История образования. Начало: от первобытности к Средним векам
Когда же началась история образования? Это сложный для нас вопрос, потому что он касается истории человека и его отделения от животного. Когда мы можем говорить, что человек стал принципиально другим — и стал ли он когда-нибудь принципиально отличным от животного? Мы часто можем слышать у разных антропологов теории о том, что это произошло 70 тысяч лет назад, или 140 тысяч лет назад, или 160 тысяч лет назад. В общем, «кто больше».

К сожалению, мы не знаем, когда произошла когнитивная революция. Но что это такое и к чему она привела?

Судя по тому, как работают современные сообщества, которые схожи с древними, мы понимаем, что образование всегда было частью любого сообщества. В первую очередь оно, конечно же, было связано с большой семьей. Большая матриархальная или патриархальная семья — здесь тоже нет понятных разъяснений на этот счет. Она и занималась воспитанием ребенка. Все изменилось в тот момент, когда человек вошел в эпоху неолитической революции — на границе мезолита и неолита, около 6 тысяч лет назад, когда появляются новые сообщества и государства.

Что такое неолитическая революция?

Это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это означает, что теперь наши дорогие предки не собирают по полю все, что там валяется или что найдут, и не охотятся или ловят рыбу бесконечно. Они выращивают урожай, начинают заниматься скотоводством — и образуются новые сообщества. Вот в этот период появляется одна очень важная необходимость. Количество людей в сообществе увеличивается, их становится гораздо больше 150–300, что было нормой для каменного века. Теперь их нужно считать.

Мы прекрасно понимаем по устройству нашего мозга, что количество людей, которых мы можем запомнить, приближается к 150. Если у вас 150 френдов в соцсетях, это означает, что вы нормальный человек и знаете всех этих людей. А если больше, то, скорее всего, кого-то из этих людей вы уже не знаете. И вот примерно такое сообщество, которое было в период неолитической революции нормальным, после неолитической революции становится гораздо больше. 300, 500, 1 000, 2 000 человек — в таком сообществе уже тяжело запомнить всех. А главное — очень тяжело запомнить, кто и что сделал. Вот в этот момент начинают появляться государства, государственные аппараты, письменность. И что важно — письменность начинается с числительных.

Судя по самым-самым ранним табличкам, которые у нас есть в культурах древности (это шумерские таблички), в первую очередь люди учились считать. Именно счет становится основой культур первой древности. И это не дело семьи. Появляются специальные учебные учреждения, которые учат писать и считать. И вот здесь-то и начинается история образования.

Все люди учились четырем вещам:

  1. считать;
  2. писать;
  3. этикету, или правильным взаимоотношениям с вышестоящими людьми и богами. Боги настолько же реальны, как и люди. Поэтому отношения с богами тоже очень и очень важны для нас;
  4. ремеслу. Это ремесленное обучение нам хорошо знакомо. До сих пор многие представители художественного мира любят брать себе учеников, ничего не объяснять им и говорить: «Ну, просто посиди у меня в мастерской». Вот именного такого рода обучение происходило и в древнейшие времена. Наблюдай за мастером. Мастер не знает, как он это делает, но он это делает. Попробуй сделать так же. Как только ты сможешь сделать так же, ты можешь попытаться уйти от мастера.

Образование действительно служило социальным лифтом для многих чиновников, потому что именно степень образования, знания текстов, умений в арифметике влияла на дальнейший карьерный рост.


На главную альманаха →

Полный выпуск подкаста можно послушать по ссылкам ниже:


читать также
полезные материалы от School of Education
ещё вас может заинтересовать
Вдохновляющие дискуссии и лекции наших преподавателей, а также книга, охватывающая все аспекты проектирования программ, соавтором и составителем которой стала Соня Смыслова, сооснователь и куратор School of Education
подпишитесь на рассылку альманаха
Чтобы первыми получать свежие материалы прямо на почту