Одна из самых популярных идей в образовании применяется так, как ее создатель никогда не предполагал.Когда 35 лет назад Говард Гарднер представил теорию множественного интеллекта, это была революционная идея, бросившая вызов давним убеждениям. Популяризированная отчасти благодаря тесту IQ, который был первоначально разработан для оценки способности ребенка «понимать, рассуждать и выносить суждения», идея общего интеллекта помогла объяснить, почему некоторые ученики, казалось, преуспевали во многих предметах. Гарднер считал эту концепцию слишком ограничивающей.
Сегодня идея множественного интеллекта популярна как никогда, но она начинает подозрительно напоминать теорию, которую Гарднер стремился вытеснить.
Ошибка заключается в том, что в массовой культуре и в нашей системе образования теория множественного интеллекта слишком часто смешивается со стилями обучения, сводя предпосылку Гарднера о многогранной системе к единственному «предпочтительному интеллекту»: например, учащиеся являются визуальными или слуховыми учениками, но никогда не будут и визуальными, и слуховыми одновременно.
Более 90 процентов учителей считают, что ученики учатся лучше, когда они получают информацию, адаптированную к их предпочтительному стилю обучения, но это миф, объясняет Пол Ховард-Джонс, профессор нейробиологии и образования в Бристольском университете.
«Взаимосвязь мозга делает такое предположение необоснованным, а обзоры учебной литературы и лабораторные исследования не поддерживают такой подход к обучению».
Анализ, охватывающий три десятилетия исследований, показал, что учащиеся запоминают больше информации, когда учебники содержат иллюстрации, потому что изображения дополняют текст. Когда учащиеся используют более одного средства для обработки материала, обучение становится более эффективным.
🔹 Что вы можете сделать как педагог?—
Предоставьте учащимся несколько способов доступа к информации: ваши уроки будут более увлекательными, а учащиеся с большей вероятностью запомнят информацию, представленную на разных носителях.
—
Индивидуализируйте свои уроки: по-прежнему имеет смысл дифференцировать обучение, даже если у студентов нет единого доминирующего стиля обучения. Избегайте универсального метода обучения и думайте о потребностях и интересах каждого студента.
—
Включите уроки искусства в план занятий: школы часто сосредотачиваются на лингвистическом и логическом интеллекте, но мы можем способствовать росту учеников, позволяя им выражать себя по-разному.
Как объясняет Гарднер: «Моя теория множественного интеллекта обеспечивает основу для обучения искусству. Согласно этой теории, все мы, как человеческие существа, обладаем рядом интеллектуальных потенциалов».
🔹 А что не нужно делать?—
Не надо отмечать учащихся с определенным типом интеллекта: навешивая на учеников ярлыки, мы лишаем их возможности учиться на более глубоком уровне. Ярлыки, такие как «слуховой» или «визуальный», могут отбить у учащихся желание исследовать другие способы обучения.
—
Не путайте множественные интеллекты со стилями обучения: популярное заблуждение заключается в том, что стили обучения — это полезное применение теории множественного интеллекта в классе. «Это понятие непоследовательно», — утверждает Гарднер. Мы считываем и обрабатываем пространственную информацию глазами, но чтение и обработка требуют разных типов интеллекта. Не имеет значения, что именно мы задействуем для получения информации. Важно то, как наш мозг обрабатывает эту информацию.
«Отбросьте термин „стили“. Это запутает других и не поможет ни вам, ни вашим ученикам», — предполагает Гарднер.
На главную альманаха →