ХаврутаТакже
хавруса, хэврута, чавруса; с арамейского «партнерство», ср. иврит: «хавер» — «друг, партнер». Это метод обучения путем поиска и принятия решения по материалам прочитанного текста, строящийся на диалоге «напарников», задающих друг другу вопросы по тексту и старающихся совместными усилиями найти ответы. Похоже на
peer-learning.
Эта методика возникла из традиционного способа изучения Талмуда: считается, что человек, изучающий Тору в одиночку, с большей вероятностью допустит ошибку в понимании текста по сравнению с обсуждающими священные законы напарниками. При подобной форме занятий оба участника приобретают важный опыт: они могут обсуждать места в тексте, непонятные для обоих, задавая вопросы и отвечая, объясняя, получая таким образом возможность углубить свое понимание. В отличие от отношений «учитель — ученик», в которых ученик запоминает и повторяет вслед за учителем, обучение по методу хавруты ставит каждого ученика то в позицию трактующего, то слушающего, то спорящего и потому анализирующего текст, систематизирующего мысли в виде логических аргументов для объяснения партнеру, внимательно слушающему. Подвергая сомнению идеи друг друга, партнеры часто приходят к совершенно новому пониманию смысла текста. Этот тип обучения придает точность и ясность суждениям, которые при другом подходе, вероятно, остались бы расплывчатыми. Необходимость слушать, не прерывая, анализировать и вдумчиво отвечать на чужое мнение также воспитывает уважение к другим.
Обучение состоит из трех этапов:- чтение текста,
- обсуждение текста,
- обсуждение утверждений, которые может содержать текст.
Пожалуй, самой известной парой, учившейся по системе хаврута, были мудрецы эпохи амораев, жившие в III веке н. э., — раби йоханан и Рейш Лакиш. Говорят, что великий мудрец Талмуда раби Шимон бен Лакиш был когда-то главарем разбойников. Раби йоханан, глава мудрецов того поколения, разглядев в разбойнике высокий потенциал исследователя, уговорил его изучать Тору, пообещав ему за это в жены свою сестру, отличавшуюся необычайной красотой. Рейш Лакиш согласился. В дальнейшем он стал любимым учеником раби йоханана, а затем его ближайшим другом и постоянным оппонентом в талмудических спорах.
Рекомендации по применениюПо системе «хаврута» рекомендовано обучаться с разными типами напарников: с теми, которые сильнее, которые слабее или теми, что равны по знаниям и способностям. Более сильный напарник исправит ошибки и поможет улучшить методы обучения, действуя больше как учитель. С равным по знаниям и способностям нужно доказывать свою точку зрения логикой, а не по старшинству, что улучшает способность логически мыслить, объективно анализировать мнение других людей и принимать критику. С более слабым напарником, который часто беспокоится и ставит под сомнение каждый шаг, придется основательно разбираться в материале, уточняя и организуя свои мысли в логическую структуру, ясно излагая свою точку зрения, придется быть готовым обосновать каждый пункт. Таким образом, сильный напарник помогает приобрести знания, а слабый помогает учиться тому, как учиться.
Система «хаврута» одинаково полезна для школьной и студенческой аудитории, но также она ценна при решении исследовательских задач в кругу ученых.
Исследования на тему:Связанные методики: сократический семинар, харкнесс-семинар, мировое кафе, дискуссия.
Связанные теги: критическое мышление.