Настало время поговорить о научном методе, который позволяет нам отличать научные знания от ненаучных, а также понимать, насколько это важно.
Напоминаю, что в нашей классификации источников мы выделили три ненаучных источника, а также два научных: статьи в рецензированных журналах и метаанализы. Давайте разберемся,
что отличает научное знание от ненаучного и как научное знание добывается.Начинается научное знание, разумеется, с вопроса или с проблемы для исследования. Например, мы видим белого лебедя и задаемся вопросом: все ли лебеди на земле белые. Или мы хотим подробнее узнать про то, как проходят дискуссии на фокус-группах или просто в групповых обсуждениях.
Первое, что нам нужно сделать для этого —
произвести наблюдение и зафиксировать определенные факты. Давайте вспомним Галилея и Левенгука, двух великих ученых времен Возрождения. Галилей — человек, который впервые использовал телескоп для наблюдения небесных тел, открыл несколько спутников Юпитера, которые он сам назвал «Звезды Медичи» в честь своих покровителей из клана Медичи. Левенгук, в свою очередь, был первым человеком, который очень подробно пронаблюдал и описал микромир. Опять же благодаря микроскопу, который он сконструировал самостоятельно.
Однако после того, как появляются первые наблюдения, научное познание не заканчивается. Чтобы эти наблюдения переросли в определенные факты и закономерности, необходимо обобщение, выдвижение гипотез, которые потом перерастают в теорию, объясняющую, что именно происходит и почему оно происходит именно так.
Игнац Земмельвейс первым предложил использовать базовые принципы гигиены при входе в родильное отделение. Он возглавил одно из отделений клиники, в котором принимали роды. Клиника была разделена на два отделения. В первом роды принимали женщины без медицинского образования, которые получили подготовку в акушерском деле. Во втором роды принимали студенты, получающие медицинское образование, которые одновременно практиковались в других медицинских вопросах — и смертность во втором отделении была на порядки выше, чем в первом. Задача Земмельвейса, который возглавил второе отделение, была уменьшить эту смертность. При этом никто не понимал, почему роженицы так часто умирают в этой клинике. Земмельвейс пронаблюдал и установил определенную закономерность. Оказывается, студенты, у которых чаще всего умирали роженицы, приходили к ним после вскрытий. Разумеется, к тому моменту никаких гигиенических правил не было. Не было самой теории патогенных бактерий. Никто не понимал, что если вы от трупа подходите к живому человеку и тем более касаетесь каких-то частей его тела, не прикрытых кожей и другими защитными покровами, вы можете занести серьезное заболевание и привести к смерти человека.
То, что придумал Земмельвейс, кажется нам сейчас абсолютно банальным и естественным. Он предложил студентам, которые до этого занимались другими анатомическими вопросами, перед входом к роженицам мыть руки с хлоркой. Его подняли на смех. Его нововведение достаточно долго навязывалось исключительно силой и упорством самого Земмельвейса. Однако именно оно позволило действительно сократить смертность во втором отделении и привести ее примерно к тому же уровню, что и в первом.
Любопытно, что для того, чтобы сделать это, Земмельвейсу не нужно было быть ученым. Коим он, собственно говоря, и не совсем являлся. Он просто пронаблюдал определенную закономерность, и, не до конца понимая ее природу, тем не менее сделал правильный практический вывод, который привел к конкретным результатам.
На главную альманаха →Полный выпуск подкаста можно послушать по ссылкам ниже: