Теория множественного интеллекта: широко используется, но неправильно понимается
Фото: Agence Olloweb
Одна из самых популярных идей в образовании применяется так, как ее создатель никогда не предполагал.

Когда 35 лет назад Говард Гарднер представил свою теорию множественного интеллекта, это была революционная идея, бросившая вызов давним убеждениям. В то время психологи интересовались общим интеллектом — способностью человека решать проблемы и применять логические рассуждения в широком спектре дисциплин. Популяризированная отчасти благодаря тесту IQ, который был первоначально разработан в начале 1900-х годов для оценки способности ребенка «понимать, рассуждать и выносить суждения», идея общего интеллекта помогла объяснить, почему некоторые ученики, казалось, преуспевали во многих предметах. Гарднер считал эту концепцию слишком ограничивающей.

Большинство научных работ об интеллекте сосредоточены на сочетании лингвистического и логического интеллекта. Выросший на игре на пианино, Гарднер задавался вопросом, почему искусство не включается в дискуссии об интеллекте.
Этот вопрос посеял семя, которое выросло в великую проницательность Гарднера: господствующая идея единого монолитного разума не соответствовала миру, который он наблюдал. Конечно, гениальность Моцарта отчасти, но не полностью, объяснялась необычайным музыкальным интеллектом. И разве не было так, что все люди демонстрировали широкий спектр интеллектуальных способностей — от лингвистических до социальных и логических, — которые часто взаимно усиливали друг друга и которые со временем менялись в зависимости от меняющихся интересов и усилий человека?
Эти гипотезы в значительной степени были подтверждены недавними исследованиями в области нейробиологии. Например, исследование, проведенное в 2015 году, опровергает многовековую идею о том, что чтение происходит в разных областях мозга. Вместо этого ученые обнаружили, что обработка языка «включает в себя все области мозга, потому что она включает в себя все когнитивные функции человека» — не только визуальную обработку, но и внимание, абстрактное мышление, рабочую память и прогнозирование, и это лишь некоторые из них. И растущее количество доказательств кардинально изменило наше понимание развития мозга, показав, что мы продолжаем расти и изменяться интеллектуально во взрослой жизни.

БЫЛИ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ
Сегодня идея множественного интеллекта популярна как никогда, но она начинает подозрительно напоминать теорию, которую Гарднер стремился вытеснить.
«Это правда, что я много пишу, но правда также в том, что меня часто неправильно понимают», — говорит Гарднер, который первоначально предложил семь различных видов интеллекта, а десять лет спустя добавил восьмой.
Большая ошибка состоит в том, что в массовой культуре и в нашей системе образования теория множественного интеллекта слишком часто смешивается со стилями обучения, сводя предпосылку Гарднера о многогранной системе к единственному «предпочтительному интеллекту»: например, учащиеся являются визуальными или слуховыми учениками, но никогда не будут и визуальными, и слуховыми одновременно.
«Мы должны понимать, что эти ярлыки могут быть в лучшем случае бесполезными, а в худшем — непродуманными» — говорит Гарднер.

ШИРОКОЕ ПРИЗНАНИЕ
Более 90 процентов учителей считают, что ученики учатся лучше, когда они получают информацию, адаптированную к их предпочтительному стилю обучения, но это миф, объясняет Пол Ховард-Джонс, профессор нейробиологии и образования в Бристольском университете. «Взаимосвязь мозга делает такое предположение необоснованным, а обзоры учебной литературы и лабораторные исследования не поддерживают такой подход к обучению».
В исследовании, опубликованном ранее в этом году, профессора медицины Полли Хасманн и Валери О'Лафлин обнаружили, что многие из их студентов «по-прежнему придерживаются общепринятого мнения о том, что стили обучения являются законными», и часто адаптируют свои стратегии обучения в соответствии с этими стилями обучения. Но, проанализировав результаты тестов этих студентов, исследователи не обнаружили никаких улучшений.
Анализ, охватывающий три десятилетия исследований, показал, что учащиеся запоминают больше информации, когда учебники содержат иллюстрации, потому что изображения дополняют текст. Когда учащиеся используют более одного средства для обработки материала, обучение становится более глубоким, и чрезмерная зависимость от предполагаемого доминирующего стиля обучения является рецептом менее эффективного обучения.

ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЯМ?
Гарднер утверждает, что «множественный интеллект сам по себе не должен быть образовательной целью».
Внизу приведены несколько научно обоснованных советов о том, что можно и чего нельзя делать для применения теории множественного интеллекта в вашем классе.

Что может сделать учитель?
  • Предоставьте учащимся несколько способов доступа к информации: Ваши уроки не только будут более увлекательными, но и учащиеся с большей вероятностью запомнят информацию, представленную по-разному.
  • Индивидуализируйте свои уроки: По-прежнему имеет смысл дифференцировать обучение, даже если у студентов нет единого доминирующего стиля обучения. Избегайте универсального метода обучения и думайте о потребностях и интересах студентов.
  • Включите искусство в свои уроки: Школы часто сосредотачиваются на лингвистическом и логическом интеллекте, но мы можем способствовать росту учеников, позволяя им выражать себя по-разному. Как объясняет Гарднер: «Моя теория множественного интеллекта обеспечивает основу для обучения искусству. Согласно этой теории, все мы, как человеческие существа, обладаем рядом интеллектуальных потенциалов».

Что не нужно делать?
  • Не надо отмечать учащихся с определенным типом интеллекта: Навешивая на учеников ярлыки, мы лишаем их возможности учиться на более глубоком и богатом уровне. Ярлыки, такие как «слуховой» или «визуальный», могут быть вредными, когда они отбивают у учащихся желание исследовать другие способы мышления и обучения или совершенствовать свои слабые навыки.
  • Не путайте множественные интеллекты со стилями обучения: Популярное заблуждение заключается в том, что стили обучения — это полезное применение теории множественного интеллекта в классе. «Это понятие непоследовательно», — утверждает Гарднер. Мы считываем и обрабатываем пространственную информацию глазами, но чтение и обработка требуют разных типов интеллекта. Не имеет значения, каким чувством мы пользуемся для получения информации, важно то, как наш мозг обрабатывает эту информацию. «Отбросьте термин «стили». Это запутает других и не поможет ни вам, ни вашим ученикам», — предполагает Гарднер.

Оригинал статьи можно прочитать по ссылке: https://www.edutopia.org/article/multiple-intelligences-theory-widely-used-yet-misunderstood

На главную альманаха →


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту