Forest school (лесная школа) — это модель обучения в русле альтернативной педагогики, построенная на том, что «занятия» проходят не в классе, а на природе, и проектируется от особенностей среды, а не академических результатов. Это прекрасный пример опыто-ориентированного проектирования в образовании.
Цель лесной школы — развить у учащихся эмоциональный интеллект, научить рефлексии, снизить уровень стресса и улучшить физическое самочувствие ребенка.
В основном лесные школы организуют для учеников младшей школы и для дошкольников, но мы уверены, что этот образовательный процесс можно адаптировать под любой возраст.
У Forest School существуют несколько принципов:1. Целостное развитиеЦель лесной школы — развитие учащихся с разных сторон:
Эмоциональное развитие через созидание и взаимопомощь;
Духовное развитие через рефлексию, ощущение связи с природой;
Интеллектуальное развитие через исследование и изучение нового;
Социальное развитие через работу в группе и коммуникацию с другими участниками.
2. Естественная среда Занятия должны проводиться на природе и, по возможности, в месте, где присутствуют разнообразные природные объекты.
3. Отсутствие стандартной учебной программыОтличие лесной школы от обычной заключается не только в разных местах проведения занятий. Основная задача учащихся — наблюдать, изучать, исследовать мир вокруг, всячески взаимодействуя с природными объектами. Благодаря такой практике они развивают важные для дальнейшей жизни навыки и свойства: критическое мышление, эмоциональный интеллект, ответственность, навык командной работы и другое.
4. Фокус на учащихсяФокус смещается с академических результатов на самого ребенка. Лесная школа не может научить решать уравнения и не сможет помочь запомнить правила русского языка. Но с помощью пространства вокруг она учит заглядывать внутрь себя: оценивать эмоции, понимать свои чувства, наблюдать за своими ощущениями и прислушиваться к своим мыслям.
5. Столкновение со страхами Во время занятий учащиеся могут столкнуться с социальным и эмоциональным риском: со страхом, стыдом и другими негативными эмоциями.
Задача лесной школы — научить преодолевать свои страхи и не бояться нового опыта.
6. Занятия в лесной школе должны сопровождаться квалифицированным специалистомОрганизация занятий на природе — ответственная задача. Сопровождающий должен уметь оказывать первую помощь, ориентироваться на местности, уметь оценивать риски и понимать, с чем взаимодействовать можно, а с чем нельзя.
Исследования доказывают результативность модели: учителя описывали лесную школу как продуктивную образовательную среду и отмечали, что после занятий дети становились более эмпатичными и любознательными.
Тем не менее есть те, кто критикуют это направление. Прежде всего это связано с риском для учащихся: опасные погодные условия, незнакомая местность, в которой можно потеряться, травмы и т. д. При организации лесной школы нужно учитывать все риски.
Если вам интересно подробнее изучить эту тему, мы подготовили для вас подборку статей:
📚
Investigation of Forest School Concept by Forest School Teachers' Viewpoints📚
The Canadian Forest School Movement📚
Seeing the Forest and the Trees: A Historical and Conceptual Look at Danish Forest Schools📚
‘Forest School is muddy and I like it'📚
Speech and Language Development in a Forest School Environment: An Action Research ProjectНа главную альманаха →