Ситуации и задачи работы с группой и методические копилкиРаскроем подробнее, что мы подразумеваем под той или иной группой методик и почему считаем их важными, а также представим 2–3 интересных примера учебных стратегий и методов из каждой группы.
Методики на знакомство и установление контактаЭтап знакомства (первичного или вторичного в рамках новой темы) может существенно способствовать созданию доверительной и безопасной обстановки в группе. Мы рекомендуем уделять внимание этому этапу и подбирать упражнения, соответствующие составу и потребностям группы.
Вот что можно использовать:1) ДилеммыУчастники вытягивают карточки с дилеммами. Например: «Творческий хаос или структура?» Задача участника — выбрать только один вариант, который ему ближе всего, и обосновать свой выбор. Упражнение можно проводить как в большом кругу, так и в парах. Дилеммы вы можете разработать самостоятельно в зависимости от тематики сессии.
2) Быстрые встречиУчастники распределяются по парам. Один вопрос — одна пара. Ведущий задает вопросы для обсуждения. Примеры вопросов:
- Что я готов делать бесконечно долго, теряя счет времени?
- Чем из сделанного за последние несколько лет я горжусь больше всего?
- Какую вопиющую несправедливость в обществе я хотел бы исправить?
3) Хештеги персоныУчастники рассказывают, по каким вопросам к ним можно обратиться, и придумывают хештеги о себе.
Пример: Полина #контент_мейкер #креатив #digital_marketing
Методики на целеполагание: ожидания, цели, актуализация, контрактЭтап целеполагания очень важен, поскольку позволяет студентам принять осмысленное решение об участии в учебном процессе, дает возможность ведущему и группе синхронизироваться, договориться о совместных принципах и правилах жизни в образовательной среде, высказать ожидания и поставить цели.
Вот что можно использовать:1)
Квадрат ожиданий (на основе концепции Рут Кон TCI)Ведущий предлагает участникам проанализировать свои ожидания на основе 4 аспектов:
- Чего я жду от себя?
- Чего я жду от других людей?
- Чего я жду от темы?
- Чего я жду от нашей образовательной среды? (Расписание, атмосфера, условия работы и т. д.)
Можно повесить 4 плаката на стенах аудитории, которые участники будут заполнять, или создать 4 уголка на цифровой доске.
2) Работа с целями «Голова — сердце — руки»Участники отвечают на следующие вопросы:
• Голова: «Что я хочу узнать?»
• Сердце: «Как я хочу себя чувствовать в ходе обучения?»
• Руки: «Что я хочу сделать в рамках этого обучения?»
3) Актуализация темыМожно предложить участникам ответить на следующие вопросы в формате свободного письма или обсуждения в паре:
- Что я уже знаю об этой теме?
- Что мне интересно в ней?
- Какие аспекты темы вызывают у меня равнодушие?
- На какие вопросы по теме я хотел бы найти ответ?
4) Контракт о принципах работыНа данном этапе важно предложить группе определенные принципы, к которым вы хотели бы стремиться совместно с участниками. И договориться об уважении к этим принципам.
Вариант принципов, которые можно обсудить с участниками:
▸Добровольность.
▸ Активность и инициатива.
▸ Обучение через собственный опыт и его рефлексию.
▸ Коммуникация на одном уровне.
▸Уважение и безоценочность во взаимодействии.
▸ Отсутствие внешней оценки.
Методики получения практического опытаПриобретение собственного опыта в теме и его рефлексия — это действительно работающий алгоритм обучения. Каким образом можно организовать процесс получения опыта? Это сильно зависит от темы обучения, однако постараемся предложить некоторые универсальные типы методик.
Примеры методик получения практического опыта:
- Ролевые или деловые игры — это продуманные игровые ситуации, в которых участники могут через взаимодействие друг с другом и симуляцию реальных или вымышленных условий максимально прочувствовать значимые для нашего обучения установки и ценности и понаблюдать за паттернами своего поведения.
- Упражнения — практические задания, которые позволяют отработать целевые навыки или компетенции.
- Комплексная деятельность — решение задачи, приближенной к той, с которой участникам предстоит столкнуться в реальной жизни. Примеры: полевые исследования, создание и реализация проектов, симулятор.
Как можно отрефлексировать процесс получения опыта:
- Процесс: что только что происходило с вами? Описывайте процесс без фактов и оценок.
- Эмоции и мысли: что вы чувствовали и думали в процессе? Что испытываете сейчас?
- Результаты: что у вас получилось? Что можно было сделать лучше?
- Выводы: какие закономерности вы заметили? Какой смысл для вас в данном опыте? Как вы можете связать произошедшее с вами с реальной практикой и жизнью? Если что-то похожее произойдет с вами дальше, как вы будете действовать?
Методики организации дискуссий и обсужденийДискуссии и обсуждения являются важными формами групповой работы, поскольку они позволяют студентам обмениваться идеями, углублять понимание темы, учиться аргументировать свою точку зрения и развивать навыки эффективного взаимодействия.
Вот что можно использовать:1) Барометр мненийВедущий заранее готовит спорные тезисы по теме, с которыми можно согласиться или не согласиться. Например: «Эффективное обучение возможно только тогда, когда созданы соответствующие условия». Ведущий зачитывает вслух тезис, предлагает каждому участнику решить, согласен ли он с ним, и занять определенное место в пространстве. На одной стене висит карточка “Согласен”, на другой “Не согласен”. Все участники делают свой выбор, а желающие высказываются. Участники могут в любой момент изменить позицию, перейти в другую зону и обосновать этот переход.
2) АквариумЭтот вид дискуссии проводится, когда участвуют больше 10 человек. Нам важно, чтобы в рамках дискуссии высказалось много людей и это было организованно.
Подготовка:
- Ведущий ставит стулья в два круга: внешний и внутренний. Во внутреннем круге ставит 5 стульев для спикеров. Один стул всегда остается свободным.
- Во внешний круг садятся наблюдатели, которые в любой момент могут перейти в середину круга.
- Если человек высказался, то он может вернуться во внешний круг, а его место может занять любой.
Комментарий: во внутреннем круге присутствует модератор, который ведет обсуждение и резюмирует мнения.
3) Что скажем мы? Что говорит наука?В ходе обсуждения какой-либо темы ведущий предлагает участникам тезис. Например: «Взрослым людям часто мешает учиться прошлый опыт». Ведущий приглашает участников высказаться: что они думают по поводу этого тезиса? Согласны ли они с ним? Встречали ли они подтверждение этому тезису в своей жизни? После того как участники выскажутся, ведущий может привести соответствующую информацию из андрагогики и дать объяснения описанному явлению с точки зрения теории обучения взрослых людей.
Комментарий: имеет значение и многообразие мнений участников, и факты из того раздела науки, с которым мы имеем дело.
Методики генерации идейМетодики генерации идей способствуют формированию атмосферы творчества, экспериментов, помогают участникам раскрывать свой потенциал и позволяют находить нетривиальные решения задач в учебном и профессиональном контексте.
Вот что можно использовать: 1) Горячий стулЭтот метод используется, чтобы задействовать потенциал группы: знания, опыт, идеи всех участников. Особенно это ценно, когда группа действительно опытная.
Что делает ведущий:
- Просит каждого участника сформулировать, который хочет задать группе. Например: «Какие примеры обучения, спроектированного на основе креативного пространства, вы знаете?»
- Инициативный участник берет с собой листок и ручку, задает свой вопрос и садится на стул спиной к группе. Группа накидывает разные идеи, а участник просто фиксирует.
Почему бы просто не спросить? Этот формат настраивает участника на слушание, а группу заставляет активизировать свои ресурсы; за ограниченное время удается найти большое количество идей.
2) Другими глазамиИгра позволяет взглянуть на актуальные цели и задачи глазами других персонажей и найти свежие идеи.
Пример:
Ваш герой — Кэрол Дуэк. Она известна своей работой «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей». В этой работе описываются две установки: на данность и на рост. Человек с установкой на данность при столкновении с трудностью скорее скажет себе: «Это просто не для меня» или «Мне этого не дано». Человек с установкой на рост способен сказать себе: «Я этого не умею, но это пока», «Я ошибаюсь, но ошибка — это часть обучения». Что вам советует автор теории сейчас?
3) Думай рукамиМетодология дизайн-мышления предлагает задействовать руки и творчество, если участники застопорились и не могут найти решение своей проблемы. Мы можем перевести внимание студентов в другую модальность и предложить создать прототип руками: нарисовать, построить из LEGO, смастерить из подручных материалов. После этого можно отрефлексировать полученный опыт и внедрить инсайты в обсуждаемые решения.
Прицельно с выходом из стереотипности мышления с помощью «думания руками» работает методология фасилитации LEGO SERIOUS PLAY.
Методики работы с информациейУзнавать новое можно не только с помощью лекций. Фасилитационный подход к организации учебного процесса предлагает максимально вовлекать участников в процесс передачи, усвоения информации и работы с ней.
Вот что можно использовать:1) Лекция-провокацияЭто лекция с запланированными ошибками. Формирует умение слушателей внимательно воспринимать, оперативно ориентироваться в информации, анализировать и оценивать ее. Задача ведущего: заранее подготовить лекцию с ошибками, предупредить об этом слушателей и попросить их реагировать, когда ошибка будет замечена.
2) Уточнение интересов группы через воронку вопросовЭтот метод мы можем использовать тогда, когда организуем процесс, в котором участники самостоятельно направляют ход обучения и исследуют те темы, которые им интересны.
Пример:
Обучение сосредотачивается вокруг проблемы экологии и мусора. Вопрос-драйвер: «Как уменьшить количество свалок в мире?»
Дальнейший ход формулирования вопросов от группы:
- участники в парах пишут на листочках вопросы, которые у них есть по этой теме;
- далее участники объединяются в четверку, кластеризуют стикеры и добавляют новые вопросы, если они возникают в процессе обсуждения;
- далее процесс повторяется в мини-группе из восьми человек, группа оставляет ключевые кластеры вопросов;
- позднее мини-группы объединяют ключевые стикеры-кластеры. Так от всей большой группы остается несколько ключевых вопросов. Например: «Как отличается объем неперерабатываемого мусора в разных странах?», «Есть ли регионы, в которых нет свалок, и как им удается этого достичь?»
Далее группа приступает к исследованию основных вопросов, которые они выделили. Информация может поступать как от ведущего, так и от самих участников группы.
Методики повторения или проверки изученногоЭти методы помогают закрепить знания участников и проверить уровень их усвоения. Возвращение к изученному материалу в игровой форме не только способствует запоминанию информации, но и снимает напряжение, позволяет посмотреть на материал в новом контексте.
Вот что можно использовать:1) «Крокодил» или «Шляпа»В шляпу кидаются написанные термины и определения, которые были изучены. Участники вынимают карточки и стараются объяснить остальным, что ему попалось. Можно использовать объяснение словами, одним словом — ассоциацией, жестами и мимикой.
2) Своя играЭто игра по мотивам известной телевикторины, благодаря которой можно в динамичном и азартном формате емко повторить все основные разделы, которые были изучены в рамках курса.
Комментарии:
- Ведущий выделяет около 5 основных разделов изученного курса и придумывает для участников вопросы разной степени сложности («Вопросы за 200», «Вопросы за 400», «Вопросы за 600», «Вопросы за 800»).
- Участники могут отвечать на вопросы индивидуально, но формировать коллективный счет (ведущий может заранее обозначить границу баллов, переход которой покажет, что группа справилась с поставленной задачей).
- Чтобы игра прошла увлекательно, можно придумать вопросы разных форматов: визуальный вопрос, вопрос с видеофрагментом, простой текстовый вопрос и т. д.
- Вариант шаблона для проведения игры можно скачать на открытом ресурсе.
Методики рефлексииРефлексия — чуть ли не самый важный этап в обучении. А кто-то скажет даже более категорично: «Нет рефлексии, нет обучения». Нередко на этот этап не хватает времени или внимания, однако учебный эффект от этого действия сложно переоценить.
Вот что можно использовать:1) Всесторонний анализВедущий предлагает участникам проанализировать свой образовательный опыт с точки зрения 3–4 аспектов.
Пример:
👤 Я:
— Насколько я удовлетворен (-а) этим обучением? (От 1 до 10.)
— Как мне было в процессе обучения: какие чувства, мысли, результаты?
— За что я себе благодарен (-на)?
— Что я бы сделал (-а) по-другому?
— Как я оцениваю свой учебный эффект?
👥 Команда (если применимо):
— Как я оцениваю наше командное взаимодействие?
— Как мне работалось в этой команде?
— Что нам удалось хорошо?
— Что можно делать по-другому в командном взаимодействии?
🎯 Результат (если применимо):
— Как я оцениваю продукт, который мы разработали? Какие сильные стороны и зоны роста вижу в нем?
Комментарий: пункты для анализа и вопросы внутри пункта можно менять и наполнять согласно тематике вашей работы.
2) ПиццаВ конце большого раздела или самого курса мы можем предложить участникам оценить все изученные разделы. По своему выбору с помощью этого упражнения мы можем выяснить:
- какую тему или урок обучающиеся, по своей оценке, усвоили лучше всего и равномерно ли усвоены разделы;
- какая тема или урок оказались для обучающихся самыми интересными.
Мы рисуем большую пиццу на листе ватмана или цифровой доске. Каждый кусочек пиццы — это определенная тема, раздел или урок. Участники оценивают каждый раздел методом pin point (приклеивают или ставят точку). Ведущий задает систему координат: например, чем ближе точка стоит к центру пиццы, тем больше понравилось занятие.
В завершение молчаливой самостоятельной оценки можно обсудить с участниками результат и оценить, какие темы, разделы или уроки усвоены или понравились больше всего, а какие требуют дополнительного внимания.
3) Keep — stop — startУчастникам можно предложить оглянуться на пройденный образовательный путь и ответить на следующие вопросы:
- Keep: что я хочу сохранить, оставить как прежде?
- Stop: что я хочу перестать делать?
- Start: что я хочу начать делать?
ИтогиИтак, мы рассмотрели 8 ключевых ситуаций и задач групповой деятельности и различные примеры того, как можно решать эти задачи с помощью определенных учебных стратегий. Мы выделили следующие группы методик:
- На знакомство и установление контакта.
- На целеполагание: ожидания, цели, актуализация, контракт.
- На получение практического опыта.
- На организацию дискуссий и обсуждений.
- На генерацию идей.
- На работу с информацией.
- На повторение или проверку изученного.
- На рефлексию обучения.
Эта статья — не книга рецептов и, конечно, методики не ограничиваются описанными. Учебных стратегий великое множество! А скольким методикам еще предстоит родиться благодаря вашей практике и методическим задумкам? Желаем приятных и воодушевляющих групповых занятий новых экспериментов!
Благодарим за помощь в подготовке текста Валерию Гайдамака.На главную альманаха →