Forest School — что это такое?
Фото: Olga Drach
Forest school (лесная школа) — это модель обучения в русле альтернативной педагогики, построенная на том, что «занятия» проходят не в классе, а на природе, и проектируется от особенностей среды, а не академических результатов. Это прекрасный пример опыто-ориентированного проектирования в образовании.

Цель лесной школы — развить у учащихся эмоциональный интеллект, научить рефлексии, снизить уровень стресса и улучшить физическое самочувствие ребенка.

В основном лесные школы организуют для учеников младшей школы и для дошкольников, но мы уверены, что этот образовательный процесс можно адаптировать под любой возраст.

У Forest School существуют несколько принципов:

1. Целостное развитие
Цель лесной школы — развитие учащихся с разных сторон:
Эмоциональное развитие через созидание и взаимопомощь;
Духовное развитие через рефлексию, ощущение связи с природой;
Интеллектуальное развитие через исследование и изучение нового;
Социальное развитие через работу в группе и коммуникацию с другими участниками.

2. Естественная среда
Занятия должны проводиться на природе и, по возможности, в месте, где присутствуют разнообразные природные объекты.

3. Отсутствие стандартной учебной программы
Отличие лесной школы от обычной заключается не только в разных местах проведения занятий. Основная задача учащихся — наблюдать, изучать, исследовать мир вокруг, всячески взаимодействуя с природными объектами. Благодаря такой практике они развивают важные для дальнейшей жизни навыки и свойства: критическое мышление, эмоциональный интеллект, ответственность, навык командной работы и другое.

4. Фокус на учащихся
Фокус смещается с академических результатов на самого ребенка. Лесная школа не может научить решать уравнения и не сможет помочь запомнить правила русского языка. Но с помощью пространства вокруг она учит заглядывать внутрь себя: оценивать эмоции, понимать свои чувства, наблюдать за своими ощущениями и прислушиваться к своим мыслям.

5. Столкновение со страхами
Во время занятий учащиеся могут столкнуться с социальным и эмоциональным риском: со страхом, стыдом и другими негативными эмоциями.
Задача лесной школы — научить преодолевать свои страхи и не бояться нового опыта.

6. Занятия в лесной школе должны сопровождаться квалифицированным специалистом
Организация занятий на природе — ответственная задача. Сопровождающий должен уметь оказывать первую помощь, ориентироваться на местности, уметь оценивать риски и понимать, с чем взаимодействовать можно, а с чем нельзя.

Исследования доказывают результативность модели: учителя описывали лесную школу как продуктивную образовательную среду и отмечали, что после занятий дети становились более эмпатичными и любознательными.
Тем не менее есть те, кто критикуют это направление. Прежде всего это связано с риском для учащихся: опасные погодные условия, незнакомая местность, в которой можно потеряться, травмы и т. д. При организации лесной школы нужно учитывать все риски.

Если вам интересно подробнее изучить эту тему, мы подготовили для вас подборку статей:

📚 Investigation of Forest School Concept by Forest School Teachers' Viewpoints

📚 The Canadian Forest School Movement

📚 Seeing the Forest and the Trees: A Historical and Conceptual Look at Danish Forest Schools

📚 ‘Forest School is muddy and I like it'

📚 Speech and Language Development in a Forest School Environment: An Action Research Project

На главную альманаха →


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту