как помочь своим ученикам преодолеть неудачу
Педагоги давно выступают за то, чтобы переосмыслить «неудачу» в позитивном ключе как «возможность для обучения», но когда неудача воспринимается слишком остро и часто в негативном ключе, она может привести к приобретенной беспомощности.
Приобретенная беспомощность — это психологическое состояние, связанное с чувством потери контроля, оно заставляет учащихся отвлекаться от усилий, даже если они достижимы и явно приведут к успеху.

Это явление развивается рано, поэтому крайне важно, чтобы преподаватели начальной школы понимали и осознавали это состояние. Педагоги старших классов также должны быть осведомлены об этом явлении, поскольку оно пагубно влияет на успеваемость и психическое благополучие, как показано в эксперименте 2007 года, в котором взрослые студенты колледжа отказываются от классной задачи всего за несколько минут.

Примеры того, как выученная беспомощность может проявляться в классе:
1. Отказ принять помощь, даже если учитель неоднократно ее предлагает.
2. Разочарование, ведущее к тому, чтобы легко сдаться.
3. Недостаток мотивации.
4. Снижение самооценки и самоэффективности (например, предоставление множества причин, по которым решения не работают)

Очень важно изучить, ЧТО учащиеся получают от неудач, КАК они объясняют неудачи и закрепляют ли педагоги такое объяснение? Например, как учитель реагирует на ошибку ученика?

КАК УПРАВЛЯТЬ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТЬЮ

1. Изучите свои методы выставления оценок: считаете ли вы, что раздача нулей и единиц мотивирует учащихся? Если так, то, возможно, пришло время переосмыслить эту практику. Ни один ученик никогда не был мотивирован единицей.
2. Еще одна политика, которую следует изучить, — это повторная сдача. Если не дать возможности повторить попытку, это может означать, что ошибка окончательна и необратима (но это не так).
3. Хвалите и поощряйте усилия, а не предполагаемые внутренние способности ученика: «Я знаю, сколько усилий тебе потребовалось — поздравляю!» вместо «Ты действительно хорош в математике». Изучите свой язык. Повесьте в комнате плакаты, в которых подчеркивается важность усилий, а не воспринимаемых способностей, и постоянно ссылайтесь на них при обучении и предоставлении обратной связи.
4. Работайте с учащимися над тем, чтобы ставить перед собой небольшие цели, и празднуйте с большим успехом, когда они достигают каждой цели: для большого проекта имейте контрольный список, который позволит учащимся начинать с малого и видеть прогресс на каждом этапе.
5. Главным противоядием от выученной беспомощности является реалистичный оптимизм. Крайне важно, чтобы учащиеся (и учителя, которые о них заботятся) выработали образ мышления, который питает надежду, благодарность и стойкость. С точки зрения справедливости тем, у кого нет доступа к ресурсам, также часто не хватает оптимистической веры в достижимость успеха. Там, где есть надежда и оптимизм, есть вера в то, что все усилия учеников окупаются.




На главную альманаха →


полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту