8 типов ситуаций работы с группой — 8 баночек с методиками
Фото: Rob Wicks Hire
Групповая деятельность в ходе обучения — это комплексный и сложный процесс, требующий подготовки и включения всех участников. Статья призвана немного облегчить вам эту работу: в ней мы предложим вариант структурного взгляда на задачи групповой деятельности и методики, которые могут позволить их решить.

Мы обращаем внимание, что ведущие образовательного процесса сосредотачивают свое внимание на содержании обучения, но нередко упускают другие значимые задачи. Чтобы помочь нашим студентам усвоить из обучения основные «питательные вещества», нам важно организовать все этапы нашей образовательной “трапезы” и вовлечь участников в нее. Так как же это сделать? Давайте по порядку.

Какие задачи и ситуации можно выделить в групповой работе на разных этапах?

1. Вводный этап:
  • Знакомство и установление контакта.
  • Целеполагание: ожидания, цели, актуализация, контракт.
2. Основной этап:
  • Получение практического опыта.
  • Дискуссии и обсуждения.
  • Генерация идей.
  • Работа с информацией.
3. Заключительный этап:
  • Повторение или проверка изученного.
  • Рефлексия и завершение.
Различные задачи и ситуации групповой работы могут потребовать различных учебных стратегий. Методическое разнообразие в организации учебного процесса может внести значительный вклад в то, что групповая работа сложится эффективно и увлекательно.

В этой статье мы предложим вариант классификации учебных стратегий и методик в соответствии с универсальными видами групповой деятельности. И откупорим 8 баночек с методиками. Их вы можете использовать в своей работе, адаптировать и, вероятно, они натолкнут вас на собственные идеи!
Преподнесение методик группе
Важно помогать студентам осмысленно включаться в учебный процесс, и наша задача — объяснять те действия, которые мы производим в рамках его организации. Как это можно сделать?
Ситуации и задачи работы с группой и методические копилки
Раскроем подробнее, что мы подразумеваем под той или иной группой методик и почему считаем их важными, а также представим 2–3 интересных примера учебных стратегий и методов из каждой группы.

Методики на знакомство и установление контакта
Этап знакомства (первичного или вторичного в рамках новой темы) может существенно способствовать созданию доверительной и безопасной обстановки в группе. Мы рекомендуем уделять внимание этому этапу и подбирать упражнения, соответствующие составу и потребностям группы.

Вот что можно использовать:

1) Дилеммы
Участники вытягивают карточки с дилеммами. Например: «Творческий хаос или структура?» Задача участника — выбрать только один вариант, который ему ближе всего, и обосновать свой выбор. Упражнение можно проводить как в большом кругу, так и в парах. Дилеммы вы можете разработать самостоятельно в зависимости от тематики сессии.

2) Быстрые встречи
Участники распределяются по парам. Один вопрос — одна пара. Ведущий задает вопросы для обсуждения. Примеры вопросов:
  • Что я готов делать бесконечно долго, теряя счет времени?
  • Чем из сделанного за последние несколько лет я горжусь больше всего?
  • Какую вопиющую несправедливость в обществе я хотел бы исправить?

3) Хештеги персоны
Участники рассказывают, по каким вопросам к ним можно обратиться, и придумывают хештеги о себе.
Пример: Полина #контент_мейкер #креатив #digital_marketing

Методики на целеполагание: ожидания, цели, актуализация, контракт
Этап целеполагания очень важен, поскольку позволяет студентам принять осмысленное решение об участии в учебном процессе, дает возможность ведущему и группе синхронизироваться, договориться о совместных принципах и правилах жизни в образовательной среде, высказать ожидания и поставить цели.

Вот что можно использовать:

1) Квадрат ожиданий (на основе концепции Рут Кон TCI)
Ведущий предлагает участникам проанализировать свои ожидания на основе 4 аспектов:
  • Чего я жду от себя?
  • Чего я жду от других людей?
  • Чего я жду от темы?
  • Чего я жду от нашей образовательной среды? (Расписание, атмосфера, условия работы и т. д.)
Можно повесить 4 плаката на стенах аудитории, которые участники будут заполнять, или создать 4 уголка на цифровой доске.

2) Работа с целями «Голова — сердце — руки»
Участники отвечают на следующие вопросы:
• Голова: «Что я хочу узнать?»
• Сердце: «Как я хочу себя чувствовать в ходе обучения?»
• Руки: «Что я хочу сделать в рамках этого обучения?»

3) Актуализация темы
Можно предложить участникам ответить на следующие вопросы в формате свободного письма или обсуждения в паре:
  • Что я уже знаю об этой теме?
  • Что мне интересно в ней?
  • Какие аспекты темы вызывают у меня равнодушие?
  • На какие вопросы по теме я хотел бы найти ответ?

4) Контракт о принципах работы
На данном этапе важно предложить группе определенные принципы, к которым вы хотели бы стремиться совместно с участниками. И договориться об уважении к этим принципам.

Вариант принципов, которые можно обсудить с участниками:
▸Добровольность.
▸ Активность и инициатива.
▸ Обучение через собственный опыт и его рефлексию.
▸ Коммуникация на одном уровне.
▸Уважение и безоценочность во взаимодействии.
▸ Отсутствие внешней оценки.

Методики получения практического опыта
Приобретение собственного опыта в теме и его рефлексия — это действительно работающий алгоритм обучения. Каким образом можно организовать процесс получения опыта? Это сильно зависит от темы обучения, однако постараемся предложить некоторые универсальные типы методик.

Примеры методик получения практического опыта:
  • Ролевые или деловые игры — это продуманные игровые ситуации, в которых участники могут через взаимодействие друг с другом и симуляцию реальных или вымышленных условий максимально прочувствовать значимые для нашего обучения установки и ценности и понаблюдать за паттернами своего поведения.
  • Упражнения — практические задания, которые позволяют отработать целевые навыки или компетенции.
  • Комплексная деятельность — решение задачи, приближенной к той, с которой участникам предстоит столкнуться в реальной жизни. Примеры: полевые исследования, создание и реализация проектов, симулятор.

Как можно отрефлексировать процесс получения опыта:
  • Процесс: что только что происходило с вами? Описывайте процесс без фактов и оценок.
  • Эмоции и мысли: что вы чувствовали и думали в процессе? Что испытываете сейчас?
  • Результаты: что у вас получилось? Что можно было сделать лучше?
  • Выводы: какие закономерности вы заметили? Какой смысл для вас в данном опыте? Как вы можете связать произошедшее с вами с реальной практикой и жизнью? Если что-то похожее произойдет с вами дальше, как вы будете действовать?

Методики организации дискуссий и обсуждений
Дискуссии и обсуждения являются важными формами групповой работы, поскольку они позволяют студентам обмениваться идеями, углублять понимание темы, учиться аргументировать свою точку зрения и развивать навыки эффективного взаимодействия.

Вот что можно использовать:

1) Барометр мнений
Ведущий заранее готовит спорные тезисы по теме, с которыми можно согласиться или не согласиться. Например: «Эффективное обучение возможно только тогда, когда созданы соответствующие условия». Ведущий зачитывает вслух тезис, предлагает каждому участнику решить, согласен ли он с ним, и занять определенное место в пространстве. На одной стене висит карточка “Согласен”, на другой “Не согласен”. Все участники делают свой выбор, а желающие высказываются. Участники могут в любой момент изменить позицию, перейти в другую зону и обосновать этот переход.

2) Аквариум
Этот вид дискуссии проводится, когда участвуют больше 10 человек. Нам важно, чтобы в рамках дискуссии высказалось много людей и это было организованно.
Подготовка:
  • Ведущий ставит стулья в два круга: внешний и внутренний. Во внутреннем круге ставит 5 стульев для спикеров. Один стул всегда остается свободным.
  • Во внешний круг садятся наблюдатели, которые в любой момент могут перейти в середину круга.
  • Если человек высказался, то он может вернуться во внешний круг, а его место может занять любой.
Комментарий: во внутреннем круге присутствует модератор, который ведет обсуждение и резюмирует мнения.

3) Что скажем мы? Что говорит наука?
В ходе обсуждения какой-либо темы ведущий предлагает участникам тезис. Например: «Взрослым людям часто мешает учиться прошлый опыт». Ведущий приглашает участников высказаться: что они думают по поводу этого тезиса? Согласны ли они с ним? Встречали ли они подтверждение этому тезису в своей жизни? После того как участники выскажутся, ведущий может привести соответствующую информацию из андрагогики и дать объяснения описанному явлению с точки зрения теории обучения взрослых людей.
Комментарий: имеет значение и многообразие мнений участников, и факты из того раздела науки, с которым мы имеем дело.

Методики генерации идей
Методики генерации идей способствуют формированию атмосферы творчества, экспериментов, помогают участникам раскрывать свой потенциал и позволяют находить нетривиальные решения задач в учебном и профессиональном контексте.

Вот что можно использовать:

1) Горячий стул
Этот метод используется, чтобы задействовать потенциал группы: знания, опыт, идеи всех участников. Особенно это ценно, когда группа действительно опытная.
Что делает ведущий:
  • Просит каждого участника сформулировать, который хочет задать группе. Например: «Какие примеры обучения, спроектированного на основе креативного пространства, вы знаете?»
  • Инициативный участник берет с собой листок и ручку, задает свой вопрос и садится на стул спиной к группе. Группа накидывает разные идеи, а участник просто фиксирует.
Почему бы просто не спросить? Этот формат настраивает участника на слушание, а группу заставляет активизировать свои ресурсы; за ограниченное время удается найти большое количество идей.

2) Другими глазами
Игра позволяет взглянуть на актуальные цели и задачи глазами других персонажей и найти свежие идеи.
Пример:
Ваш герой — Кэрол Дуэк. Она известна своей работой «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей». В этой работе описываются две установки: на данность и на рост. Человек с установкой на данность при столкновении с трудностью скорее скажет себе: «Это просто не для меня» или «Мне этого не дано». Человек с установкой на рост способен сказать себе: «Я этого не умею, но это пока», «Я ошибаюсь, но ошибка — это часть обучения». Что вам советует автор теории сейчас?

3) Думай руками
Методология дизайн-мышления предлагает задействовать руки и творчество, если участники застопорились и не могут найти решение своей проблемы. Мы можем перевести внимание студентов в другую модальность и предложить создать прототип руками: нарисовать, построить из LEGO, смастерить из подручных материалов. После этого можно отрефлексировать полученный опыт и внедрить инсайты в обсуждаемые решения.

Прицельно с выходом из стереотипности мышления с помощью «думания руками» работает методология фасилитации LEGO SERIOUS PLAY.

Методики работы с информацией
Узнавать новое можно не только с помощью лекций. Фасилитационный подход к организации учебного процесса предлагает максимально вовлекать участников в процесс передачи, усвоения информации и работы с ней.

Вот что можно использовать:

1) Лекция-провокация
Это лекция с запланированными ошибками. Формирует умение слушателей внимательно воспринимать, оперативно ориентироваться в информации, анализировать и оценивать ее. Задача ведущего: заранее подготовить лекцию с ошибками, предупредить об этом слушателей и попросить их реагировать, когда ошибка будет замечена.

2) Уточнение интересов группы через воронку вопросов
Этот метод мы можем использовать тогда, когда организуем процесс, в котором участники самостоятельно направляют ход обучения и исследуют те темы, которые им интересны.

Пример:
Обучение сосредотачивается вокруг проблемы экологии и мусора. Вопрос-драйвер: «Как уменьшить количество свалок в мире?»
Дальнейший ход формулирования вопросов от группы:
  • участники в парах пишут на листочках вопросы, которые у них есть по этой теме;
  • далее участники объединяются в четверку, кластеризуют стикеры и добавляют новые вопросы, если они возникают в процессе обсуждения;
  • далее процесс повторяется в мини-группе из восьми человек, группа оставляет ключевые кластеры вопросов;
  • позднее мини-группы объединяют ключевые стикеры-кластеры. Так от всей большой группы остается несколько ключевых вопросов. Например: «Как отличается объем неперерабатываемого мусора в разных странах?», «Есть ли регионы, в которых нет свалок, и как им удается этого достичь?»
Далее группа приступает к исследованию основных вопросов, которые они выделили. Информация может поступать как от ведущего, так и от самих участников группы.

Методики повторения или проверки изученного
Эти методы помогают закрепить знания участников и проверить уровень их усвоения. Возвращение к изученному материалу в игровой форме не только способствует запоминанию информации, но и снимает напряжение, позволяет посмотреть на материал в новом контексте.

Вот что можно использовать:

1) «Крокодил» или «Шляпа»
В шляпу кидаются написанные термины и определения, которые были изучены. Участники вынимают карточки и стараются объяснить остальным, что ему попалось. Можно использовать объяснение словами, одним словом — ассоциацией, жестами и мимикой.

2) Своя игра
Это игра по мотивам известной телевикторины, благодаря которой можно в динамичном и азартном формате емко повторить все основные разделы, которые были изучены в рамках курса.
Комментарии:
  • Ведущий выделяет около 5 основных разделов изученного курса и придумывает для участников вопросы разной степени сложности («Вопросы за 200», «Вопросы за 400», «Вопросы за 600», «Вопросы за 800»).
  • Участники могут отвечать на вопросы индивидуально, но формировать коллективный счет (ведущий может заранее обозначить границу баллов, переход которой покажет, что группа справилась с поставленной задачей).
  • Чтобы игра прошла увлекательно, можно придумать вопросы разных форматов: визуальный вопрос, вопрос с видеофрагментом, простой текстовый вопрос и т. д.
  • Вариант шаблона для проведения игры можно скачать на открытом ресурсе.

Методики рефлексии
Рефлексия — чуть ли не самый важный этап в обучении. А кто-то скажет даже более категорично: «Нет рефлексии, нет обучения». Нередко на этот этап не хватает времени или внимания, однако учебный эффект от этого действия сложно переоценить.

Вот что можно использовать:

1) Всесторонний анализ
Ведущий предлагает участникам проанализировать свой образовательный опыт с точки зрения 3–4 аспектов.

Пример:

👤 Я:
— Насколько я удовлетворен (-а) этим обучением? (От 1 до 10.)
— Как мне было в процессе обучения: какие чувства, мысли, результаты?
— За что я себе благодарен (-на)?
— Что я бы сделал (-а) по-другому?
— Как я оцениваю свой учебный эффект?

👥 Команда (если применимо):
— Как я оцениваю наше командное взаимодействие?
— Как мне работалось в этой команде?
— Что нам удалось хорошо?
— Что можно делать по-другому в командном взаимодействии?

🎯 Результат (если применимо):
— Как я оцениваю продукт, который мы разработали? Какие сильные стороны и зоны роста вижу в нем?

Комментарий: пункты для анализа и вопросы внутри пункта можно менять и наполнять согласно тематике вашей работы.

2) Пицца
В конце большого раздела или самого курса мы можем предложить участникам оценить все изученные разделы. По своему выбору с помощью этого упражнения мы можем выяснить:
  • какую тему или урок обучающиеся, по своей оценке, усвоили лучше всего и равномерно ли усвоены разделы;
  • какая тема или урок оказались для обучающихся самыми интересными.
Мы рисуем большую пиццу на листе ватмана или цифровой доске. Каждый кусочек пиццы — это определенная тема, раздел или урок. Участники оценивают каждый раздел методом pin point (приклеивают или ставят точку). Ведущий задает систему координат: например, чем ближе точка стоит к центру пиццы, тем больше понравилось занятие.

В завершение молчаливой самостоятельной оценки можно обсудить с участниками результат и оценить, какие темы, разделы или уроки усвоены или понравились больше всего, а какие требуют дополнительного внимания.

3) Keep — stop — start
Участникам можно предложить оглянуться на пройденный образовательный путь и ответить на следующие вопросы:
  • Keep: что я хочу сохранить, оставить как прежде?
  • Stop: что я хочу перестать делать?
  • Start: что я хочу начать делать?

Итоги

Итак, мы рассмотрели 8 ключевых ситуаций и задач групповой деятельности и различные примеры того, как можно решать эти задачи с помощью определенных учебных стратегий. Мы выделили следующие группы методик:
  1. На знакомство и установление контакта.
  2. На целеполагание: ожидания, цели, актуализация, контракт.
  3. На получение практического опыта.
  4. На организацию дискуссий и обсуждений.
  5. На генерацию идей.
  6. На работу с информацией.
  7. На повторение или проверку изученного.
  8. На рефлексию обучения.
Эта статья — не книга рецептов и, конечно, методики не ограничиваются описанными. Учебных стратегий великое множество! А скольким методикам еще предстоит родиться благодаря вашей практике и методическим задумкам? Желаем приятных и воодушевляющих групповых занятий новых экспериментов!

Благодарим за помощь в подготовке текста Валерию Гайдамака.

На главную альманаха →


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту