ЭкскурсияКраткое описаниеОбразовательная экскурсия — это форма организации учебного процесса. Экскурсия связана с основным учебным материалом и целями обучения и дополняет их, но проводится за пределами основного учебного пространства. Экскурсия может быть направлена на конкретизацию знаний, расширение кругозора, получение нового образовательного опыта и навыков.
Детальное описание и рекомендацииЭкскурсионный метод — это комплексный метод, который дает возможность сосредоточить внимание не на отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития.
Проектирование экскурсии: - составить план, ознакомиться с местом, наметить маршрут, пункты остановки;
- определить объекты и места, которые будут рассмотрены, изучены;
- продумать содержание экскурсии и составить конспект;
- запланировать конкретную деятельность учащихся на экскурсии, индивидуальные и групповые самостоятельные задания (поиск, сбор и распределение материала, наблюдение за явлениями, общение с людьми, выполнение измерений, ролевые игры и пробы профессиональных умений);
- продумать форму записи и презентации учащимися своих результатов, выводов, способы оформления проделанной на экскурсии работы;
- прописать вопросы для заключительной беседы-рефлексии с учащимися.
Перед экскурсией:- предварительно сообщить учащимся цель, план и маршрут экскурсии;
- объяснить задания для экскурсии, раздать материалы или шаблоны для работы;
- пояснить, на что следует обратить внимание, какие сделать записи;
- рассказать о правилах поведения в месте экскурсии;
- если нужно, разделить учащихся на группы для самостоятельной работы.
На экскурсии важно организовать активную
познавательную деятельность учащихся:
- здорово, если экскурсия подразумевает знакомство и общение с другими людьми и специалистами — в этом случае подробно представьте этих людей;
- регулярно давайте возможность учащимся задавать вопросы ведущему экскурсии и другим участникам этого пространства, если уместно;
- вовлекайте учащихся в деятельность, задания, исследование.
После экскурсии:- организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин исследуемых явлений, подвести к предположениям и выводам;
- позже, уже в учебном пространстве, можно провести смотр презентаций или других оформленных результатов и выводов, и подведение итогов;
- после этого провести взаимное или самооценивание, и затем рефлексию.
Рекомендации: - баланс показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся;
- исследовательский метод: требует больше инициативы в выполнении работы, самостоятельных наблюдений и выводов на основании изученного;
- конкретность материала, изучаемых объектов и заданий: избегать длинных объяснений и отступлений от темы, не перегружать терминами и названиями;
- нестандартные решения: экскурсии можно придумать необычные, в том числе с элементами квеста, театральной игры и т. п. Пример: Progoolka Most Creative Camp — аудио-спектакль, свежий взгляд на город, креативное мышление.
Теоретический бэкграундЭкскурсия как методика изучается в основном специалистами по педагогике начальной школы. Хорошие материалы есть в научно-методическом журнале «Начальная школа» (издается с 1933 года).
Целевая аудитория• Младшие школьники. Любознательны и интересуются окружающим миром, природой, животными и птицами, любят биологические экскурсии.
• Старшеклассники. Обеспокоены самоопределением, поэтому здесь популярны экскурсии в офисы компаний, на производства, в художественные мастерские, научные лаборатории, университеты и др.
• Студенты. Можно использовать экскурсии, связанные с изучаемыми студентами областями и индустриями, для погружения в профессиональную среду в более специализированном формате по сравнению со школьниками.
• Широкая аудитория. В более широком туристическом смысле экскурсии проходят в музеях, памятниках архитектуры, городах и парках. Здесь аудиторию интересует расширение кругозора и новый опыт.
Методы оценкиОценивать можно результаты деятельности учащихся во время экскурсии (ответы на вопросы, заданные ими вопросы, собранные материалы, прохождение квеста и т. п.) и работы, созданные по итогам экскурсии — оформленные результаты и выводы (презентации, статьи и интервью, стендовая выставка, исследования и проекты).