методы конкретных ролей
Наставничество

Наставничество (менторинг) — это взаимоотношения между двумя людьми, ментором и менти, с целью профессионального личностного развития. Цель состоит в том, чтобы помочь подопечным улучшить свои навыки (и чаще всего — продвинуться по карьерной лестнице).

В основе системы наставничества чаще всего лежит карта компетенций специалиста, вводная диагностика и работа с ИПР (индивидуальный план развития).

Наставник помогает менти построить карьерную траекторию развития, поддерживает менти на этом пути, передавая свой опыт, рекомендуя ресурсы, литературу.

Источники:
Тьюторство

Набор методик, которые применяет тьютор для построения индивидуального образовательного трека учащегося.

Подробное описание
Тьютор — это специалист, который создает условия для формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП) и сопровождает ее реализацию через набор методов, которые актуализируют в рефлексии тьюторанта личностные смыслы, осознание им собственных намерений, ценностей, желаний; осмысление проблемных ситуаций, поиск путей их решения; выход в реальное действие (источник). А если по-простому, тьютор — наставник, который понимает ступень образования человека и помогает ему разобраться в учебном пути, осмыслить его (источник).

Тьюторы существуют в школах (в основном в частных, где построение индивидуальных программ — норма), в системе среднего и профессионального образования (помогают студентам адаптироваться к среде и программам, сопровождают успехи и проблемы в учебе, помогают с профессиональным самоопределением и строят карьерные маршруты для студентов), в вузах (на этапе поступления проясняют мотивы поступления и цели).

Существуют следующие формы тьюторского сопровождения в школе:

  1. Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
  2. Групповая тьюторская консультация — на этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся с похожими познавательными интересами. Тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой — обеспечивает продуктивность консультации.
  3. Тьюториал (учебный тьюторский семинар) — это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Также цель тьюториала — оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Такая работа помогает учащимся овладеть технологиями индивидуальной и групповой рефлексии; выработать критерии оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
  4. Образовательное событие. Цель этой формы тьюторского сопровождения учащихся, в отличие от воспитательного мероприятия, — развитие образовательной мотивации, построение и реализация индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть экскурсии на природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др. Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нем принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т. п.).

Коучинг в образовании
Технология актуализации внутренних ресурсов обучающегося в достижении планируемого результата (источник).

Подробное описание
Термин «коуч» ввел в XX веке Томас Леонард как термин, обозначающий консультирование по достижению целей.

Основные принципы коучинга:
1. Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни.
2. Обучение на успехе, а не на ошибках.
3. Ориентир не на проблему, а на решение.
4. Направленность — из настоящего в будущее.
5. Все ответы находятся внутри человека — он оценивает себя сам, внешние советы и оценки не нужны.

Роль педагога-коуча в том, что он усиливает осознанность и ответственность учащихся: помогает определить цель, составить план, перейти к действиям, вдохновляет, мотивирует, снима ет тревогу (источник).

Коучинг строится по схеме GROW:
G (goal) — цель, R (resources) — исследование ресурсов, O (opportunities) — поиск возможностей для достижения целей, W (will) — воля. Применение в процессе коуч-занятий специальных приемов обеспечивает визуализацию целей, ценностей, рефлексию удовлетворенности своим состоянием и достижениями.

Пример методики коучинговой методики «Колесо достижений»

Цель: развитие саморегуляции через самооценивание.
Механика: учащимся предоставляется круг, разделенный по секторам, соответствующим формируемым конструктивным умениям, и содержащий оценочные шкалы от 1 до 10 по каждому умению. Каждый обучающийся в персональной карте с определенной периодичностью (например, два-три раза в течение семестра) закрашивает такое количество полос в каждом сегменте круга, которое соответствует уровню сформированности у него конкретного умения. При этом наглядно прослеживается динамика формирования всех умений и складывается целостная картина по всем умениям.

Критерии для оценивания по десятибалльной шкале по всем предложенным параметрам:
1 — знаю о существовании такого умения;
2 — понимаю сущностное содержание термина;
3 — могу сформулировать определение понятий целеполагания, планирования, прогнозирования и т. д.;
4 — понимаю, зачем мне необходимо это умение;
5 — умею выполнять данное действие с помощью преподавателя;
6 — умею самостоятельно выполнять данное действие в рамках отдельных учебных дисциплин;
7 — владею данным умением в рамках любых учебных дисциплин;
8 — владею различными способами целеполагания, планирования, прогнозирования и т. д.;
9 — могу обучить другого человека данному умению;
10 — систематически применяю данное умение в любых жизненных ситуациях.
Медиация

Медиация — один из способов управления конфликтами.

«Медиация» происходит от латинского mediare — «посредничать». Это добровольный процесс переговоров между заинтересованными сторонами при участии нейтрального, независимого посредника (медиатора) с целью достижения обоюдовыгодного для сторон соглашения по конфликту или спорному вопросу.

Медиация — это способ мирно разрешить конфликт так, чтобы обе стороны остались довольны результатом и сохранили хорошие или нейтральные отношения.

Медиатор — беспристрастный и нейтральный посредник, который помогает построить конструктивный диалог, прийти к компромиссу без агрессии.

Подробное описание

Принципы медиации:
  • Добровольность.
  • Открытость к результату.
  • Ответственность.
  • Информированность.
  • Конфиденциальность.
  • Нейтральность медиатора.
  • Равноправие сторон.

Правила медиации:
  • Отказ от «силовых» методов борьбы.
  • Отказ от оскорблений, угроз, экспрессивных выражений и повышения тона.
  • Соблюдение очередности высказываний.
  • Предоставление достоверной и достаточной для выработки решений информации.
  • Соблюдение структуры переговорного процесса.

Рекомендации по применению

1. Предварительная стадия.
С момента обращения одной из сторон к медиатору начинается предварительная стадия медиации, в процессе которой медиатор получает первичную информацию о существе конфликта от обратившейся стороны и принимает решение о возможности проведения медиации в этом конкретном случае. Здесь же обратившаяся сторона узнает об особенностях метода, условиях, времени и месте проведения.

Обычно медиация проводится на нейтральной для сторон территории и один сеанс длится около двух с половиной часов. Количество сеансов может достигать пяти.

Также на этой стадии решается вопрос: кто (медиатор или обратившаяся сторона) составит разговор с другой стороной и предложит участие в переговорах. Это может сделать обратившийся, если отношения между сторонами допускают спокойное взаимодействие. А может эту функцию взять на себя медиатор, если общение сторон затруднено. В случае, если другая сторона не согласна на участие в медиации — медиация состояться не может. Но медиатор может предложить обратившейся стороне другой вид помощи — конфликтологическое консультирование. Если стороны согласны на переговоры с участием медиатора, то назначается время, устраивающее всех.

2. Учредительная стадия. Она начинается с момента встречи сторон и медиатора за столом переговоров. Все участники переговоров знакомятся, после чего медиатор подтверждает (или не подтверждает) согласие сторон на свое участие в процессе. Если все заинтересованные стороны присутствуют, то медиатор может еще раз убедиться, что условия для проведения медиации соблюдены, т. е. стороны пришли добровольно, они заинтересованы в решении, готовы обсуждать конфликт и т. д. Если оказывается, что есть другие лица, заинтересованные в исходе конфликта или способные повлиять на реализацию решения, то медиация может быть перенесена или прекращена. Далее медиатор рассказывает о принципах медиации. На всем протяжении переговоров участники обязаны придерживаться правил медиации. Правила позволяют установить конструктивный диалог, которого порой стороны лишаются в процессе эскалации конфликта. Далее медиатор рассказывает о структуре медиации, ее стадиях и о том, какие действия каждой стадией предусмотрены. Эта информация позволяет сторонам успокоиться и почувствовать большую определенность и уверенность.

Медиатор в переговорах несет ответственность за процесс, стороны отвечают за результат. Медиатор создает условия, чтобы стороны смогли достичь выгодного обеим соглашения. Посредник не имеет права навязывать или подсказывать варианты, но должен помочь каждой из сторон эти варианты увидеть.

3. Индивидуальная стадия. В литературе эту стадию называют «кокус». Стороны приглашаются на индивидуальные беседы длительностью около двадцати минут. В индивидуальных беседах стороны могут поделиться с медиатором информацией, которую они не решались сказать в присутствии друг друга, рассказать о своих страхах, сомнениях, ожиданиях. Также медиатор помогает сторонам выбрать темы для обсуждения и наработать варианты решений значимых вопросов. Довольно часто в процессе диалога с медиатором у сторон расширяется видение ситуации, корректируются точки зрения, уточняются интересы, появляется реалистичная оценка своих ресурсов.

4. Основная стадия.
После кокусов участники встречаются на основной стадии. Стороны озвучивают список вопросов для обсуждения. И, придерживаясь списка, обсуждают, уточняют темы для решений. Предлагают варианты. Как правило, скорректированные и сближенные при помощи медиатора позиции позволяют сторонам достичь взаимовыгодных соглашений. Задача медиатора на этой стадии — оказать содействие сторонам в анализе сильных и слабых сторон решения, а также в проверке его на реалистичность. В конце стороны формулируют и составляют соглашение, содержащее решение, ответственность сторон и действия в случае неисполнения обязательств. На этом процесс медиации заканчивается, но продолжаются отношения сторон и их работа над укреплением отношений и сотрудничества.

Целевая аудитория. Конфликтующие стороны.

Фасилитация

Методика ведения групповых процессов. Под фасилитацией понимают как группу навыков и инструментов, помогающих организовать групповую работу, так и сам процесс их применения.

Она направлена на регулирование взаимодействия между участниками, чтобы облегчить достижение результата за счет поощрения людей делиться идеями и взглядами, включая в обсуждение всех участников встречи.

Фасилитация фокусируется на следующих вопросах:
  • чего необходимо достичь;
  • кто должен быть вовлечен;
  • разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых заданий;
  • коммуникация;
  • достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов;
  • групповая энергия, движущие силы и способности участников;
  • физическая и психологическая среда.

Результат фасилитации сводится к помощи группе в том, чтобы:
  • повысить качество решений;
  • повысить ответственность в отношении принимаемых решений;
  • значительно сократить время реализации решений;
  • улучшить отношения в группе;
  • усилить личную удовлетворенность участников группы;
  • способствовать организационному обучению.

Для организации фасилитации необходим ведущий процесса, который занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения — фасилитатор.

Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи будет принятие группой лучшего из возможных решений.

Фасилитацию часто применяют при регулярных общих обсуждениях в компаниях, например на совещаниях, летучках, стратсессиях и т. д. Однако этот метод применим почти к любым групповым обсуждениям, особенно если внутри команды много внутренних конфликтов.

Частые проблемы, которые могут возникнуть в процессе:
  • Никто не отвечает.
  • Сессию не воспринимают серьезно.
  • Говорит только один участник.
  • Кто-то постоянно меняет тему.
  • Кто-то относится враждебно.
  • Член группы унижает другого человека.
  • Группа застряла и не знает ответа.
  • Не хватает времени.
  • Кто-то сомневается в фасилитаторе обсуждения.
  • Люди продолжают обращаться к вам с вопросами.
  • Возникает конфликт.

Источники:


На главную альманаха →
Предыдущая глава →
полезные материалы от School of Education
также вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту