Как учить, чтобы запоминалось? Научные подходы к обучению

Фото: Susan Q Yin
Одной из ключевых задач преподавателя является не просто передача знаний, но и их эффективное закрепление. Однако многие ученики сталкиваются с тем, что материал, понятный на уроке, быстро забывается. Это связано с особенностями работы памяти: новая информация требует правильной структуры и повторения, чтобы перейти в долгосрочное хранение. Ниже мы рассмотрели методы, которые помогают повысить качество усвоения знаний.

1. Интервальное повторение
Материал лучше запоминается, если возвращаться к нему через определенные промежутки времени. Согласно исследованиям Германа Эббингауза, без повторения до 70% информации забывается в течение первых суток. Чтобы этого избежать, важно выстраивать систему повторений: первое повторение через день, затем через неделю, месяц и три месяца.

📌 Пример: вместо одного итогового теста по теме лучше проводить небольшие проверочные задания в течение нескольких недель. Это позволит ученикам регулярно активировать знания и лучше их усваивать.

2. Активные методы обучения
Исследования показывают, что пассивное восприятие информации (чтение, слушание лекции) дает наименьший процент запоминания. Гораздо эффективнее активное обучение, при котором ученик взаимодействует с материалом: объясняет его другому, применяет на практике или отвечает на вопросы.

📌 Пример: при изучении новой темы по истории можно предложить учащимся обсудить ее в группах, сформулировать выводы и представить их классу. Это усилит понимание и повысит запоминаемость.

3. Чередование методов подачи материала
Использование одного и того же способа работы с информацией снижает концентрацию внимания. Чередование различных форматов — чтение, просмотр видео, работа в группе, решение задач — помогает активизировать разные зоны мозга, что способствует лучшему запоминанию.

📌 Пример: при изучении сложных математических тем можно сначала разобрать теорию на доске, затем решить задачи в парах, а после — использовать интерактивные тренажеры.

4. Контекстное обучение
Новая информация лучше запоминается, если она связана с уже имеющимися знаниями. Чем больше связей устанавливает мозг, тем проще извлекать информацию в нужный момент.

📌 Пример: изучая литературное произведение, можно предложить ученикам провести параллели с событиями из истории, другими книгами или ситуациями из реальной жизни.
Введение в современные педагогические практики
Курс поможет разобраться в особенностях преподавания детям, узнать, как проектировать занятия и научиться работать с современными педагогическими моделями и образовательными стандартами

Полезные материалы для педагогов, методистов, продакт-менеджеров и лидеров образовательных организаций
Обзоры самых интересных школ и университетов в мире и подборки образовательных возможностей
читать также