Герберт Хан, один из ближайших учеников Рудольфа Штайнера и один из первых будущих преподавателей Вальдорфской школы, описывая выступление Штайнера перед рабочими завода в своей книге «Рудольф Штайнер, каким я его видел и знал», говорит:
«Он говорил, что ежегодно тысячи и тысячи людей в том возрасте, когда они особенно нуждаются в развитии и накоплении духовных и душевных сил, по экономическим причинам вынуждены работать. Он начал говорить о том, чего еще не было, но что было уже требованием времени: о двенадцатилетней единой школе, которая охватывала бы народную (начальную) и среднюю школу, и была бы доступна любому человеку, независимо от того, к какому социальному слою этот человек принадлежит. Тогда Рудольф Штайнер завоевал сердца всех своих слушателей».Хан называет этот момент истинным зарождением вальдорфской школы, первая из которых расположилась в купленном и переоборудованном Эмилем Мольтом здании ресторана.
Школа будущего должна была:
- строиться на глубоком понимании человеческих потребностей и законов развития:
- предполагать единую систему обучения для всех детей в возрасте 7−15 лет, чтобы обеспечить равные возможности в начальном образовании;
- иметь одинаковый для всех социальных классов образовательный стержень с возможностью дифференциации в старшем возрасте;
- давать возможность взрослым учащимся (до 20 лет) получать специализированное обучение в зависимости от будущей профессии;
- совмещать обучение учеников, осваивающих разные профессии, например столяров и учителей, которые должны обучаться вместе, что способствует общему развитию;
- включать в программу основы сельского хозяйства, торговли, промышленности и мастерства как отдельные дисциплины;
- быть ориентированной на человека: общеобразовательные предметы, такие как история, география и естественные науки, должны способствовать развитию личности.
Вальдорфская педагогика опирается на концепцию семилетних циклов (или семилетий) развития, предложенную Рудольфом Штайнером. По его наблюдениям, каждое семилетие имеет собственные задачи и особенности, а педагогические методы должны соответствовать этим этапам развития, поддерживая естественный рост и формирование личности ребенка (0−7 лет, 7−14 лет, 14−21 год).
От рождения до 7 лет (первое семилетие):
- Главные процессы: активное физическое развитие, формирование органов чувств, а также освоение умения ходить, говорить, мыслить.
- Ведущая деятельность: подражание. Маленькие дети впитывают всё, что видят в окружающей среде, через непосредственный пример взрослых. Слова, поступки и эмоциональный настрой взрослых оказывают ключевое влияние.
- Педагогические принципы: создание эстетически и эмоционально гармоничной среды, свободной игры, атмосферы тепла и доброжелательности. Вместо раннего интеллектуального обучения акцент делается на свободном движении, творчестве (рисование, лепка, пение, рассказывание сказок) и развивающей игре.
От 7 до 14 лет (второе семилетие):
- Главные процессы: начало школьного обучения, активное развитие чувств, воображения, образного мышления; становление эмоционально-чувственной сферы.
- Ведущая деятельность: переживание мира через образы и творчество (воображение). Ребёнок начинает воспринимать явления не только через подражание, но и через художественные и эмоциональные впечатления.
- Педагогические принципы: обучение преимущественно через образы, рассказы, мифы, художественные занятия (музыку, живопись, театр), ритмические упражнения, рукоделие. Учитель выступает своего рода примером для подражания, а преподавание строится так, чтобы пробуждать чувства и вдохновлять ребенка, а не заставлять его заучивать материал механически.
От 14 до 21 года (третье семилетие):
- Главные процессы: физическое и душевное взросление (подростковый и юношеский периоды), формирование способности к абстрактному и самостоятельному мышлению, внутреннее становление личности и постепенное выстраивание собственных ценностей.
- Ведущая деятельность: поиск истины, самоопределение, развитие критического мышления, осознание своей роли в обществе и понимание морально-нравственных вопросов.
- Педагогические принципы: дальнейшее углубление знаний в академических дисциплинах, подкрепленное самостоятельным изучением, экспериментами, проектами. Учитель все больше становится наставником, который сопровождает процесс обретения подростком собственного взгляда на мир и ответственности за свои решения.
На разных этапах школа должна была воспитать в ребенке разные социальные способности (Карлгрен Ф., «Воспитание к свободе»):
- через подражание в дошкольном возрасте — осознание свободы и уважение к другим;
- через авторитет в школьные годы — уверенность в жизни и способность к демократическому сотрудничеству;
- через обучение в подростковом возрасте в тесном контакте с учителями — углубленный интерес к миру и условиям жизни окружающих.
И первое условие для формирования новой школы Штайнер видит в коренной реформе образования учителей. Главными компетенциями для них становятся умение в процессе воспитания и преподавания успешно контактировать с детьми и обладание «таким складом ума, чтобы проникать в душу и во всю сущность формирующегося человека». Штайнер учил своих коллег тому, чтобы они «могли увидеть вопрос, ту божественную загадку, которую воспитатель благодаря искусству воспитания, проникнутого любовью, должен решать до тех пор, пока этот ребенок не найдет сам себя» (Карлгрен Ф., «Воспитание к свободе»).
«В школе, где важна не успеваемость и ее проверка, а развитие творческих способностей, компетентности в деле, чувства социальной ответственности, учитель должен стать образцом этих качеств, он должен научиться пробуждать своим преподаванием соответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этим процессам, уметь корректировать их».— Рудольф ШтайнерФранц Карлгрен, шведский антропософ и вальдорфский учитель, в книге «Воспитание к свободе» приводит большое количество разных примеров и цитат коллег о периоде становления вальдорфского движения.
Например, Каролина фон Гейдебранд, одна из первых учительниц этой школы, в книге «Рудольф Штайнер в вальдорфской школе» описывает начало ее работы так:
«В начале работы вальдорфской школы учителя и ученики испытывали множество трудностей. Для детей все было совершенно новым. Даже в самых старших классах дети из разных сословий жили вместе. Вальдорфская школа была первой единой школой в Германии, в которой этот принцип соблюдался до старших классов. Гимназисты, ученики средних и народных школ учились в одном классе; вместе мальчики и девочки. Это было для них непривычно. Учителям тоже. Очень трудно было жить вместе».В первой вальдорфской школе манера преподавания для того времени могла считаться довольно свободной. Штайнер не поддерживал обязательные домашние задания для младших классов, предпочитая задания, пробуждающие интерес, и обязательные работы начинались лишь с пятого или седьмого класса. Дисциплина основывалась не на строгих правилах, а на творческих и разнообразных занятиях, чтобы возникла непринужденная атмосфера, где главный акцент делался на непосредственный человеческий контакт, без которого возникали проблемы, требующие от учителя значительных усилий для решения.
В процессе становления первой школы Рудольф Штайнер внедрил новаторские подходы, которые сохраняют актуальность и на сегодняшний день. Среди них:
- Коллегиальное самоуправление учителей, благодаря которому школы могут самостоятельно определять свои образовательные пути.
- Совместная работа родителей и учителей для выработки общего понимания целей воспитания, что способствует более гармоничному развитию учеников.
- Еженедельные педагогические советы для постоянного обновления методик и профессионального развития, направленные на углубление понимания человека.
- Принцип классного учителя, который сопровождает свой класс на протяжении первых восьми лет обучения, что обеспечивает стабильность и цельность образовательного процесса.
- Совместное обучение мальчиков и девочек без разделения по социальным признакам, чтобы создать инклюзивное школьное сообщество.
- Возрастная ориентация учебного плана, адаптированного к потребностям каждой возрастной группы, которая служит духовно-телесному развитию учеников.
- Отказ от традиционной системы оценок в пользу беспрепятственного и индивидуального развития учеников.
- Включение терапевтических элементов и участие врача в школьной жизни, что поддерживает здоровье учеников.
- Возрождение традиции устного рассказа и театральных постановок, способствующих развитию воображения и эмоционального интеллекта.
- Уделение внимания художественно-эстетическому воспитанию через ремесла, живопись, музыку и эвритмию, что способствует развитию волевой культуры.
- Изучение двух иностранных языков с первого класса по уникальным методикам, развивающим языковые способности (источник).