Вальдорфские школы
В этой статье мы продолжим говорить об образовательных подходах, раздвигающих горизонты традиционного обучения. Приглашаем вас погрузиться в мир вальдорфской педагогики, где индивидуальность и креативность играют ключевые роли, помогая детям расти и развиваться в гармонии с окружающим миром.

Вальдорфское образование зародилось в начале XX века в контексте идей, которые формировал австрийский философ и педагог Рудольф Штайнер (1861−1925).
Штайнер, будучи одним из ведущих мыслителей своего времени, искал пути объединения духовно-нравственного развития человека с практическими аспектами обучения. Он создал систему взглядов, получившую название антропософия (от ἀνθρώπος — человек и σοφία — мудрость). Она призвана раскрыть многогранную сущность человека и сосредоточиться на его духовном, эмоциональном и физическом развитии.

Штайнер был убежден, что истинное образование должно затрагивать все аспекты человеческой природы. Для него обучение было не просто передачей знаний, а воспитанием внутреннего мира ребенка. Так возник подход, в котором ребенок рассматривается комплексно: важно не только дать ему готовые знания, но и вовремя поддержать его стремление к творчеству, уважать личную инициативу и воспитывать «волю к истине» — так Штайнер именовал глубинное стремление учиться, понимать и преобразовывать мир («Философия свободы», 1894).

Рудольф Штайнер (1861−1925)

Источник фото: Википедия

По аналогии с триединством личности, Штайнер также считал, что и общество должно отражать свободу в культурной жизни, равенство в правовой сфере и братскую солидарность в экономике. Так первая вальдорфская школа стала практическим воплощением идей Штайнера о том, что духовно-культурное (свобода творчества и мысли), социально-правовое (уважение личности, основанное на равных правах) и экономическое (умение взаимодействовать и сотрудничать) могут формировать гармоничное образовательное пространство. Штайнер считал, что именно здесь дети должны получать окружающую их реальность в целостном виде, соответствующем их возрастным и психологическим особенностям (Карлгрен Ф., «Воспитание к свободе»).
Первая вальдорфская школа
Первая вальдорфская школа была основана в 1919 году в Штутгарте (Германия) при сигаретной фабрике «Вальдорф-Астория» предпринимателем Эмилем Мольтом, который предложил Рудольфу Штайнеру разработать педагогическую концепцию для детей заводских рабочих и служащих.
Первая вальдорфская школа в Штутгарте
Источник фото: SmartyKids
Герберт Хан, один из ближайших учеников Рудольфа Штайнера и один из первых будущих преподавателей Вальдорфской школы, описывая выступление Штайнера перед рабочими завода в своей книге «Рудольф Штайнер, каким я его видел и знал», говорит:

«Он говорил, что ежегодно тысячи и тысячи людей в том возрасте, когда они особенно нуждаются в развитии и накоплении духовных и душевных сил, по экономическим причинам вынуждены работать. Он начал говорить о том, чего еще не было, но что было уже требованием времени: о двенадцатилетней единой школе, которая охватывала бы народную (начальную) и среднюю школу, и была бы доступна любому человеку, независимо от того, к какому социальному слою этот человек принадлежит. Тогда Рудольф Штайнер завоевал сердца всех своих слушателей».

Хан называет этот момент истинным зарождением вальдорфской школы, первая из которых расположилась в купленном и переоборудованном Эмилем Мольтом здании ресторана.

Школа будущего должна была:

  • строиться на глубоком понимании человеческих потребностей и законов развития:
  • предполагать единую систему обучения для всех детей в возрасте 7−15 лет, чтобы обеспечить равные возможности в начальном образовании;
  • иметь одинаковый для всех социальных классов образовательный стержень с возможностью дифференциации в старшем возрасте;
  • давать возможность взрослым учащимся (до 20 лет) получать специализированное обучение в зависимости от будущей профессии;
  • совмещать обучение учеников, осваивающих разные профессии, например столяров и учителей, которые должны обучаться вместе, что способствует общему развитию;
  • включать в программу основы сельского хозяйства, торговли, промышленности и мастерства как отдельные дисциплины;
  • быть ориентированной на человека: общеобразовательные предметы, такие как история, география и естественные науки, должны способствовать развитию личности.
Вальдорфская педагогика опирается на концепцию семилетних циклов (или семилетий) развития, предложенную Рудольфом Штайнером. По его наблюдениям, каждое семилетие имеет собственные задачи и особенности, а педагогические методы должны соответствовать этим этапам развития, поддерживая естественный рост и формирование личности ребенка (0−7 лет, 7−14 лет, 14−21 год).

От рождения до 7 лет (первое семилетие):

  • Главные процессы: активное физическое развитие, формирование органов чувств, а также освоение умения ходить, говорить, мыслить.
  • Ведущая деятельность: подражание. Маленькие дети впитывают всё, что видят в окружающей среде, через непосредственный пример взрослых. Слова, поступки и эмоциональный настрой взрослых оказывают ключевое влияние.
  • Педагогические принципы: создание эстетически и эмоционально гармоничной среды, свободной игры, атмосферы тепла и доброжелательности. Вместо раннего интеллектуального обучения акцент делается на свободном движении, творчестве (рисование, лепка, пение, рассказывание сказок) и развивающей игре.

От 7 до 14 лет (второе семилетие):

  • Главные процессы: начало школьного обучения, активное развитие чувств, воображения, образного мышления; становление эмоционально-чувственной сферы.
  • Ведущая деятельность: переживание мира через образы и творчество (воображение). Ребёнок начинает воспринимать явления не только через подражание, но и через художественные и эмоциональные впечатления.
  • Педагогические принципы: обучение преимущественно через образы, рассказы, мифы, художественные занятия (музыку, живопись, театр), ритмические упражнения, рукоделие. Учитель выступает своего рода примером для подражания, а преподавание строится так, чтобы пробуждать чувства и вдохновлять ребенка, а не заставлять его заучивать материал механически.

От 14 до 21 года (третье семилетие):

  • Главные процессы: физическое и душевное взросление (подростковый и юношеский периоды), формирование способности к абстрактному и самостоятельному мышлению, внутреннее становление личности и постепенное выстраивание собственных ценностей.
  • Ведущая деятельность: поиск истины, самоопределение, развитие критического мышления, осознание своей роли в обществе и понимание морально-нравственных вопросов.
  • Педагогические принципы: дальнейшее углубление знаний в академических дисциплинах, подкрепленное самостоятельным изучением, экспериментами, проектами. Учитель все больше становится наставником, который сопровождает процесс обретения подростком собственного взгляда на мир и ответственности за свои решения.

На разных этапах школа должна была воспитать в ребенке разные социальные способности (Карлгрен Ф., «Воспитание к свободе»):

  • через подражание в дошкольном возрасте — осознание свободы и уважение к другим;
  • через авторитет в школьные годы — уверенность в жизни и способность к демократическому сотрудничеству;
  • через обучение в подростковом возрасте в тесном контакте с учителями — углубленный интерес к миру и условиям жизни окружающих.

И первое условие для формирования новой школы Штайнер видит в коренной реформе образования учителей. Главными компетенциями для них становятся умение в процессе воспитания и преподавания успешно контактировать с детьми и обладание «таким складом ума, чтобы проникать в душу и во всю сущность формирующегося человека». Штайнер учил своих коллег тому, чтобы они «могли увидеть вопрос, ту божественную загадку, которую воспитатель благодаря искусству воспитания, проникнутого любовью, должен решать до тех пор, пока этот ребенок не найдет сам себя» (Карлгрен Ф., «Воспитание к свободе»).

«В школе, где важна не успеваемость и ее проверка, а развитие творческих способностей, компетентности в деле, чувства социальной ответственности, учитель должен стать образцом этих качеств, он должен научиться пробуждать своим преподаванием соответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим процессам, уметь корректировать их».
— Рудольф Штайнер

Франц Карлгрен, шведский антропософ и вальдорфский учитель, в книге «Воспитание к свободе» приводит большое количество разных примеров и цитат коллег о периоде становления вальдорфского движения.

Например, Каролина фон Гейдебранд, одна из первых учительниц этой школы, в книге «Рудольф Штайнер в вальдорфской школе» описывает начало ее работы так:

«В начале работы вальдорфской школы учителя и ученики испытывали множество трудностей. Для детей все было совершенно новым. Даже в самых старших классах дети из разных сословий жили вместе. Вальдорфская школа была первой единой школой в Германии, в которой этот принцип соблюдался до старших классов. Гимназисты, ученики средних и народных школ учились в одном классе; вместе мальчики и девочки. Это было для них непривычно. Учителям тоже. Очень трудно было жить вместе».

В первой вальдорфской школе манера преподавания для того времени могла считаться довольно свободной. Штайнер не поддерживал обязательные домашние задания для младших классов, предпочитая задания, пробуждающие интерес, и обязательные работы начинались лишь с пятого или седьмого класса. Дисциплина основывалась не на строгих правилах, а на творческих и разнообразных занятиях, чтобы возникла непринужденная атмосфера, где главный акцент делался на непосредственный человеческий контакт, без которого возникали проблемы, требующие от учителя значительных усилий для решения.

В процессе становления первой школы Рудольф Штайнер внедрил новаторские подходы, которые сохраняют актуальность и на сегодняшний день. Среди них:


  • Коллегиальное самоуправление учителей, благодаря которому школы могут самостоятельно определять свои образовательные пути.
  • Совместная работа родителей и учителей для выработки общего понимания целей воспитания, что способствует более гармоничному развитию учеников.
  • Еженедельные педагогические советы для постоянного обновления методик и профессионального развития, направленные на углубление понимания человека.
  • Принцип классного учителя, который сопровождает свой класс на протяжении первых восьми лет обучения, что обеспечивает стабильность и цельность образовательного процесса.
  • Совместное обучение мальчиков и девочек без разделения по социальным признакам, чтобы создать инклюзивное школьное сообщество.
  • Возрастная ориентация учебного плана, адаптированного к потребностям каждой возрастной группы, которая служит духовно-телесному развитию учеников.
  • Отказ от традиционной системы оценок в пользу беспрепятственного и индивидуального развития учеников.
  • Включение терапевтических элементов и участие врача в школьной жизни, что поддерживает здоровье учеников.
  • Возрождение традиции устного рассказа и театральных постановок, способствующих развитию воображения и эмоционального интеллекта.
  • Уделение внимания художественно-эстетическому воспитанию через ремесла, живопись, музыку и эвритмию, что способствует развитию волевой культуры.
  • Изучение двух иностранных языков с первого класса по уникальным методикам, развивающим языковые способности (источник).
Вальдорфские школы сейчас
По данным The Friends of Waldorf Education, на сегодняшний день насчитывается 1 092 вальдорфские и штайнеровские школы в 64 странах мира.

Их перечень, обновляемый раз в год, а также интерактивную карту с расположением и контактами можно найти на сайте организации.

The Friends of Waldorf Education (Freunde der Erziehungskunst Rudolf Steiners e. V.) — это организация, основанная 10 октября 1971 года, чтобы поддерживать всемирное вальдорфское движение. Она занимается сбором и распределением пожертвований для помощи школам и детским садам, а также курирует социальные инициативы и обучение педагогов. Организация функционирует как банк пожертвований, направляя средства напрямую без удержаний. Она также организует волонтерские программы и кампании, такие как WOW-Day, чтобы поддерживать образовательные учреждения в более бедных регионах. С 2006 года добавлена программа экстренной педагогической помощи детям в зонах конфликтов и стихийных бедствий.
Источник фото: https://goo.su/2PYyvs
В РФ действует своя Ассоциация вальдорфских школ — это сообщество учителей и родителей, участвующих в вальдорфском движении России. Формально в него входят вальдорфские школы и семинары. Неформально — все желающие поддержать педагогику, основанную Рудольфом Штайнером (источник).

С момента основания в 1995 году Ассоциация способствует обмену опытом между школами по всей стране: дважды в год учителя, сотрудники и родители встречаются, чтобы поделиться практическими находками, обсудить волнующие вопросы и вместе искать пути совершенствования образовательных процессов. Такая взаимная поддержка помогает сохранять и развивать теплую, основанную на уважении к каждому участнику, атмосферу в вальдорфских школах России (источник).

Членами Ассоциации могут быть​ некоммерческие образовательные организации, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами вальдорфской педагогики не менее пяти лет, а также образовательные организации по подготовке педагогов для вальдорфских школ, выразившие заинтересованность в совместном решении задач Ассоциации (источник).
Как проходит день в современной вальдорфской школе
Хотим рассказать, как проходит день в современном вальдорфском учебном заведении, на примере школы «Путь зерна» Основанная в 1998 году группой вдохновленных родителей и педагогов, она выросла из смелой мечты создать пространство, где дети могли бы учиться в атмосфере творчества, уважения и гармонии с природой. Название «Путь зерна» было выбрано не случайно: как зерно, посаженное в благодатную почву, дает росток, так и каждое дитя, получив поддержку и заботу, раскрывает свой потенциал.
Источник фото: Путь зерна
Представьте себе утро, когда учитель встречает каждого ученика у дверей класса с теплой улыбкой и рукопожатием, называя по имени и глядя в глаза. Эта традиция не просто формальность — это способ установить личный контакт, показать ребенку, что он значим и дорог.

Уроки в вальдорфской школе называются эпохами — это циклы погружения в определенный предмет, которые длятся от одной до четырех недель. Такой подход позволяет детям глубоко изучать тему, не распыляясь на множество разных предметов за один день. Сегодня они с головой погружены в мир математических загадок, а завтра отправятся в путешествие по странам и континентам на уроках географии.

Каждый день начинается с Главного урока, который длится два академических часа. Он состоит из ритмической и основной частей. В ритмической части дети поют, декламируют стихи, выполняют движения — это помогает пробудиться, настроиться на работу и развивает речь и координацию. Основная часть посвящена изучению нового материала. Учитель стремится сделать урок живым и интересным: это могут быть рассказы, эксперименты, творческие задания, драматизации.

После Главного урока следуют другие занятия: рукоделие, живопись, музыка, иностранные языки. Особое внимание уделяется творческому развитию и практическим навыкам. Дети учатся работать с натуральными материалами, создают собственные учебные тетради, которые отражают их индивидуальный путь познания.

В конце учебного дня учитель рассказывает историю — это может быть сказка, легенда, рассказ об исторических событиях или научных открытиях. Такая традиция питает воображение, обогащает внутренний мир ребенка и способствует развитию мышления.

Подробнее о школе и принципах вальдорфской педагогики вы можете узнать на сайте школы: www.putzerna.ru/pedagogika/kak-prokhodit-urok
Что взять с собой
Опыт вальдорфской педагогики показывает, что подобные образовательные подходы способны преобразовать традиционное обучение, акцентируя внимание на всестороннем развитии личности, а не только на академических результатах. Вальдорфская система с ее упором на духовное, эмоциональное и физическое воспитание способствует гармоничному росту детей, поддерживая их стремление к творчеству и личной инициативе.

Интеграция в учебный процесс творческих и практических навыков, таких как ремесла, живопись и театральные постановки, позволяет детям осваивать материал через эмоциональное восприятие и воображение. Такой подход формирует у учащихся самостоятельное мышление и чувство социальной ответственности, помогая более осознанно взаимодействовать с окружающим миром.

Важно, чтобы преподаватели обладали необходимыми навыками для установления глубокого контакта с учениками, служа образцами для подражания и сопровождая их личные поиски истины и самоопределения.

Подробнее о Вальдорфской педагогике мы поговорили в третьем выпуске подкаста «Альтернативная педагогика». Чему учит эта альтернативная система? На что опирается? Как воспринимается ребенок? Каким должен быть учитель? На эти и другие вопросы отвечает Марина Пинская, специалист вальдорфской педагогики, научный руководитель магистратуры МГИМО, учитель. Послушать выпуск вы можете по ссылке: Альтернативная педагогика #3 / Марина Пинская — Вальдорфская педагогика
Что почитать
Полезные материалы для педагогов, методистов, продакт-менеджеров и лидеров образовательных организаций
Обзоры самых интересных школ и университетов в мире и подборки образовательных возможностей
читать также