Теоретический бэкграундНеформальное обучениеРаспространение обучающих стримов открывает огромные возможности для неформального обучения
[140]. Образование становится открытым и демократичным: студенты сами выбирают, чему учиться, могут наблюдать за работой экспертов из любой точки мира, а делиться знаниями может любой желающий.
Платформа TwitchИзначально платформа специализировалась именно на тематике компьютерных игр, но позже на ней появились разделы Creative и IRL (in real life — в реальной жизни). Постепенно начали появляться обучающие стримы, и сейчас активно исследуются возможности платформы как в неформальном
[140], так и в формальном образовании
[141]. Обучающие стримы могут быть посвящены любой теме (скажем,
гистологии), но особенной популярностью Twitch пользуется в обучении программированию. Это связано с тем, что компьютерными играми и программированием интересуется примерно одна и та же аудитория.
Вот некоторые преимущества платформы, выделенные исследователями:- возможность привлечения широкой аудитории, возможность взаимодействия и моментальной обратной связи;
- создание неформальных сообществ, участники которых помогают друг другу в обучении;
- открытость и демократичность;
- зрителям нравится наблюдать за стримерами в процессе, смотреть, как они думают и делают ошибки;
- возможность пересматривать стримы в записи;
- привычная и комфортная среда для людей, изучающих программирование.
Использование стрима в обучении в КитаеВ Китае стриминговые платформы пользуются огромной популярностью
[142]. Поэтому использование стримов в образовательных целях распространено и хорошо изучено. В Китае можно найти стримы на любую тему — от кулинарии до высшей математики, а во времена пандемии коронавируса именно стрим стал одним из самых распространенных форматов дистанционного обучения.
Особенно интересно использование стрима в преподавании традиционных китайских ремесел, изученное группой исследователей из Университета Торонто. В статье рассматривается обучение таким практикам, как игра на гуцине, каллиграфия, традиционная живопись, китайская опера, создание фигурок из теста. Вокруг стримов образуются неформальные сообщества, что, по мнению авторов статьи, намного эффективнее способствует распространению и сохранению нематериального культурного наследия, чем государственные программы. Взаимодействие в этих сообществах не ограничивается трансляцией действий мастера и комментариями в чате. Например, ведущие стримов иногда приглашают зрителей поучаствовать в съемке стрима (приглашенные выполняют работу вместе с мастером и получают обратную связь) и даже находят среди них подмастерьев. Для аудитории стрима создаются группы в WeChat, иногда между участниками группы проводятся сессии взаимообучения, а в случае с китайской оперой стримы сопровождались совместным пением в приложении WeSing.
Описывая успешный опыт использования стрима в Китае, некоторые авторы указывают на значимость социокультурного контекста, и предупреждают, что предложенные форматы организации учебного процесса могут не иметь такого успеха в других странах
[138],
[143].
Трансляция хирургических операцийОчень перспективное направление использования стрима — прямые трансляции хирургических операций. Подобные технологии использовались и до пандемии коронавируса
[144], но во время перехода на дистанционное обучение стали особенно актуальны.
Во время трансляции операции для студентов-медиков может использоваться видеоконференция в Zoom, где студенты задают вопросы голосом, но такой формат все же можно назвать онлайн-трансляцией, так как ведется прямое включение с места событий. Интересно, что при использовании такого формата для некоторых экспертов присутствие студентов ощущалось ближе, а взаимодействие с ними — значимее, чем во время обычного наблюдения в операционной
[145].
Онлайн-трансляции могут использоваться для обучения не только студентов-медиков, но и сотрудников больниц, а также просвещения самих пациентов и их семей (например, если им нужно принять решение о проведении той или иной операции). Кроме того, операцию может вести не только эксперт, но и начинающий хирург, чтобы получать советы и обратную связь от эксперта. Также существует открытая платформа
broadcastmed.com, где можно наблюдать прямые включения с операций, выполняемых ведущими хирургами мира.
МузеиОнлайн-трансляции используют и многие музеи. Вот основные способы использования этого формата:
- экскурсии в реальном времени;
- трансляция мероприятий;
- постоянная трансляция экспонатов или залов музея (например, это позволяет всем заинтересованным посмотреть, что происходит в зале музея прямо сейчас — даже когда он закрыт).
Стримы позволяют музеям расширять аудиторию и вовлекать ее в непосредственное взаимодействие, общаться с ней, получать от нее ценную обратную связь
[146]. Научным музеям использование стримов может помочь показывать науку не как набор статичных артефактов, а как живой процесс, а также создавать более человечный, более близкий аудитории образ исследователей и самих музеев
[147].Мультимедийные инструменты и изучение языковКак правило, зрители стрима могут общаться друг с другом и с ведущим только при помощи текстовых комментариев, стикеров и эмоджи, но при желании можно предусмотреть и другие форматы взаимодействия. Так, некоторые платформы (например, Facebook Live) имеют функцию трансляции видео одного из зрителей рядом с ведущим. Кроме того, стрим можно сопровождать мультимодальным чатом, позволяющим отправлять сообщения в разных форматах (например, фотографии, голосовые и видеосообщения). Это может быть ценно при использовании стрима для преподавания иностранного языка: голосовые и видеосообщения дают участникам возможность отработать навыки говорения и произношения
[148].По сравнению с обычной видеоконференцией данный формат имеет следующие преимущества:
- асинхронность сообщений в чате: участники не должны ждать, когда договорит кто-то другой, и могут отправлять сообщения в любой момент, а преподаватель, в свою очередь, может выбрать, когда воспроизвести то или иное сообщение и дать обратную связь;
- возможность выбора и анонимности для участников: каждый участник сам выбирает, в какой мере он или она участвует в занятии и насколько раскрывает свою личность. Главное ограничение такого формата — возможность использовать мультимодальный чат только в небольших группах [148].
Использование стримов в российских вузахСтрим-обучение используется и в российских вузах. Стримы могут применяться:
- преподавателями для трансляции лекций, семинаров, мастер-классов и консультаций;
- студентами в качестве видеоответов теоретического характера или видеоотчетов по практическим занятиям или проектной работе [149].
Ограничения- Фокус всегда на преподавателе, а возможности взаимодействия между зрителями ограничены.
- Так как стримом может заниматься каждый, многим ведущим не хватает экспертности — как в преподаваемой области, так и в методике преподавания. При этом существует мало механизмов (рейтингов, отзывов и т. п.), позволяющих зрителям заранее убедиться в качестве предлагаемого контента [140]. Низкокачественные стримы могут дискредитировать саму предметную область для многих пользователей [143].
- Для ведущего может быть сложно одновременно преподавать и следить за чатом [140] [143].
- Чат может отвлекать и самих участников, особенно если их много [150], [141].
- Стрим невозможно подстроить под темп каждого участника. Кроме того, часто пользователи подключаются не с начала трансляции и плохо понимают, что происходит [140].
- Если трансляция ведется на открытой платформе для широкой аудитории, в чате может быть много троллинга и оскорбительных комментариев [140] [141] [143].
- Сложности с сохранением стрима: заминки в записи смотреть утомительно; на записи сложно найти нужный момент [150]; теряются полезные комментарии из чата [150]; на Twitch ограничено время, в течение которого можно пересматривать стрим [141]; на редактуру записи часто уходит много времени [150]; в архивах стримов сложно ориентироваться [140].
- Функциональности стриминговых платформ часто не хватает для всех необходимых форм взаимодействия в сообществе, что может приводить к созданию фрагментированной экосистемы, состоящей из нескольких платформ. Для многих пользователей это может быть неудобно [143].
Рекомендации по применениюЧто важно, чтобы эффективно использовать потенциал стрим-технологий.
- Подбирать знакомую аудитории платформу. Важно учитывать, какими платформами или соцсетями уже пользуется аудитория, чтобы, с одной стороны, обеспечить комфортный образовательный опыт в знакомой и понятной среде, а с другой — иметь возможность расширить аудиторию за счет пользователей платформы, потенциально заинтересованных в теме.
- Заранее проверять возможности платформы и настройки. Разные платформы имеют разные возможности и настройки, поэтому их важно проверить заранее, подобрать оптимальные и протестировать платформу до выхода в прямой эфир.
- Писать подробные анонсы. Это особенно важно, если вы будете обучать практикам, требующим определенных условий, использования конкретных материалов или программного обеспечения. Предупредите в анонсе, как и с чем вы будете работать в ходе стрима, чтобы зрители могли подготовиться и сразу все попробовать.
- Продумывать способы взаимодействия с аудиторией. Можно не только следить за чатом и откликаться на запросы, но и заранее предусматривать разные способы вовлечения аудитории. Например, можно давать небольшие задания для выполнения в чате, использовать опросы или квизы.
- Привлекать модераторов. Модератор может не только следить за порядком в чате и удалять оскорбительные комментарии, но и быть кем-то вроде ассистента преподавателя: задавать вопросы в чате, давать задания и т. п. [148] [150]. Кроме того, аудиторию можно разделить на подгруппы в разных чатах, каждым из которых будет руководить модератор.
- Выкладывать записи. Рекомендуется отредактировать записи и сделать разбивку по тайм-кодам (например, это можно сделать на YouTube), чтобы пользователи могли найти нужный момент в видео. Также важно сохранять содержательные комментарии.
- Развивать сообщество. Так как формирование комьюнити является одним из преимуществ использования стрима, имеет смысл способствовать развитию таких сообществ, например, создавать асинхронные чаты и группы для обмена информацией, сделать стримы регулярными, организовывать другие мероприятия для участников сообщества и т. п.
Целевая аудитория и тип программ- Как правило, стрим используется именно для неформального обучения и ориентирован на постоянную аудиторию конкретной платформы (например, Twitch или Instagram).
- Стрим часто используют разнообразные организации (образовательные, культурные, научные) для повышения открытости, расширения аудитории и активного взаимодействия с ней.
- Стрим часто используется, когда важно показать физический процесс (рисование, хирургическая операция, брачный ритуал животных и т. д.), но зрители либо не могут добраться до места действия, либо сами условия не допускают присутствия большой аудитории (маленькая мастерская, дикая природа и т. п.).
На какие образовательные результаты может работатьСтрим может быть нацелен как на знание и понимание, так и на применение (например, когда ведущий обучает какому-то практическому навыку и просит зрителей повторять действия, которые он совершает). Но так как в большинстве случаев стримы используются для неформального обучения с просветительскими целями, образовательные результаты измерить довольно сложно.
Более того, сами пользователи часто подключаются к стримам без определенной цели или проблемы (этим стримы отличаются от предзаписанных видео, которые чаще ищут специально) и многие пользователи никогда не используют то, что узнали из стрима
[140].В формальном образовании стрим в большинстве случаев выполняет функцию онлайн-лекции, работающей на знание и понимание (то есть для развития более высоких уровней владения в программу должны быть также включены более активные учебные стратегии). Исключением могут быть случаи, когда свои действия транслирует сам учащийся во время применения определенных навыков или даже создания какой-либо работы.
Помимо непосредственных образовательных результатов, стрим может помогать достигать дополнительных результатов: формирование сообщества, создание ощущения присутствия и соучастия и т. п.
Комплементарные методы оценки- В ходе стрима можно использовать такие методы оценки, как тестирование при помощи ответов в чате или онлайн-квизов, а также рефлексия в чате.
- При помощи стрима можно осуществить performance assessment, транслируя действия студента во время выполнения задачи.
Референсы и примеры реализацииРекомендуемая литератураVerma, A., van der Wal, R., Fischer, A.
Microscope and spectacle: On the complexities of using new visual technologies to communicate about wildlife conservation. // Ambio (2015). Vol. 44, pp. 648−660.