На самом деле тема интересная и она не раз обсуждалась в каких-то образованческих кругах. Вопрос у меня возник после того — сразу начну с кейса, — как я участвовала в онлайн-смене детского и взрослого лагеря на Камчатке. Когда мы собрались, нас там было 100 человек взрослых людей. Первое задание было таким: рассказать о своем первом сексе, записать об этом видео и так далее. В общем-то, это тот еще вызов для некоторых людей. У нас в какой-то момент смонтировали из этого очень милый фильм, там все было замечательно. Но в ходе его обсуждения у нас поднялась тема, что не для всех легко рассказать об этом. Если это первое задание в большой группе, это может быть очень сложно: например, если для кого-то это был травматичный опыт.
В общем, возникла мысль, что для кого-то такое задание может быть вызовом, а для кого-то — насильственным, не очень приятным опытом. И я в этот момент начала рассуждать, что в целом мы развиваемся, когда у нас появляется какой-то вызов. Если вспомнить случаи, когда я активно развивалась, это было, когда появлялся некий вызов, к которому надо идти, преодолевать что-то — и для образования это действительно важно и нужно. И вот вопрос — где граница между вызовом и насилием? Всегда ли должен быть вызов — или обучение должно быть максимально комфортным? И как мы можем определить его необходимость — ведь у каждого человека своя история? Где эта граница, или она какая-то общая для всех?
Я думала о том, как это вообще в образовании происходит. И у меня возникла ассоциация с теорией про эустресс и дистресс, которые испытывает человек. Сам стресс бывает отрицательным, а бывает положительным.
Эустресс — это тот минимальный отрезок, доля стресса, которая возникает из-за того, что происходит какой-то вызов. Мы его испытываем, но вместо того чтобы схлопотать негативные последствия дистресса, мы получаем позитивные. Например, поднятие мотивации: мы оживляемся, задействуем все свои ресурсы. Мы чего-то добиваемся, куда-то идем. И согласно этой теории про эустресс и дистресс, у каждого человека своя реакция. Условно, если мы в образовательном процессе создаем некие стрессы (в любом случае некий челлендж — это угроза стресса, фактор, который на нас влияет), наша реакция зависит от того, как мы это оцениваем, какой у нас личный бэкграунд в этом поле, какая обстановка. Существует ли некий фоновый стресс или нет. Какие у нас есть копинговые стратегии — это то, как мы привыкли реагировать на разные стрессовые факторы. И я нашла интересное исследование, которое изучало эустресс и дистресс именно в образовательной сфере. В основном оно было про медиков, и там как раз исследовали то, какая корреляция между тем, что мы создаем поддерживающую атмосферу в образовательном процессе для человека и как люди реагируют на стресс. По факту, самое главное из этого исследования — если мы делаем некий вызов или сложную ситуацию для человека в образовательном процессе, мы должны по максимуму создать поддерживающие условия: психологические, организационные, психоэмоциональные, которые помогут человеку справиться со стрессом.