Как мы можем поддержать эмоциональное состояние студента?

Меня зовут Соня Смыслова, я куратор School of Education. У нас была дискуссия о том, как мы можем поддержать эмоциональное состояние студента во время обучения. Сегодня я хочу поделиться с вами самыми важными мыслями и тезисами из этой дискуссии.

В рамках нашей дискуссии мы обсудили три темы:

Первая касалась образовательной среды. Нам кажется, что образовательная среда должна быть комфортной и безопасной для студента. Но если цель программы — позволить ученику выйти за свои же лимиты и попробовать новое, то иногда нам необходимо подтолкнуть человека к неизвестному. Где границы между безопасной зоной, вызовом и насилием?

Вторая наша тема была посвящена увлекательности обучения. Всегда ли оно должно быть увлекательным и интересным? И что станет с миром, если все образование будет таким?

Наконец, наша третья тема — как оценивать результаты обучения. Может ли образование отказаться от оценивания в баллах и среднего показателя? Что тогда выйдет на первое место вместо этого? Как будут оценивать студента?

И первой я попросила поделиться Ренату Гизатулину, нашу замечательную преподавательницу, куратора образовательной среды в School of Education и основательницу LLLab, методического объединения, нацеленного на развитие образовательных практик:
На самом деле тема интересная и она не раз обсуждалась в каких-то образованческих кругах. Вопрос у меня возник после того — сразу начну с кейса, — как я участвовала в онлайн-смене детского и взрослого лагеря на Камчатке. Когда мы собрались, нас там было 100 человек взрослых людей. Первое задание было таким: рассказать о своем первом сексе, записать об этом видео и так далее. В общем-то, это тот еще вызов для некоторых людей. У нас в какой-то момент смонтировали из этого очень милый фильм, там все было замечательно. Но в ходе его обсуждения у нас поднялась тема, что не для всех легко рассказать об этом. Если это первое задание в большой группе, это может быть очень сложно: например, если для кого-то это был травматичный опыт.

В общем, возникла мысль, что для кого-то такое задание может быть вызовом, а для кого-то — насильственным, не очень приятным опытом. И я в этот момент начала рассуждать, что в целом мы развиваемся, когда у нас появляется какой-то вызов. Если вспомнить случаи, когда я активно развивалась, это было, когда появлялся некий вызов, к которому надо идти, преодолевать что-то — и для образования это действительно важно и нужно. И вот вопрос — где граница между вызовом и насилием? Всегда ли должен быть вызов — или обучение должно быть максимально комфортным? И как мы можем определить его необходимость — ведь у каждого человека своя история? Где эта граница, или она какая-то общая для всех?

Я думала о том, как это вообще в образовании происходит. И у меня возникла ассоциация с теорией про эустресс и дистресс, которые испытывает человек. Сам стресс бывает отрицательным, а бывает положительным.

Эустресс — это тот минимальный отрезок, доля стресса, которая возникает из-за того, что происходит какой-то вызов. Мы его испытываем, но вместо того чтобы схлопотать негативные последствия дистресса, мы получаем позитивные. Например, поднятие мотивации: мы оживляемся, задействуем все свои ресурсы. Мы чего-то добиваемся, куда-то идем. И согласно этой теории про эустресс и дистресс, у каждого человека своя реакция. Условно, если мы в образовательном процессе создаем некие стрессы (в любом случае некий челлендж — это угроза стресса, фактор, который на нас влияет), наша реакция зависит от того, как мы это оцениваем, какой у нас личный бэкграунд в этом поле, какая обстановка. Существует ли некий фоновый стресс или нет. Какие у нас есть копинговые стратегии — это то, как мы привыкли реагировать на разные стрессовые факторы. И я нашла интересное исследование, которое изучало эустресс и дистресс именно в образовательной сфере. В основном оно было про медиков, и там как раз исследовали то, какая корреляция между тем, что мы создаем поддерживающую атмосферу в образовательном процессе для человека и как люди реагируют на стресс. По факту, самое главное из этого исследования — если мы делаем некий вызов или сложную ситуацию для человека в образовательном процессе, мы должны по максимуму создать поддерживающие условия: психологические, организационные, психоэмоциональные, которые помогут человеку справиться со стрессом.
Приглашаю вас подумать о том, всегда ли должен быть вызов в образовании, в образовательном процессе, где тут граница и что делать, если она у всех разная. Особенно интересен последний вопрос: что делать, если мы не можем всех свести под одну гребенку. Как нам создавать образовательную среду и челленджи в образовании, если эта грань у всех разная?
Арам Пахчанян, наш прекрасный друг, куратор программы «Управление и лидерство в образовании», директор школы «Айб» в Армении:
Я буквально вчера читал статью про экзамены. В Германии проводили исследования и смотрели, как влияют устные экзамены в университете на стресс-фактор у учащихся. Юноши и девушки 21 года мерили два вещества в крови, которые являются двумя индикаторами стресса для разных систем организма. Выясняли, как они реагируют на стресс. И выявили интересные закономерности. Первое: что экзамены — это стресс, очевидно. Второе — что не возникает привыкания. Каждый экзамен вызывает точно такой же уровень стресса, как любой предыдущий, и этот стресс никак не способствует улучшению результата на экзамене. Основная идея: если мы хотим, чтобы стресс был позитивным и влиял положительно, то единственный инструмент — мотивация. То есть если реакция на стресс вызывает мотивацию к действию, то это правильный стресс. Если реакция на стресс вызывает демотивацию, это неправильный стресс. Неправильно организованный стресс. Логика стресса и логика мотивации — мне кажется, они не стыкуются на уровне физиологии, это существенно более сложные сферы. Я думаю, что у каждого человека она своя.

Я сторонник того, что стрессы нужны. Без стресса образования не происходит, потому что естественным образом стресс заставляет человека действовать. Полностью без стрессовой ситуации нет позыва к действию: даже проснуться утром — это стресс, зайти под душ — стресс. Остаться грязным и не пойти под душ — это тоже стресс. Все стресс. Но вопрос в том, какую мы создаем ситуацию для каждого конкретного человека. Мне кажется, что здесь как раз очень важно понимание личности. В образовании должен быть индивидуализированный подход. Иначе каждый стресс отбраковывает какое-то количество людей. Либо контекстуально отбраковывает — в этот момент люди перестают участвовать в образовательном процессе. Либо долгосрочно — если этот стресс повторяющийся. И каждый раз вызывает негативную реакцию: просто человек выпадает из образовательного процесса. Он больше не хочет этим заниматься в принципе. Потому что его реакция всегда демотивирующая.
Настя Серазетдинова, преподаватель программы «Проектирование образовательного опыта», академический директор в Step by Step:
Мне кажется, что здесь важно еще одно. Когда занимаешься деловой перепиской, очень хорошим тоном считается, если ты даешь возможность адресату сказать тебе нет. Когда ты ведешь сложные переговоры через письма, у него должна быть такая возможность. Мне кажется, что в образовании и во всем образовательном процессе у ребенка должна быть возможность сказать нет на то, что ему предлагают. Потому что если такой возможности нет, это насилие. Многое, что мы сейчас пытаемся проектировать в образовании, делается в разных областях, и это здорово и классно. Но для меня всегда был стресс зайти в детский сад, потому что запах, который там существовал, было ощущать очень тяжело, я не могла туда входить. Мне кажется, сейчас огромное количество детей, раненых школой, огромное количество студентов, раненых вузом и вот это вот все. Поэтому мне кажется, что ребенок, заходя в школу, должен понимать, что наша среда максимально безопасна для него. И что он может в какие-то моменты сказать нам нет. И за это ему ничего не будет. Вот как это сделать? И как пропагандировать и как это встроить в систему, когда система очень жесткая, вот это вопрос. Я не знаю ответа на него. И мне кажется, как раз образовательная среда очень много должна об этом думать.


На главную альманаха →

Полный выпуск подкаста можно послушать по ссылкам ниже:


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту