В странах Восточной Азии наблюдаются как масштабные государственные инициативы, так и локальные инновации в области образования, демонстрирующие адаптацию к глобальным трендам и уникальные национальные подходы.
Китай реализует государственную стратегию модернизации образования «China's Education Modernization 2035», в рамках которой развиваются направления непрерывного обучения, персонализации образования, интеграции цифровых технологий и равного доступа к образованию [
China Educenter]. На особом внимании находятся бедные и сельские регионы: правительство поддерживает создание цифровой инфраструктуры и платформ дистанционного обучения, таких как национальная цифровая образовательная платформа, доступная школьникам по всей стране. В марте 2024 года в Китае была запущена инициатива «Искусственный интеллект, расширяющий возможности образования», в рамках которой реализуются проекты по использованию больших языковых моделей и цифровых ассистентов в школьной системе.
В рамках умного кампуса
Гонконгского политехнического университета (PolyU), применяются технологии омниканального доступа, искусственного интеллекта и расширенной реальности для создания непрерывной и персонализированной образовательной среды.
Япония успешно интегрирует модель «целостного образования», основанную на концептах «токката» и «учебные уроки». Первая ориентирована на развитие эмоционального интеллекта и самостоятельной мотивации у учащихся, вторая — на профессиональное развитие учителей через совместный анализ и совершенствование преподавания. Это позволяет сохранять академическую строгость при активном внедрении гуманистических методов обучения. Япония также активно развивает международные студенческие обмены, несмотря на структурные барьеры, такие как несовпадение учебных годов [
The PIE News].
Сингапур демонстрирует модель сбалансированного техно-гуманистического образования. Здесь действует программа EYEYAH!, направленная на развитие критического и креативного мышления через визуальное обучение по социально важным темам, таким как безопасность в интернете, устойчивость и психическое здоровье [
eyeyah.com].
Южная Корея делает ставку на привлечение международных студентов, развитие STEM-направлений и цифровую инклюзию. Южнокорейское образование стало особенно привлекательным после пандемии благодаря эффективному управлению кризисом, а также популяризации корейской культуры. Стратегия правительства включает развитие краткосрочных обменных программ, языковых курсов и академических партнерств. Студентов привлекают высокие академические стандарты, инклюзивная среда и современные технологии в обучении [
The PIE News].
Эти кейсы демонстрируют, что азиатские страны стремятся не только модернизировать свои образовательные системы, но и экспортировать собственные модели, сочетающие национальные ценности с глобальными образовательными стандартами.