Оригинал:
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25993279/Основная цель — улучшение переноса навыков из учебной аудитории в клиническую практику.Доказательная медицина (evidence-based medicine, EBM) представляет собой использование результатов лучших клинических исследований для выбора лечения конкретного пациента, это интеграция лучших научных доказательств с клиническим опытом и ожиданиями пациентов. Этот подход трансформирует традиционные авторитарные модели в медицине, отказываясь от опоры на мнения авторитетов и устоявшиеся практики. Основываясь на математических оценках риска и пользы, полученных из высококачественных исследований, доказательная медицина обосновывает клинические решения, применимые к отдельным пациентам.
Обучение принципам доказательной медицины (EBM) внедряется в медицинских вузах по всему миру, но на данный момент ни одна из образовательных моделей уровня бакалавриата не получила всеобщего одобрения. Программы могут различаться в зависимости от страны, региона и образовательного учреждения — универсального стандарта пока не существует.
Различия в образовательных подходах усложняют подготовку специалистов, обладающих едиными компетенциями в доказательной медицине. Врачи, практикующие доказательную медицину, должны одновременно учитывать множество факторов (клинический опыт, предпочтения пациентов и внешние доказательства эффективности лечения) и выполнять несколько задач параллельно. Это может приводить к перегрузке когнитивной системы учащихся, так как требует от них развитого навыка многозадачности и большого количества практики.
Часто обучение ЕВМ разбивается на отдельные компоненты. Такой атомарный подход (т.е. подход через проектирование образовательных результатов) подразумевает освоение навыков EBM поэтапно: каждый компонент навыка (например, постановка клинических вопросов, поиск доказательств, критическая оценка статей) отрабатывается отдельно, а затем предполагается, что учащиеся смогут самостоятельно объединить и применить эти навыки при оказании помощи пациентам. Однако подобный метод может приводить к фрагментарному обучению и недостаточному усвоению навыков для применения их на практике.
Одним из решений данной проблемы стало использование модели четырехкомпонентного проектирования обучения (4C/ID).
Lauren A. Maggio, David M. Irby и Bridget C. O’Brien предлагают примеры учебных задач разной сложности для двух этапов медицинского образования (pre-clerkship level и clerkship level).
Pre-clerkship level (доклинический этап) — это начальные годы обучения в медицинской школе, обычно первые два года. На этом этапе студенты фокусируются на изучении фундаментальных медицинских наук и базовых дисциплин. Обучение преимущественно теоретическое, с акцентом на лекциях, семинарах и лабораторных занятиях. Студенты начинают развивать критическое мышление и аналитические навыки, необходимые для понимания человеческого тела и основы заболеваний. Клинический опыт на этом этапе ограничен и обычно включает наблюдение или участие в симуляциях.
Clerkship level (клинический этап или клинические ротации) — это последующие годы обучения, обычно третий и четвертый годы медицинской школы. На этом этапе студенты переходят к практическому применению своих знаний в клинической среде. Студенты активно участвуют в уходе за пациентами под наблюдением опытных врачей, собирают анамнез, проводят физикальные обследования и участвуют в планировании лечения.
Начинающие студенты-медики могут практиковать доказательную медицину (EBM) на простых, ранее изученных клинических случаях, тогда как студенты клинического этапа сталкиваются с более сложными пациентами и незнакомыми диагнозами. Преподаватели должны подбирать обучающие задачи в соответствии с уровнем учащихся. Вместо полного выполнения заданий без поддержки, начинающим можно предлагать задачи на завершение, что приведет к снижению когнитивной нагрузки на учащегося.
Сопровождающую информацию можно разделить на два типа:
- Теоретическая информация, предоставляющая общие когнитивные стратегии. В контексте EBM это могут быть онлайн-модули о структуре баз данных или примеры критической оценки мета-анализов, доступные на медицинском портале. Преподаватели могут предоставить эту информацию через онлайн-руководства, главы учебников или лекции.
- Описательные ментальные модели, показывающие, как специалист решает уникальные аспекты задачи. Например, «мышление вслух» врача при поиске доказательств для конкретного пациента. Это предлагает учащимся возможный подход, но не единственный, поскольку поиск доказательств вариативен. Студенты должны адаптировать этот подход к своей практике и пациентам.
С постепенным развитием навыков студентов преподаватели должны сокращать объем своевременной информации. Например, если на втором курсе студенты получают подробные таблицы для пошаговой критической оценки рандомизированных клинических исследований, то на этапе клинической практики такая поддержка уже не нужна. Своевременная информация может быть представлена в виде руководств, справочников, встроенных инструкций или интерактивных элементов. Преподаватели могут выступать в роли наставников, предоставляя поддержку во время выполнения повторяющихся заданий, как лично, так и с помощью технологий. Например, студенты могут задавать вопросы через онлайн-платформу или библиотекари могут помогать при поиске литературы в компьютерном классе.
Частичная практика тоже важна. Поскольку врачи в среднем тратят две минуты на поиск литературы в рамках EBM, полезно отрабатывать навык быстрого составления поисковых запросов в PubMed с использованием логических операторов за ограниченное время. В некоторых случаях отработка отдельных элементов может быть опущена, если студенты уже достаточно освоили навыки через выполнение полных заданий.
Применение подхода 4C/ID требует от преподавателей отказа от традиционных методов обучения EBM. Преподаватели должны стать наставниками: помогать студентам выбирать задания по их уровню, предоставлять обратную связь, определять необходимый объем поддержки и своевременно ее уменьшать. Для этого им потребуется развивать новые педагогические навыки.