Гонконгский политехнический университет
В этом материале мы продолжаем знакомить вас с лучшими мировыми практиками, где уникальное сочетание традиций и инноваций задает новые стандарты образования. Сегодня рассмотрим опыт Гонконгского политехнического университета, который, опираясь на принцип из «Книги перемен», выстроил современную систему обучения и создал один из самых технологичных кампусов Азии. Разберем, как преемственность, служение обществу и цифровые инструменты помогают PolyU готовить специалистов будущего.
Об университете
В 30-х годах ХХ века здесь был ремесленный колледж с одним корпусом и четырьмя профессорами. Сегодня — небоскреб-библиотека, лаборатории с роботами-змеями и smart-кампус, первый в Азии получивший полноценного цифрового двойника. Представьте кампус, где стены «дышат» вместе со студентами: датчики в штукатурке мгновенно уменьшают СО₂, а лифты перестраивают маршрут, когда толпа устремляется на лекцию. Здесь инженерные аудитории превращаются в кинозалы 360°, а внутренний искусственный интеллект проверит эссе быстрее, чем вы успеете допить кофе. Это не футуристическая фантастика, а повседневность Гонконгского политехнического университета (PolyU).

Его девиз — «Учиться и применять во благо человечества» — взят из древнего китайского источника «Книга перемен» и звучит удивительно современно: знание ради действия, а действие — ради других (источник).
Любопытно, что стартовал университет вовсе не как высшее образовательное учреждение. В 1937 году это была Government Trade School — первое в Гонконге государственное техническое колледж-училище.

Стремительно развивающийся Гонконг 30-х годов нуждался в подготовке квалифицированных специалистов и технических кадров в области промышленности, механики и инфраструктуры.

В 1937 году здесь открылись три очных курса, включая трехлетнюю инженерную программу по обслуживанию и ремонту автомобилей для молодых людей, желающих стать мастерами автосервисов (источник).
Прошло менее века — и на том же фундаменте вырос международный R&D-центр (центр исследований и разработок), где студенты вместе с профессорами создают носимые экзоскелеты и городские умные турбины.

Взгляд PolyU на образование сформулирован его миссией:
  • проводить исследования, которые меняют жизни;
  • воспитывать критических мыслителей, уверенных коммуникаторов и изобретательных решателей задач;
  • поддерживать среду, в которой каждому хочется расти — сердцем и разумом (источник).

Обучение служением

PolyU стал первым университетом Гонконга, где обучение служением (service-learning) обязательно для всех бакалавров.
Service-learning — это образовательная методика, которая сочетает учебу с практической деятельностью на благо общества. Студенты не только изучают теорию, но и участвуют в реальных проектах — например, помогают детям, заботятся о природе, проводят образовательные мероприятия.

В процессе service-learning участники сталкиваются с настоящими задачами, учатся работать в команде, развивают критическое мышление, эмпатию и социальную ответственность. Все это происходит под руководством преподавателей, которые помогают связать получаемые знания с опытом и реальной жизнью.

Формула простая: «Учись → применяй → делай жизнь других лучше».
В июне 2022 года команда факультета возобновляемой энергетики отправилась в Руанду. Там на холмах у озера Киву студенты установили солнечные панели в деревнях без электричества, наладили вечернее освещение школ и провели мастер-класс по текстильному ремеслу. Представьте: закат, в деревне зажигается свет, дети впервые могут читать после наступления темноты, а студенты понимают, что их знания — не абстракция, а реальная энергия перемен.

Ректор PolyU лично присоединился к поездке и после рассказывал, как вдохновляюще для него было наблюдать за тем, как проекты его студентов меняли жизнь местного населения. В темноте загоралась первая лампочка, а вместе с ней — вера местных детей в новый день. Кажется мелочью? Но именно так PolyU учит своих студентов жить девизом университета (источник).
Культура как код ДНК
PolyU также ставит перед собой задачу формировать у нового поколения уважение к китайским традициям и открытости миру. В 2024 году в честь 30-летия получения университетского статуса PolyU организовал Фестиваль китайской культуры. В рамках фестиваля прошли мастер-классы и мероприятия по лакированной керамике, вышивке, китайской музыке и чтению классических текстов. На мероприятия были приглашены известные учёные, эксперты и художники, которые провели выставки, лекции, творческие мастерские и музыкальные выступления, погружая студентов в уникальное искусство Китая.

С 2022/23 учебного года каждый бакалавр PolyU проходит обязательный курс по истории и культуре Китая, а университет дополняет его короткими видео и лекциями о национальной безопасности, законах и личной ответственности — от здравоохранения до IT и экологии; вместе с партнерами проводятся экскурсии, конкурсы и проекты, которые помогают глубже понять современный Китай и Гонконг.

Казалось бы, зачем говорить о традиционном фарфоре или техниках шелкографии в ультрасовременном кампусе? Все эти шаги укрепляют у молодых людей чувство ответственности перед своей страной и обществом. PolyU продолжает развивать у студентов интерес и уважение к культуре, считая это важной частью образования и веря, что уважение к корням рождает уважение к иному, в том числе и новому, инновационному (источник).


Современные технологии в обучении

За последний год стало особенно заметно, насколько искусственный интеллект, особенно генеративные модели, преобразует высшее образование и общество в целом. Чтобы подготовить студентов к этим переменам, в июле 2024 года университет открыл департамент науки о данных и искусственного интеллекта, а ранее, с 2022/23 учебного года, сделал эти дисциплины обязательными для всех бакалавров. В январе 2025 года появился новый факультет компьютерных и математических наук (источник).

Университет спокойно впускает в аудитории генеративный искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальность, роботов — и делает их частью обычного учебного дня.

В 2023 году в PolyU появился Институт исследований и развития высшего образования (iHERD). Его команда отвечает за то, чтобы искусственный интеллект не оставался игрушкой, а помогал учиться по-новому. В том же русле университет открыл HiVE — первый в мире полномасштабный учебный класс в виртуальной реальности: заходишь в шлеме и будто перемещаешься в другую вселенную, но продолжаешь сидеть за партой.

В преподавании дисциплин PolyU стремится к продвижению инновационных методов в различных областях знаний. Инженерия, языки, здравоохранение, китайская медицина — каждое направление в PolyU получает свою порцию цифровых инструментов. Университет не ограничивается онлайн-лекциями: студенты пробуют, ошибаются, пробуют снова и учатся на собственном опыте.
PolyU стал одним из лидеров города по внедрению генеративного искусственного интеллекта. Летом 2024 года Центр развития образования собрал онлайн больше 850 участников из 34 регионов: ученых, преподавателей, администраторов. Они вместе обсуждали, как правильно использовать GenAI на занятиях и при оценке знаний.

Та же команда создала Learning Analytics Platform (LAP). Платформа собирает данные из разных систем, показывает, где курсы сильны, а где студентам нужна поддержка.

Междисциплинарная команда под руководством старшего преподавателя кафедры прикладных социальных наук доктора Вай-чи Родни Чу создала чат-бота на основе генеративного искусственного интеллекта — виртуального помощника TIMS (VAT), который обучается на учебных материалах и преподавательских методиках.

Работая через платформы мгновенных сообщений, VAT отвечает на вопросы студентов в любое время и в любом месте, используя текст, голосовые и видеосообщения.

Система Dialogue Podcast, входящая в проект, задействует передовые технологии обработки естественного языка, чтобы превращать сложный академический материал в увлекательные разговорные подкасты, что помогает студентам эффективнее усваивать знания.

Кроме того, разработанная система искусственного интеллекта AIReAS осуществляет мгновенную обратную связь по заданиям студентов, позволяя им совершенствовать знания и улучшать свои результаты в соответствии с прогрессом. AIReAS проверяет письменные работы, а NinjOrAItor анализирует устные презентации. Студент получает советы сразу и может тут же улучшить текст или выступление (источник).

В дальнейшем платформа будет интегрирована с мобильной системой управления обучением и возможностью персонализированного планирования учебных траекторий.

PolyU активно продвигает метод «сначала сам, потом вместе». Преподавателей обучают строить курсы, направленные на достижение этой цели, делятся удачными приемами. Один из примеров — обучение через игру: DM Master от школы сестринского дела, проект v-Care — игровой мир для будущих физиотерапевтов, медсестер и радиотерапевтов (студенты работают аватарами, тренируют знания и общение, а исследования показывают: учеба в v-Care нравится им больше, чем обычные онлайн-занятия).

PolyU вместе с Гонконгским баптистским университетом создал виртуальную клинику, где студенты двух школ отрабатывают навыки традиционной китайской медицины. В 2022/23 году проект опробовали 387 человек, и уже в 2024-м он стал постоянной частью программы.

Центр китайского языка (CLC) собрал команду, которая встраивает диалоги с чат-ботами в курсы, задания и экзамены. Преподавателей поддерживают семинарами, примерами этичного использования GenAI и видео для перевернутого класса. CLC также помогает факультету гуманитарных наук развивать ИИ в языковом обучении.

Кафедра инженерии энергетических и строительных систем построила VR-систему для занятий по пожарной безопасности и инженерным сетям зданий. Специальный VR-робот транслирует крупные испытания удаленно, а студенты изучают оборудование интерактивно.

При этом в эпоху стремительного развития технологий университет считает важным развивать гибкость и способность адаптироваться к меняющимся требованиям общества. С 2025 года поступление в PolyU будет факультетским. Все первокурсники внутри одного факультета проходят Common Year One, а затем свободно мигрируют к той программе, которая зажжет огонь в сердце.

Все эти шаги складываются в одну цель: выпускать людей, которые уверенно разбираются в передовых технологиях и способны решать глобальные задачи. PolyU верит, что такие специалисты помогут строить более благополучное будущее.
Что мы можем забрать с собой?
Кейс PolyU подсказывает, что современное образование может строиться на трех опорах. Учеба должна сразу приносить ощутимую пользу обществу, кампус — работать как «живая лаборатория» данных и технологий, а учебные траектории — быть гибкими, междисциплинарными, но культурно укорененными. Если соединить эти принципы, университет получает студентов, которые одновременно умеют сочувствовать, владеть цифровыми инструментами и быстро перестраиваться под новые задачи. Так PolyU шаг за шагом превращает технологии из модного слова в повседневный инструмент. Университет позволяет заглянуть в будущее: он показывает, что инновации не пугают, если служат человеку, учителю и студенту.

Благодарим за помощь в подготовке текста Дарью Деркач.

Полезные материалы для педагогов, методистов, продакт-менеджеров и лидеров образовательных организаций
Обзоры самых интересных школ и университетов в мире и подборки образовательных возможностей
читать также