Какие новые возможности для развития детей открывает альтернатива классно-урочной системе? В этом материале мы расскажем о концепции школы-парка «Перемена» — образовательной модели, в которой свобода выбора, личная ответственность и самонаправленное обучение заменяют традиционные уроки и оценки. Узнаем, как такие принципы помогают детям развивать самостоятельность, критическое мышление и навыки будущего.
О школе
Современная образовательная система переживает период глубоких изменений и трансформаций. Глобализация, цифровизация, быстрый технологический прогресс и меняющиеся социально-экономические условия требуют от образования адаптивности, гибкости и ориентации на развитие у обучающихся навыков XXI века. Традиционная классно-урочная система, доминирующая в большинстве образовательных учреждений, все чаще подвергается критике за недостаточную индивидуализацию обучения, неспособность учитывать уникальные потребности каждого ученика и за ориентацию на передачу знаний, а не на формирование компетенций.
На этом фоне особый интерес вызывают альтернативные образовательные модели, предлагающие инновационные подходы к организации учебного процесса. Одной из таких моделей является школа-парк «Перемена». Основанная на концепции профессора МГУ Милослава Балабана, она предлагает иной взгляд на образование, ставящий в центр внимания свободу выбора, индивидуальные интересы и самонаправленное обучение*.
* Самонаправленное обучение — это процесс, в котором индивид берет на себя инициативу, с помощью других или без нее, в определении своих учебных потребностей, постановке учебных целей, определении ресурсов для обучения, выборе и реализации соответствующих стратегий обучения, а также оценке результатов обучения.
Почему «школа»? Слово «школа» происходит от древнегреческого «σχολή» (scholē), что означало «отдых», «досуг». В античности это было время, посвящённое размышлениям, обучению и самосовершенствованию. Однако в современном мире школа зачастую ассоциируется с обязательным посещением, строгими правилами и стрессом. Ученики нередко воспринимают её как место принуждения, где их заставляют усваивать знания по жесткому плану. Школа-парк «Перемена» стремится вернуть изначальное значение слова «школа», создавая пространство, где обучение становится удовольствием, досугом и приятным времяпрепровождением (источник).
Почему «парк»? Термин «парк» традиционно ассоциируется с местом отдыха, игр и развлечений. В то же время в промышленности и технологиях «парк» означает комплекс оборудования или ресурсов — например, технопарк (источник). Школа-парк «Перемена» объединяет эти два значения, создавая образовательное пространство, где ученики могут выбирать интересное им из разных направлений и видов деятельности, развивать свои таланты и способности в благоприятной и поддерживающей среде.
Мы помогаем детям находить путь к своему счастью через развитие субъектности и раскрытие личностного потенциала: самоопределение, саморазвитие и полезную деятельность в гармонии с собой, другими людьми и окружающим миром. — миссия школы-парка «Перемена»
Для этого мы создаем образовательную среду, в которой:
дети свободны от давления со стороны взрослых, а взрослые лишены рычагов давления, присущих традиционным школам с классно-урочной системой;
голос ребенка равен голосу взрослого по любым вопросам — от безопасности и использования имущества до принятия в школу-парк новых детей и взрослых;
обучение происходит в равноправном субъект-субъектном диалоге и в условиях свободы выбора, которая заканчивается только там, где начинается свобода другого человека (источник).
Концепция школы-парка была разработана профессором Милославом Балабаном в 1993 году. Она основана на критике классно-урочной системы, которая, по мнению Балабана, не учитывает индивидуальные потребности детей и подавляет их естественное стремление к познанию.
Балабан утверждал:
Невозможно создать программу, подходящую для каждого: все дети уникальны, и образование должно быть адаптировано к их индивидуальным особенностям.
Классно-урочная система подавляет личность: она основана на принуждении и стандартизации, что противоречит естественному процессу обучения.
Образование должно быть системой обслуживания учеников: дети должны иметь возможность выбирать то, что им необходимо, подобно тому как покупатели выбирают товары в супермаркете.
Балабан отмечал, что традиционная школа:
Готовит не к жизни, а к дальнейшему обучению: основная цель — подготовить к следующему этапу системы образования, а не к реальным жизненным ситуациям.
Дает усредненные знания: стандартизация мешает развитию индивидуальных способностей.
Сортирует учеников: система оценок и успеваемости создает неравенство и конкуренцию, а не сотрудничество.
Не развивает важные качества: любопытство, творческое мышление, навыки общения остаются вне внимания.
Согласно теории Балабана, знание — это нечто, что невозможно передать напрямую от одного человека к другому. Оно является внутренней частью личности, «знанием-органом», который развивается через личный опыт и взаимодействие с миром.
Знание-орган помогает человеку справляться с энтропией — неопределенностью и хаосом внешнего мира. Энтропия возникает при столкновении с новым и неизвестным, вызывая тревогу и дискомфорт. Процесс обучения — это способ снизить энтропию, изучая и понимая окружающий мир.
Школа-парк «Перемена» создает условия, где дети могут эффективно развивать свой знание-орган, управляя энтропией через познание и опыт.
Источников энтропии три: это окружающие нас люди, неодушевленные предметы и явления, а также наш внутренний мир. В соответствии с ними в образовательной модели школы-парка предусмотрены три направления взаимодействия детей и взрослых:
Парковые студии: здесь дети и взрослые становятся учениками и педагогами, вместе исследуя окружающий мир. Дети учатся познанию и преобразованию через деятельность, в том числе через реализацию проектов и разработку продуктов.
Общественная жизнь: дети и взрослые равноправно участвуют в жизни школьного сообщества, принимают совместные решения о развитии, разрешают конфликты и распределяют ресурсы. Это помогает детям изучать общественные взаимодействия.
Мыследеятельность и внутренний мир ребенка: акцент на внутреннем мире ребенка, где они узнают о своих ценностях, мотивах и целях. С помощью кураторов и тьюторов дети занимаются рефлексией и планированием своей деятельности, создавая личные дневники развития (источник).
Студии вместо уроков. Вместо строгого расписания уроков в школе действуют различные студии по интересам: естественные науки, искусство, технологии, социальные науки и т. д. Ребенок может свободно посещать различные студии в школе, выбирая те, которые его интересуют. Студии открыты как для постоянных участников с проектами, так и для детей, которые еще ищут свои увлечения.
Партнерство с педагогами. Педагоги не навязывают знания, а выступают в роли наставников и партнеров. Они предлагают темы для изучения, помогают в реализации проектов и поддерживают инициативы детей. Задача педагога — помочь каждому ребенку найти свое увлечение и поддержать в достижении целей, через которые ребенок будет расти и развиваться.
Личный опыт и проекты.
Обучение строится на получении личного опыта. Дети сами ставят цели, разрабатывают проекты, проводят исследования и анализируют результаты. Это развивает ответственность и самостоятельность.
Разновозрастные команды. Дети разных возрастов работают вместе, обмениваются знаниями и опытом. Это способствует взаимному обучению и развитию социальных навыков.
Обратная связь и рефлексия. Вместо оценок используются методы рефлексии и обратной связи. Дети учатся анализировать свои действия, понимать успехи и неудачи, планировать дальнейшие шаги.
Тьюторы и кураторы.
Каждому ребенку помогают тьюторы и кураторы, которые поддерживают его в образовательном пути, помогают планировать и анализировать полученный опыт. Задача тьютора — обнаружить то, что интересно ребенку и волнует его, помочь ему самоопределиться относительно своей деятельности и обучения в школе-парке и за ее пределами. Артефактом работы ученика с тьютором является планер участника, который содержит в том числе цели и планы его собственного развития в школе-парке.
Общий круг.
Дважды в день проводится Общий круг, где дети и педагоги обсуждают планы, решают конфликты, представляют проекты. Это центр школьной жизни и развития сообщества (источник).
В школе царит атмосфера равноправия: решения принимаются сообща, и голос ребенка так же важен, как и взрослого. Каждый может предложить изменения в законах касательно учебы, взаимодействия и бытовых вопросов.
На общих встречах ученики развивают навыки выражения своих мыслей и слушают других. Это помогает им осознать свою роль в мире: не как его центр, а как важную часть целого. Им дают понять, что ответственность за происходящее лежит в их собственных руках, а успехи — результат их труда.
Подход школы устраняет буллинг и иерархию, позволяя младшим свободно общаться со старшими. Создавая законы и голосуя за них, ребята очень стараются, чтобы они исполнялись, ведь их не спустили сверху. В этом мы видим суть демократической школы. Законы — результат их собственных размышлений, анализа, творчества. У тех, кто не согласен с большинством, всегда есть возможность высказать свое мнение и быть услышанными. Так учащиеся понимают, что их мнение значимо, и учатся обосновывать свои взгляды (источник).
Школа-парк «Перемена» предлагает переосмысление традиционных подходов, ставя в центр внимания личность ученика, его интересы и потребности. В современном мире, где информация доступна в огромных объемах, важно не только передавать знания, но и учить навыкам их поиска, анализа и применения. Развитие критического мышления, творчества, социальной ответственности и умения учиться на протяжении всей жизни становится ключевым.
Создание благоприятной образовательной среды, где природа и человек находятся в гармонии, положительно влияет на мотивацию учеников и их эмоциональное благополучие. Опыт школы подсвечивает нам ценность живого общения, важность развития эмоционального интеллекта и необходимости поддержания баланса между технологиями и человеческим взаимодействием. Применение этих принципов может стать ключом к созданию образовательных моделей, отвечающих потребностям современного общества и готовящих детей к вызовам будущего.
Благодарим за помощь в подготовке текста Дарью Деркач.
P.S. Подробнее о демократическом образовании мы поговорили с Ольгой Ивановой, руководителем и организатором образовательного пространства школы-парк «Перемена». Посмотреть можно на YouTube или VK видео.