В этой статье мы хотим поделиться с вами способами помочь ученикам обрести навык саморегуляции. С помощью приведенных ниже стратегий вы сможете помочь учащимся научиться управлять собственными чувствами, мыслями и своим поведением.
Делимся опытом учителей!Расскажите о мозгеЧтобы освоить навык саморегуляции, важно понимать, как этот процесс происходит и на чем он основан. Педагог Кэтрин Фишман-Уивер рекомендует изучить структуру и функции лимбической системы — центра эмоционального контроля мозга. Это поможет понять, что эмоции и мышление — это неотделимые друг от друга процессы, которые могут повлиять на устойчивость внимания, память и исполнительность учеников.
Развивайте эмоциональный словарный запасПредложите классу провести «мозговой штурм чувств», в ходе которого ученики должны придумать 20 видов счастья и грусти. Чем больше слов они будут подбирать, тем больше они будут понимать, какая эмоция преобладает у них в тот или иной момент времени. Когда у них формируется «эмоциональный» словарь, такие инструменты, как измерители настроения, колесо эмоций и шкалы настроения помогут им отслеживать, как меняются их эмоции в течение дня.
Представьте свое спокойное местоКогда учеников одолевают тяжелые чувства, попросите их закрыть глаза и визуализировать момент или место, в котором они чувствуют себя наиболее спокойно. Чтобы им было проще его представить, предварительно можно попросить нарисовать это место. Важна каждая деталь: звуки, запахи, люди вокруг, цвета. Это упражнение может помочь успокоиться и снизить градус эмоций.
Напишите список ценностейПопросите учеников написать список: ценностей, целей, самых ярких моментов в их жизни, что их успокаивает или делает счастливее. Важно, чтобы список постоянно был перед глазами и его можно было бы достать в любой момент. Данное упражнение может стать поддержкой в трудные моменты, когда ученик подавлен или потерян.
Измените самовосприятиеСтресс часто возникает из-за ощущения, что мы недостаточно в чем-то хороши, не способны выполнить ту или иную задачу. Научите своих студентов вырабатывать привычку позитивного отношения к себе. Расскажите ученикам, что когда у них возникает негативная мысль о себе, они могут заменить ее следующими утверждениями: «Я горжусь собой», «Я делаю все, что в моих силах», «Я уже сделал очень много».
Выражайте эмоции с помощью искусстваХудожественная деятельность может помочь детям обрабатывать и выражать эмоции, а также создать ощущение безопасности и комфорта. Например, можно предложить учащимся выполнить следующее задание: заполнить лист бумаги различными цветами, линиями, формами, а после этого ответить на вопросы:
Какой цвет меня раздражает? Что означает каждая нарисованная мной фигура? Как я соотношу себя с тем, что я нарисовал?Найдите время для обсуждения проблемыДаже если вам кажется, что вы дали все необходимые инструменты для саморегуляции, у некоторых студентов все еще могут возникать трудности. В таких случаях важно найти время, чтобы пообщаться с учениками один на один. Личная беседа поможет лучше понять, что чувствует ученик и как вы можете ему помочь.
На главную альманаха →