ТьюторствоНабор методик, которые применяет тьютор для построения индивидуального образовательного трека учащегося.
Подробное описаниеТьютор — это специалист, который создает условия для формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП) и сопровождает ее реализацию через набор методов, которые актуализируют в рефлексии тьюторанта личностные смыслы, осознание им собственных намерений, ценностей, желаний; осмысление проблемных ситуаций, поиск путей их решения; выход в реальное действие
(источник). А если по-простому, тьютор — наставник, который понимает ступень образования человека и помогает ему разобраться в учебном пути, осмыслить его
(источник).
Тьюторы существуют в школах (в основном в частных, где построение индивидуальных программ — норма), в системе среднего и профессионального образования (помогают студентам адаптироваться к среде и программам, сопровождают успехи и проблемы в учебе, помогают с профессиональным самоопределением и строят карьерные маршруты для студентов), в вузах (на этапе поступления проясняют мотивы поступления и цели).
Существуют следующие формы тьюторского сопровождения в школе:- Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
- Групповая тьюторская консультация — на этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся с похожими познавательными интересами. Тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой — обеспечивает продуктивность консультации.
- Тьюториал (учебный тьюторский семинар) — это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Также цель тьюториала — оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Такая работа помогает учащимся овладеть технологиями индивидуальной и групповой рефлексии; выработать критерии оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
- Образовательное событие. Цель этой формы тьюторского сопровождения учащихся, в отличие от воспитательного мероприятия, — развитие образовательной мотивации, построение и реализация индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть экскурсии на природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др. Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нем принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т. п.).
Коучинг в образованииТехнология актуализации внутренних ресурсов обучающегося в достижении планируемого результата
(источник).
Подробное описаниеТермин «коуч» ввел в XX веке Томас Леонард как термин, обозначающий консультирование по достижению целей.
Основные принципы коучинга:1. Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни.
2. Обучение на успехе, а не на ошибках.
3. Ориентир не на проблему, а на решение.
4. Направленность — из настоящего в будущее.
5. Все ответы находятся внутри человека — он оценивает себя сам, внешние советы и оценки не нужны.
Роль педагога-коуча в том, что он усиливает осознанность и ответственность учащихся: помогает определить цель, составить план, перейти к действиям, вдохновляет, мотивирует, снима ет тревогу
(источник).Коучинг строится по схеме GROW:
G (goal) — цель,
R (resources) — исследование ресурсов,
O (opportunities) — поиск возможностей для достижения целей,
W (will) — воля. Применение в процессе коуч-занятий специальных приемов обеспечивает визуализацию целей, ценностей, рефлексию удовлетворенности своим состоянием и достижениями.
Пример методики коучинговой методики «Колесо достижений»Цель: развитие саморегуляции через самооценивание.
Механика: учащимся предоставляется круг, разделенный по секторам, соответствующим формируемым конструктивным умениям, и содержащий оценочные шкалы от 1 до 10 по каждому умению. Каждый обучающийся в персональной карте с определенной периодичностью (например, два-три раза в течение семестра) закрашивает такое количество полос в каждом сегменте круга, которое соответствует уровню сформированности у него конкретного умения. При этом наглядно прослеживается динамика формирования всех умений и складывается целостная картина по всем умениям.
Критерии для оценивания по десятибалльной шкале по всем предложенным параметрам:1 — знаю о существовании такого умения;
2 — понимаю сущностное содержание термина;
3 — могу сформулировать определение понятий целеполагания, планирования, прогнозирования и т. д.;
4 — понимаю, зачем мне необходимо это умение;
5 — умею выполнять данное действие с помощью преподавателя;
6 — умею самостоятельно выполнять данное действие в рамках отдельных учебных дисциплин;
7 — владею данным умением в рамках любых учебных дисциплин;
8 — владею различными способами целеполагания, планирования, прогнозирования и т. д.;
9 — могу обучить другого человека данному умению;
10 — систематически применяю данное умение в любых жизненных ситуациях.