Концептуально-ориентированное обучение (Сoncept-based learning, CBL)Основная идея CBL — это переориентация обучения с освоения списков фактов и тем на освоение набора обобщений, выраженных в виде концептов.
При таком обучении факты и темы всегда вписаны в более широкий общий контекст, заданный такими концептами. Они выступают в роли связующего звена, организующего разрозненный материал в общую картину. Это позволяет осуществлять трансфер знаний и навыков как внутри одной дисциплины, так и между различными областями знания. Концепты не существуют сами по себе, они раскрываются в концептуальных идеях. Ближайшее понятие — «большая идея» (Big Idea).
С «большими идеями» можно отождествить, во-первых, обобщения или такие понятия, которые ученик постигает в рамках предметной учебной деятельности и которые отражают ключевые,
«ядерные» понятия соответствующей дисциплины. Во-вторых, как «большую идею» можно рассматривать
проблему. Наконец, в-третьих, в рассматриваемой связи можно говорить о
межпредметных понятиях.
Одни разработчики программ, например International Baccalaureate, прямо разделяют концепты на key concept — наиболее общие, и related concepts — более узкие понятия, относящиеся к определенной предметной области. Другие, например Х. Эриксон, предлагают иной подход и делят концепты по степени абстрактности на макро- и микроконцепты.
CBL имеет много общего с такими моделями, как Understanding by Design, Inquiry-based learning, Phenomenon-based learning. Выбор конкретного подхода зависит от контекста, целей и аудитории.
Схема развертывания «большой идеи» такая: от понятия — к набору уточняющих — к ключевым проблемным вопросам, на которые учащиеся ищут ответы. В CBL сложно постоянно держать концепты в голове при реализации программы, поэтому вместе с планированием полезно использовать essential questions, или концептуальные вопросы. Лучше всего концепты работают в связке с навыками, которые нужно развить. Важно учитывать всю образовательную среду для реализации такого подхода, так как сложность воплощения во многом зависит от целостности и аутентичности среды. Также особое внимание нужно уделять индивидуальному построению образовательного трека для учеников, потому что от этого зависит глубина погружения в концепты.
Концептуально-ориентированное обучение используется в разных средах, в распространенной практике это преимущественно академическое образование, но этими рамками подход не ограничивается. Применять его можно с дошкольного возраста с группами или индивидуально. Данная модель хорошо позволяет решить задачи на перенос освоенного навыка. Оценивание выстраивается в зависимости от целей, но важно, что оценка должна служить тому, чтобы ученик глубже погружался в знание концептов, понимая цель — для чего они нужны.
На главную альманаха →Следующая глава →