Почему так важно организовать классное пространство?

Получите актуальные знания и навыки в области педагогики с фокусом на студентоцентричные подходы к преподаванию. Старт — 5 ноября
🔹 Почему так важно организовать классное пространство?
Организация пространства классной комнаты играет ключевую роль в процессе обучения.

Во-первых, это влияет на концентрацию внимания, мотивацию и вовлеченность: хорошо организованное пространство помогает ученикам легче фокусироваться на заданиях и информации, которую они получают на уроке. Когда всё находится на своих местах и нет лишних отвлекающих факторов, ученики могут полностью погрузиться в учебный процесс.

Во-вторых, это оказывает влияние на физическое и психическое здоровье: эргономичная мебель и хорошее освещение способствуют поддержанию физического здоровья учеников, а зелёные растения оказывают положительное влияние на психическое состояние, снижая уровень стресса и тревожности.

В-третьих, пространство классной комнаты может задавать формы работы:
расстановка парт, учебные материалы на стенах, расположение проектора, доски или визуальных материалов, задает стратегии работы с группой, сложно уйти от фронтальной работы в классе с прикрученными к полу по двое партами.

🔹 Как организовать пространство в классе?

Разделите класс на зоны
Разделение класса на различные функциональные зоны, такие как зона для групповых занятий, зона для индивидуальной работы и зона отдыха, помогает учащимся лучше сосредоточиться на своей задаче и использовать время более эффективно.

Крайне важно предусмотреть уголок для перерывов. В таких местах можно разместить мягкие кресла, столик для настольных игр или просто пространство для чтения книг. Наличие такой зоны помогает снизить уровень стресса и восстановить силы перед следующим занятием.

Зонирование может определять и разный набор форм и стратегий работ с классом. Если у вас в классе планируется смешанный формат (blended learning), когда ученики переходят между индивидуальной, фронтальной и групповой работой, и вы часто его используете, можно заранее подготовить островки для каждой формы деятельности.
Наконец, некоторым ученикам может быть важно иметь свое небольшое тихое пространство для работы. Для таких случаев можно использовать модульные звукопоглощающие панели или просто ширмы, которые помогут им сосредоточиться и создать безопасную зону.

Обеспечьте учащихся комфортной мебелью
Мебель, учитывающая особенности строения тела ребенка, предотвращает появление болей в спине и шее, что особенно важно для длительных занятий. Хорошо подобранные стулья и столы помогают поддерживать правильную осанку и уменьшить утомляемость.

Еще можно обратить внимание на подвижные стулья и столы: возможность регулировки высоты и наклона мебели под индивидуальные потребности каждого ученика также способствует созданию комфортных условий для обучения. Это особенно актуально для младших классов, где дети быстро растут.

Значительно помогут парты с колесиками на передних ножках. Это позволит быстро менять расстановку парт и не сорвать спину. А вот использование подвижных кресел в классной комнате стоит ограничить, поскольку это будет мешать работе большинства учеников.

Меняйте расстановку парт
Классическая расстановка парт по две или по одной по направлению к доске хорошо работает, когда вы ведете фронтальный урок. Однако для других форм работ расстановку можно менять.

Если вы планируете групповую работу, заранее поставьт парты несколькими островами, если вы планируете дискуссию — используйте расстановку квадратом. Если у вас много самостоятельной работы хорошо подойдет П-образная расстановка, которая позволит подойти вам к каждому ученику.
Если в вашем классе часто меняются формы работы, вы можете использовать L-образную островную расстановку парт, когда две однометсные парты смотрят к доске, а другие две стоят вплотную перпендикулярно. Несколько таких островков (например 6 или 8) позволят вам быстро переключаться от фронтальной работы к парной и групповой, и оставят возможность подойти к каждому ученику.

Не забудьте про освещение
Хорошее освещение важно для здоровья глаз и концентрации внимания. Естественное освещение предпочтительнее искусственного, но если его недостаточно, следует обеспечить равномерное распределение источников света по всему классу.

Чем больше естественного света попадает в класс, тем лучше для зрения и общего самочувствия учеников. Оптимальным считается расположение окон на северной стороне здания, так как это обеспечивает равномерное освещение в течение всего дня.

Если количество естественного света ограничено, необходимо компенсировать его искусственными источниками. Важно выбирать лампы с нейтральным белым светом, который наиболее близок к дневному свету, и избегать ярких светодиодов, которые могут раздражать глаза. Также стоит позаботиться о равномерном распределении света по всему помещению.

Используйте пространство стен
Очень важно использовать пространство стен эффективно. Лучше всего, если на стенах есть пробковые или войлочные панели, на которых вы можете разместить материалы для уроков — полезные таблицы, схемы, рисунки, плакаты.
В хорошей классной комнате всегда видна не только работа учителя, но и учеников. Вешайте на стены материалы по текущим заданиям, проекты учеников, результаты опросов, правила класса.

Также на стенах можно оставить пространство для сбора обратной связи и вопросов. Для этого можно использовать инструмент «парковка». Чтобы подготовить «парковку идей» разделите большой лист ватмана на 4 части — (1) Какие у вас есть вопросы, (2) Что вам понравилось сегодня на занятии, (3) Что стало для вас сегодня открытием, (4) Что и как нужно изменить в наших занятиях. Ученики могут писать свои вопросы на стикерах как во время урока, так и после него. Не забывайте отвечать на вопросы и реагировать на предложения, иначе инструмент перестанет быть эффективным.

Учитывайте технологии
Использование интерактивных досок и мультимедийного оборудования позволяет сделать уроки более динамичными и интересными.

Интерактивные доски помогают учителям и ученикам активно взаимодействовать с учебным материалом, делая уроки более наглядными и увлекательными.

Мультимедийное оборудование (проекторы, компьютеры, планшеты и другие современные гаджеты) открывает новые возможности для преподавания и обучения. Они делают учебный процесс более разнообразным и адаптированным к потребностям современных детей, привыкших к использованию цифровых технологий.

При этом важно не переусердствовать с технологиями. Не стоит использовать такие технологии только потому, что это модно. Используйте эти технологии, если они отвечают поставленным образовательным целям. Если можно достичь целей без использования мультимедиа, то можно от них и отказаться.

Поставьте в классе зеленые растения
Растения не только улучшают качество воздуха, но и снижают стресс и создают атмосферу, способствующую концентрации.

Растения очищают воздух от углекислого газа и других вредных веществ, улучшая его качество. Это положительно сказывается на здоровье и умственной активности учеников.
Не стоит забывать и про психологический комфорт: зелень в интерьере создаёт уютную и спокойную атмосферу, помогая снять напряжение.

При этом стоит помнить о том, что не все растения одинаково хороши для классной комнаты. Стоит посоветоваться с учителем биологии и выбрать те, которые будут безопасны и не повредят ученикам.

Постарайтесь не переусердствовать с расстановкой растений на подоконниках. Солнечный свет может оказаться важнее больших тропических растений, которые его загораживают.

Организуйте пространство для зоны учителя
Учителю тоже нужно свое пространство! В процессе организации классной комнаты, очень важно найти удобное положение для учительского стола, обеспечить все необходимые материалы — бумагу, маркеры или мел, стикеры, ножницы, клей, ручки, карандаши, пространство для работ и тетрадей, розетки для личного или школьного компьютера (и хороший удлинитель), экстренную аптечку. На стол учителя также можно поставить ящик для сбора обратной связи и вопросов.

Вы можете поселить на столе учителя ваш классный талисман — небольшую игрушку, которую будете использовать регулярно для разных активностей, или мягкий мячик, который можно использовать для фронтальных опросов.

На главную альманаха →


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту