немедленной обратной связью на действия, так и нести информацию, необходимую для принятия решений [151].

Сюжет представляет собой разветвленный набор сцен. Их последовательность зависит от действий, которые совершает обучающийся. Сценарий всегда вынуждает обучающихся принимать решения, а затем немедленно показывает их последствия [152].

Кристи Такер, автор блога Experiencing eLearning и дизайнер образовательного опыта, специализирующаяся на scenario-based learning, при проектировании сценариев диалоговых тренажеров советует обратить внимание на следующее:

  • Сформулировать релевантную и реалистичную задачу, с которой столкнутся персонажи и обучающиеся.
  • Описать с помощью предметных экспертов сценарий желательного пути прохождения диалога, на который стоит ориентироваться как на верное решение.
  • Описать с помощью предметных экспертов типичные ошибки и их прямые последствия, взятые из реальной практики.
  • Продумать возможные ответвления, позволяющие обучающимся исправить ошибки и вернуться на более желательный путь.

Существуют разные способы разветвления сценария.
Наиболее часто встречающиеся — time cave (Схема 1) и branch and bottleneck (Схема 2).

В случае time cave речь идет о густо разветвленной структуре, при которой может быть много разных концовок. Такой сценарий подходит только для решения коротких задач и не отличается глубиной погружения в ситуацию [153].
Схема 1. © 2021 Christy Tucker christytuckerlearning.com
Вranch and bottleneck дает больше возможностей для развития персонажей, сдерживая при этом повествование в рамках центральной линии сюжета [153].
Схема 2. © 2021 Christy Tucker christytuckerlearning.com

Теоретический бэкграунд

Диалоговые тренажеры считаются одной из методик scenario-based learning или проблемно-ситуационного подхода в обучении.

Проведенные исследования использования диалоговых тренажеров в обучении привели к следующим выводам:
  • Преимущество диалоговых тренажеров — это немедленная обратная связь, которая благоприятно сказывается на результатах обучения. Этот формат позволяет предоставлять сразу два типа обратной связи: внутреннюю (intrinsic), проявляющуюся в естественной реакции персонажа, и обучающую (instructional), прямо указывающую на верный способ решения задачи [154].
  • Использование диалоговых тренажеров для обучения продавцов в одном из финских книжных магазинов показало, что, несмотря на общий успех у целевой аудитории, у этого формата есть и ограничения: некоторые сцены и реплики могут показаться малореалистичными, в результате чего менеджмент и участники воспринимают такой тренажер несерьезно. [155].
  • В некоторых случаях стоит поступиться реалистичностью и интуитивностью тренажера и четко объяснять пользователям, что от них требуется, учитывая их особенности. Например, в случае с обучением людей более старшего возраста стоит давать инструкции максимально подробно: «В данной ситуации доктор дает вам неясную информацию, что вы можете сделать, чтобы лучше разобраться в том, что говорит доктор?» [156].
К сожалению, до сих пор большинство исследований на эту тему делают выводы скорее о том, насколько участники остались довольны опытом использования тренажера, не давая практически никакой информации об образовательных результатах.



Рекомендации по применению

Диалоговые тренажеры не рекомендуется использовать в следующих ситуациях:
  • В случаях, когда необходимо отработать один небольшой обмен репликами, а не весь разговор от начала до конца. В таком случае тоже можно использовать диалоговый тренажер, но с самой простой неразветвленной структурой.
  • То же самое касается случаев, в которых учащимся нужно отвечать на ряд различных независимых друг от друга запросов (например, работник сферы продаж, отвечающий на разные жалобы клиентов).
  • В обучении процедурным навыкам (например, освоение нового программного обеспечения). В этом случае достаточно будет записанной видеоинструкции или методички.
  • В случаях, когда нужные навыки опасно тренировать и доводить до автоматизма, так как есть слишком много «слепых зон» — обстоятельств, которые нельзя смоделировать и учесть [157].

Целевая аудитория и тип программ

  • Менеджеры и продавцы: отработка менеджерских и коммуникационных навыков — от продаж и переговоров, работы с возражениями до управления проектами и сотрудниками. Специалисты помогающих профессий.
  • Новые сотрудники: адаптация.
  • Школьники и студенты: повышение вовлечения и интереса к изучаемому.
  • Изучающие иностранные языки и межкультурную коммуникацию.


На какие образовательные результаты может работать

  • Для проверки знаний — в этом случае сценарий проектируется так, чтобы проверить знание контента урока через форму диалога (например, при изучении истории — общение с историческим персонажем).
  • Для развития и применения навыков общения для разных ситуаций — сценарий с заданной целью — «миссией», который зависит от выбранных реплик, возможно, с использованием невербальных каналов передачи информации.
  • Для развития и применения критического мышления — сценарий, который позволяет лучше понять причинно-следственные связи за счет своевременной обратной связи.


Референсы и примеры реализации

  1. DEMOS создают симуляции для предотвращения харассмента на рабочем месте, обучения медицинского персонала и военных.
  2. Serious Game 2: Simulation Game — симуляция, в которой ученик совершает фельдшерский визит на дом.
  3. Connect with Haji Kamal — диалоговый тренажер для военных.
  4. Обучающий диалог с клиентом для сотрудников банка.
  5. Пример диалогового тренажера — обучение секретаря.


Рекомендуемая литература






Интерактивный контент. Часть 2
Главная альманаха
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту