История образования. Модерн. Как образование стало определять все
В нашем втором выпуске мы поговорим об истории образования в эпоху Нового времени, или в эпоху модерна. Ту эпоху, когда образование неожиданно для себя стало определять все. Сегодня мы начнем говорить с вами об образовании эпохи модерна с эпохи Возрождения.

Возрождение — не совсем тот период, который относят строго к Новому времени или строго к Средним векам. Возрождение — это некое странное, непонятное явление, которое находится между. Для нас важно, что Возрождение — это эпоха, которая через голову Средних веков (она, собственно, и назвала их «средними»), обращается к наследию античности. Вот это обращение к наследию античности приводит к колоссальным изменениям в том, что мы понимаем под образовательным стандартом.

Эпоха гуманизма, эпоха Возрождения дает нам новое ощущение, что человек должен быть гармонично развит. Мы возвращаемся к той калокагатии, о которой говорили еще древние греки. И поэтому здесь появляются совсем новые школы. Конечно, передовой страной в плане образования в этот период будет Италия. Именно там, в Италии, зародятся школы нового гуманистического типа.

В первую очередь мы должны говорить о двух людях: Дефентро и Гуарини. Оба этих прекрасных педагога и мыслителя основали школы, которые были школами для знати, но в них уже было множество революционных идей. Теперь мальчики и девочки обучаются вместе. В программу обучения мальчиков и девочек были включены многие предметы, о которых не знали люди Средних веков. Уделяется внимание гимнастическим дисциплинам, развитию тела и духа. Наконец-то образование становится комплексом, у него появляется ясная и четкая программа развития — от детства до юношества. И это очень важно. Гуманизм закладывает основы нового человека.

Итальянское Возрождение оказало большое влияние на всех игроков европейской арены этого периода — от Испании до России. Никто не мог не заметить, что произошло в Италии.

Но Возрождение было не единственным важным явлением, которое произошло в XVI веке. В это время имело место еще одно сложное и опасное для человечества явление — религиозные войны. Они начались вследствие того, что после публикации 95 тезисов Мартина Лютера общество было страшным образом расколото. Протестанты и католики спорили до хрипоты, до смертоубийства — такого Европа не видела никогда.

XVI век запомнился спорами, в том числе педагогическими. Протестанты, пытаясь создать альтернативу католическому системному образованию, строят собственную систему. Среди всех протестантских педагогов, которых было бесчисленное множество, выделяется друг и ученик Лютера — Меланхтон. Благодаря меланхтоновой системе появляется классическое гимназическое образование, и самое важное, что оно теперь ведется на национальных языках. Если итальянцы эпохи Гуарини уже говорили на итальянском и преподавали на итальянском, то в Германии это была роскошь. Теперь в Германии говорят на немецком. И это важное изменение.


На главную альманаха →

Полный выпуск подкаста можно послушать по ссылкам ниже:


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту
Фото: Museums Victoria, Unsplash.com