Что такое EdTech: определение, обзор рынка в России и тренды 2026 года

Фото: Andrej Lišakov
Разбираем, что такое EdTech и чем он отличается от инфобизнеса. Обзор рынка онлайн-образования в России: рейтинг компаний 2024, статистика BusinesStat и главные тренды индустрии на 2026 год.

Что такое EdTech: определение

Само слово EdTech (эдтех) образуется от английских слов education (образование) и technology (технологии). Этот термин правильнее всего использовать для обозначения сектора экономики, в котором находятся компании, использующие технологии для создания образовательных продуктов. Обычно это крупные онлайн-школы с собственной учебной платформой, большим количеством студентов, ориентированные, с одной стороны, на достижение образовательного результата, с другой — на бизнес-эффективность. Эдтех существует как сектор tech-индустрии наряду с другими, например финтехом и биотехом.

История развития эдтеха: от радио и ТВ до искусственного интеллекта

Индустрия EdTech не появилась внезапно, а зарождалась и развивалась постепенно вместе с совершенствованием технологий (радио, ТВ, ПК, интернет, мобильные устройства). Но первые большие раунды инвестиций EdTech-проекты начали привлекать в середине 2010-х годов. Так, платформа с видеоуроками Lynda.com привлекла 100 миллионов долларов инвестиций в 2012 году, а Coursera — около 43 миллионов долларов в 2013 году. В России одной из первых EdTech-компаний стала Нетология, запустившая курсы по интернет-маркетингу в 2011 году. Более массово EdTech-стартапы стали появляться в середине 2010-х годов.

Пандемия COVID-19 форсировала массовый переход в цифровую среду, способствуя развитию EdTech-индустрии в частности и распространению онлайн-образования в целом. Учиться онлайн и встраивать обучение в повседневную жизнь становится распространенной практикой.

Сейчас EdTech — это разнообразные проекты: онлайн-курсы, образовательные платформы, инструменты для дистанционного обучения и даже использование в обучении искусственного интеллекта и виртуальной реальности.

У EdTech-проектов две основные цели:

  1. Расширить доступность образования — и, как следствие, получить возможность масштабироваться.
  2. Модернизировать образование через обновление и содержания, и подхода.

EdTech, онлайн-образование и инфобизнес — в чем разница?

Онлайн-образование и инфобизнес — не синонимы термину EdTech. Разберемся в понятиях:

  • EdTech — сектор экономики, в который входят компании, совмещающие образование и технологии.
  • Онлайн-образование — это больше про формат, в котором может проходить образовательный процесс, то есть когда мы реализуем обучение онлайн.
  • Инфобизнес (инфобиз) — термин закрепился за продуктами, где скорее продают знания. Не путать с образовательным процессом, где образовательный результат проверяется! Чаще всего продукт строится на личном бренде эксперта и сопровождается характерными маркетинговыми механиками, позволяющими сильно масштабировать продажи.

Эти три понятия не конкурируют между собой, а по сути обозначают некоторые плоскости того ландшафта, в котором появляются самые разные образовательные продукты, проекты и инициативы.

Статистика рынка EdTech в России: цифры и прогнозы

Согласно исследованию BusinesStat (2025), оборот рынка образовательных технологий за 2024 год в России вырос на 21% и составил 149 млрд руб. За последние 5 лет выручка 100 крупнейших компаний выросла в 10 раз — с 14 млрд до 144,5 млрд рублей — эдтех занял вполне заметную позицию в экономике. В 2025 году наблюдается замедление роста рынка.

Топ-10 крупнейших EdTech-компаний России

Лидерами российского рынка онлайн-образования по выручке в 2024 году стали (топ-10):

  • Корпорация «Синергия» — 12,7 млрд рублей.
  • Skillbox — 12,2 млрд рублей.
  • Skyeng — 12,1 млрд рублей.
  • Яндекс Практикум — 8,25 млрд рублей.
  • GetCourse — 6,69 млрд рублей.
  • Компьютерная академия ТОП — 6,53 млрд рублей.
  • Фоксфорд — 5,21 млрд рублей.
  • Учи.ру — 5,2 млрд рублей.
  • Умскул — 4,77 млрд рублей.
  • Университет Актион — 4,53 млрд рублей.

Сегментация рынка и портрет аудитории

Как распределяется выручка по нишам:

  • ДПО — 36% рынка (+16%, рост).
  • Детское образование — 34% (+33%, рост).
  • Разработчики и платформы — 13% (+24%, рост).
  • Иностранные языки — 5% (+3%, рост).
  • Бизнес-образование — 3% (−52%, падение).
  • Прочее (включая СПО и ВО) — 10% (+46%, рост).

Статистика пользователей

  • Количество студентов в онлайне достигло 8,1 млн человека (рост в 2,6 раза за 5 лет).
  • Средний чек на обучение — 18 000 рублей в год.
  • Онлайн-курсы прошли 994 000 студентов (23% от общего числа).
  • Женщины составляют 62% от всех обучающихся.

Можно сказать, что образование само по себе стало трендом: хотя бы раз онлайн-обучение или повышение квалификации проходили 56% россиян. И EdTech этому способствовал как минимум на уровне дискурсивном. «Каждый может стать…» — сильное обещание, которое явно влияет на отношение к обучению и решимость инвестировать время и деньги в свое развитие. В информационное поле его внес Яндекс Практикум.

Ключевые сегменты рынка EdTech в России

Онлайн-курсы и платформы для образования

Один из самых заметных сегментов — рынок онлайн-обучения. В России активно развиваются как крупные международные платформы (Coursera, edX, Udemy), так и местные игроки (Skillbox, GeekBrains, Яндекс Практикум, Нетология, Фоксфорд). Эти платформы предлагают курсы по множеству дисциплин, включая IT, маркетинг, дизайн, предпринимательство. Чаще всего курсы нацелены на повышение рыночных компетенций — для трудоустройства или поступления в вузы.

Инструменты для дистанционного обучения и онлайн-взаимодействия

После пандемии дистанционное обучение стало очень распространенной формой образовательного процесса. Активно используются и развиваются платформы для видеоконференций — международные (Zoom, Microsoft Teams, Google Meet) и российские решения (СберОбразование, VK Education и др.)

Учебные платформы, LMS (Learning Management Systems)

Для структурирования учебных материалов и управления учебным процессом вузы, школы и образовательные проекты без собственной платформы используют LMS. Это расшифровывается как Learning Management Systems, а дословно переводится как системы управления образованием. Так что проекты по предоставлению LMS-платформ (Moodle, iMpact LMS от Bitrix24, Microsoft 365 for Education, Skill) тоже активно развиваются.

Образование для детей и школьников

Дистанционное обучение детей в онлайн-школах стало важной частью системы образования. Платформы, такие как Фоксфорд, Учи.ру, Курсор, предлагают курсы для школьников и помогают преподавать предметы через интерактивные задания, видеоуроки и тесты.

Технологии для учителей

Еще одна сфера — инструменты для улучшения образовательного процесса. Это могут быть доски для совместного редактирования, инструменты для автоматизации оценки знаний или даже инструмент для автоматической генерации тестов с помощью ИИ (ЯКласс, Kahoot!, Tutor Platform, Leaf).

Главные тренды EdTech-индустрии в 2026 году

В российском эдтех-пространстве за последний год можно наблюдать:

  • спад интереса к IT-профессиям;
  • рост популярности использования ИИ (и желания его освоить);
  • рост сегмента детского образования;
  • внедрение EdTech в сферу государственного образования, развитие коллабораций с вузами;
  • тренд на внедрение персонализации обучения, в том числе с помощью ИИ-инструментов;
  • развитие форм смешанного обучения (совмещение онлайн- и офлайн-форматов);
  • внедрение учебной аналитики.

Полезные ресурсы для мониторинга рынка

В образовании важен уровень насмотренности. К счастью, в образовательных проектах высоко развит уровень анализа и рефлексии своей деятельности. Так что имеет смысл следить за событиями и публикациями в профессиональном сообществе:

  • Аналитика на Smart Ranking и edtechs.ru — порталы публикуют исследования рынка, рейтинги быстрорастущих EdTech-компаний, интервью с лидерами рынка;
  • Профильная конференция в сфере образования — Education Day в School of Education (проходит летом);
  • Самая крупная EdTech-конференция — EdTech Expo (проходит осенью, в середине октября);
  • Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) Высшей школы экономики;
  • Ежемесячный эдтех-дайджест в Telegram@edtech_digest_bot;
  • Каналы экспертов. Например, в Telegram есть множество авторских и аналитических каналов про образование и EdTech (подборка Михаила Свердлова: 90 телеграм-каналов про EdTech и образование).

В каждом сегменте образования и эдтеха свои закономерности и веяния. Лучше всего выстроить свое информационное поле в соответствии с актуальными для вас запросами.
Основы управления образовательным продуктом
Узнайте, как разрабатывать востребованный EdTech-продукт, принимать решения на основе данных, работать с воронкой продаж и каналами продвижения в образовании
  • Полезные материалы для педагогов, методистов, продакт-менеджеров и лидеров образовательных организаций
    Перейти в телеграм-канал
  • Обзоры самых интересных школ и университетов в мире и подборки образовательных возможностей
    Подписаться
читать также