История образования. Педагогика второй половины ХХ века в странах Запада
Наша статья будет посвящена ХХ веку и зарубежной педагогике ХХ века. Образование на Западе — это часть большой социально-экономической системы.

Образование очень инертно, но оно все равно вынуждено изменяться. И эти изменения отвечают тем переменам, которые происходят во внутренней структуре модерна. Собственно, наступает постмодерн. А что это означает? Рушатся старые модерные представления о роли семьи, государства, общества, социальных институтов. Изменяется социальное представление о горизонтальной и вертикальной мобильности и ее возможностях. Изменяется представление о профессии, круге профессий и областях знаний. Весь этот набор изменений приводит к тому, что сами образовательная среда и образовательная структура становятся принципиально другими. Везде мы видим своеобразных педагогов-новаторов, которые пытаются что-то изменить.

Например, у нас есть новое направление, которое называется опытной педагогикой. Опытная — значит основанная на опыте ученика. Обучение здесь представляется не таким, каким оно было раньше. В ситуации постоянно изменяющегося мира, в котором сменяются ценностные и ключевые педагогические установки, мы обнаруживаем новые потребности. Ученик должен учиться на основе собственного опыта, и этот опыт строится по принципу: попробовал — отрефлексировал — вывел теоретическую подоплеку — попробовал еще раз.

Из школы опытного обучения, где важен не только Колб, но и такой автор, как Пиаже, вырастает концепция Брунера о том, как правильно учить ребенка. Наверное, Брунер — один из главных психологов и педагогов второй половины ХХ века в Америке. Брунер пытается объяснить, каким именно образом происходит научение, и на ряде экспериментов показывает, что обучение детей нелинейно и сильно зависит от их культурного контекста.

Заметьте, сама эта мысль очень проста, ясна и известна нам с «Никомаховой этики» Аристотеля. Но для того чтобы это подтвердить, понадобились сотни педагогических опытов, тысячи публикаций и, наконец, признание педагогическим сообществом того простого факта, что то, что хорошо действует в богатых кварталах американского мегаполиса, плохо будет действовать в бедных кварталах Сингапура.

Еще одним направлением западной педагогической мысли можно назвать доказательное образование, или доказательную педагогику. Ее лидеры — это Хэтти и Марцано. Они любили говорить о том, что мы не очень понимаем до конца, что конкретно работает в педагогике и каким образом происходит научение.

Хэтти в начале своей книги говорит о том, что мы действительно не знаем, как происходит научение конкретного человека, взрослого и ребенка. И что происходит там, в классе, — для него загадка, тайна и волшебство. Каждый раз это элемент творчества или сотворчества учителя и ученика. И то, что у одного учителя работало с одними учениками, вполне возможно, никогда не будет работать у другого учителя. Например, из-за тембра голоса или из-за темпа речи.

Интересно, что сам Хэтти, который никогда не был системным преподавателем, всегда с большим пиететом относился к тем, кто находится «в поле». И Хэтти, и Марцано видели основной своей задачей описание той системы, которая работает. Выделение тех элементов, которые работают лучше всего. Марцано выделил их 10. Они все совершенно понятные. Он говорит о том, что хорошо работает, когда вы делаете пометки во время вашего объяснения темы. Хорошо работает, когда вы проводите сравнение. Хорошо работает, когда вы рефлексируете.


На главную альманаха →

Полный выпуск подкаста можно послушать по ссылкам ниже:


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту
Фото: Museums Victoria, Unsplash.com