Одним из наиболее заметных и универсальных трендов 2025 года становится интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс. Согласно отчету HundrED, цифровые программы с использованием ИИ доминируют в образовательных инновациях, подчеркивая их эффективность в развитии навыков XXI века и базовых компетенций [
HundrED]. ИИ используется как в автоматизации рутинных процессов, таких как проверка заданий и формирование обратной связи, так и в создании персонализированных траекторий обучения. Например, в Университете Сингапура внедрена
система AI Tutor, которая анализирует ответы студентов, выявляет пробелы в знаниях и предлагает индивидуальные рекомендации [
Nature]. Такая практика позволяет не только разгрузить преподавателя, но и обеспечить более гибкий подход к обучению, адаптированный под возможности и потребности каждого учащегося.
Другим ярким примером является
проект Cogniti, реализованный в Университете Сиднея. Это конструктор образовательных чат-ботов, который позволяет преподавателям создавать ботов, работающих на проверенных материалах курса. Такие инструменты не заменяют педагога, но расширяют возможности взаимодействия со студентами, особенно в условиях массового онлайн-обучения [
Skillbox Media]. С развитием технологий также увеличивается роль расширенной реальности (XR), как, например, в Монтеррейском технологическом институте, где используется
голографическая 3D-проекция преподавателя. Это создает эффект присутствия и усиливает иммерсивность образовательного опыта. Эти кейсы показывают, что ИИ и цифровые технологии способны существенно изменить формы преподавания и способы взаимодействия участников образовательного процесса.