как помочь студентам преодолеть страх ошибки
Мы уже писали о том, почему совершать ошибки — это не просто нормально, но и полезно. И что создание группы или класса, в котором допускаются ошибки, не только поможет вашим ученикам развить навыки, необходимые для будущего успеха, но также побудит их иметь здоровый образ мышления, который принимает неудачи и учится на них.

Вот шесть стратегий, которые помогут учащимся преодолеть страх ошибки:

1. Признаем, что страх настоящий
Исследователи выяснили, что, когда ученики с математической тревожностью сталкиваются, например, с числами, «в мозгу активируется центр страха — тот же центр страха, который загорается, когда люди видят змей или пауков», — пишет профессор Стэнфордского университета Джо Боулер в своей книге «Безграничный разум: учись, руководи и живи без препятствий».

Чтобы преодолеть страх в наших классах, мы должны выявлять деструктивные мысли и активно заменять их. Например, если мы боимся совершить публичную ошибку, то мы должны научиться заменять мысль «Я глуп» другой мыслью, а именно: «Я учусь». Об этом пишет психолог и исследователь Анджела Дакворт.

2. Работайте на перспективу
Правильные ответы не обязательно отражают подлинное долгосрочное обучение. В исследовании 2008 года профессор педагогических наук Ману Капур попросил учеников седьмого класса решить сложные математические задачи. Они были более сложными, чем те, которые школьники нашли бы на обычном экзамене, но не настолько сложными, чтобы они бросили их. Согласно Капуру, хорошая проблема — это не та, на которую есть единственный правильный ответ; он является открытым, поэтому учащиеся исследуют множество возможностей, опираясь на предшествующие знания и устанавливая связи с ними. Капур обнаружил, что в конце учебного года эти ученики превзошли своих сверстников в классе математики.

3. Подойдите к задаче творчески
Если вы хотите, чтобы учащиеся положительно относились к ошибкам, рассмотрите возможность проведения опросов или других ознакомительных мероприятий, которые позволят лучше понять интересы учащихся, а затем интегрировать эти интересы в планирование урока. И не забудьте предоставить студентам более широкий выбор, когда вы раздаете новые задания. Когда студенты работают над тем, чем они увлечены, они с гораздо большей вероятностью будут терпеть и преодолевать неизбежную череду ошибок и неудач.

4. Принимайте ошибки учеников
В 2007 году исследователи изучали, как учителя математики в Китае и США реагируют на ошибки в классе. Они обнаружили, что учителя в США часто исправляли своих учеников, когда у них был неправильный ответ, — подход, который мог заставить учеников бояться и совершать ошибки из-за страха прослыть глупым.

Китайские учителя, с другой стороны, более открыто говорили со своими учениками, чем учителя из США, о свободе совершать ошибки, что помогло создать в классе благоприятную для ошибок среду. Распространение идеи о том, что «ошибки являются обычным явлением, а некоторые даже хороши», привело к тому, что учащиеся стали чаще исправлять собственные ошибки.

5. Поощряйте «грубое или черновое мышление»
Явное обозначение деятельности в учебной программе способствует формированию культуры интеллектуального риска и дает студентам возможность набросать начальные решения, не беспокоясь о том, правы они или нет. Чтобы поощрять вербализацию чернового мышления, учителя могут подчеркнуть идею о том, что обучение требует времени и что полезно обсуждать идеи, которые не полностью сформированы в малых группах.


На главную альманаха →


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту